Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия,

Работа состоит из  1 файл

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
 
 
 

Институт  социальных отношений 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на  тему: “ Физическое воспитание детей дошкольного возраста” 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: студент 

                    группы  COФ-41

                    Сидоров И.Э. 

                    Руководитель:

                    Косов Р.Н. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Калуга 2011 
Содержание 

 

Введение

 

      Физическое  воспитание для детей то же, что  фундамент для здания. Чем прочнее  заложен фундамент, тем выше может  быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет  в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

      Ни  в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые семь лет. В период дошкольного  детства (от рождения до семи лет) у  ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

      Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными  — задача не только родителей, но и  каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

      Болезненный, физически плохо развитый ребенок  обычно отстает от здоровых детей  в учебе. У него хуже память, его  внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

      Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению  деятельности внутренних органов и  систем детского организма.

      Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

      Вот почему так справедливо отмечал  выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще  и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

      Поэтому крайне важно правильно поставить  физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

    Темой  работы является физическое воспитание детей дошкольного возраста Объектом исследования является физическая культура детей дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности формирования физических навыков детей дошкольного возраста. Цель - выявить педагогические условия формирования физических навыков детей дошкольного возраста. Задачи исследования:

    1. Рассмотреть понятие физической культуры;

    2. Выявить возрастные особенности детей дошкольного возраста;

    3. Обосновать педагогические условия  формирования физических навыков детей дошкольного возраста.

      Aактуальность проблемы физическое воспитание детей дошкольного возраста связана, по крайней мере, с тремя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в  физически здоровом поколении

    Во-вторых, в современном мире человек живет  и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший организм ребенка, на еще только формирующийся организм ребенка.

    В-третьих, физическое воспитание не только укрепляет тело, но и закаляет характер, воспитывает волевые качества ребенка. 

      Я выбрал данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких  всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.

      Таким образом, физического воспитания детей имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел).

      В данной работе я также рассмотрел методические рекомендации по проведению физических занятий с учетом возрастных особенностей детей дошкольного  возраста (III раздел).

      Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице (IV раздел).

      Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений (V раздел).

      Таким образом, данная курсовая работа содержит введение, 5 разделов основной части, подразделы, заключение и список использованной литературы. И состоит из 45  стр.,  2 табл.,  12 рис.

 

Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические   
особенности развития дошкольников

 

      Знание  возрастных особенностей развития ребенка  поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием  детей.

      Организм  дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни  у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные  физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями  развития детей соответствующего возраста (см. таблице 1) [1].

Таблица 1

Средние показатели физического развития дошкольников  
(по данным 1992-1994 гг.)
 

Возраст Пол

Антропометрические  показатели

Рост, см ± Масса тела, кг ± Окружность  грудной клетки, см ±
городские дети сельские дети городские дети сельские дети городские дети сельские дети
2 года м 88,2

±4,8

88

±4,25

13,2

±1,97

13,7

±2,2

51,5

±2,12

51,9

±2,72

д 86,5

±4,76

86,1

±4,58

12,4

±1,32

12,8

±1,58

50,8

±2,4

50,9

±2,82

3 года м 98,1

±4,66

98

±4,95

15,5

±1,42

15,7

±1,65

53,2

±2,43

53,3

±2,83

д 96,7

±4,59

96,4

±5,28

15,3

±1,34

15,3

±1,72

52,1

±2,57

52,6

±2,85

4 года м 101,7

±2,32

І03,4

±5,58

1б,8

±0,99

16,6

±1,78

53,6

±1,44

56,6

±3,02

д 100,7

±2,74

102,4

±5,01

16,2

±1,22

15,9

±1,55

52,7

±1,12

54,3

±3,07

5 лет м 109,2

±2,86

108,8

±4,75

18,8

±1,25

18,9

±2,72

55,7

±1,43

58,3

±3,09

д 110,3

±2,71

107,8

±3,75

18,5

±1,72

18,1

±1,69

53,6

±1,61

55,5

±1,76

6 лет м 116,7

±2,78

115,3

±4,9

21,4

±2,41

21,0

±2,21

58,7

±1,85

60,5

±2,88

д 115,3

±3,3

115,0

±5,23

21,2

±2,65

20,7

±3,15

58,3

±1,93

59,2

±3,5

7 лет м 123,1

±3,48

122,4

±4,55

24,2

±2,09

23,2

±2,54

61,0

±2,08

61,4

±2,48

д 122,2

±4,05

121,2

±5,56

23,7

±2,09

23,5

±3,42

59,8

±2,64

61,0

±3,68

 

      Следует помнить, что ребенок с избыточным весом не может быть отнесен к  категории хорошо физически развитых детей. Даже при повышении массы  тела на 15—20 % у детей снижается  работоспособность, повышается раздражительность, могут возникнуть нарушения опорно-двигательного аппарата.

      Следует учитывать, что на протяжении дошкольного  возраста накопление веса и увеличение роста колеблется — в одни периоды  малыш быстрее вытягивается вверх, а в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех  до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность [2].

      Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать  и анатомические особенности, а  также функциональные возможности  организма ребенка. Особенности  движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

      Мышечная  система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

      Особое  внимание рекомендуется уделять  развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

      Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста