Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:58, реферат
В своём реферате я хочу рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.
1. Введение………………………………….……………………………......…...……3.
2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста....................................................................................................4.
3. Начальное ознакомление детей со спортом……………………………………….9.
4. Совместные занятия спортом детей и родителей………………………………..11.
5. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий…………………………………………………………………..………….13.
6. Инвентарь и место для занятий…………………………………………..….........18.
7. Заключение………………..……………………………………….……...….….…20.
8. Список литературы ………………………………………………….…….....……21.
Смоленский государственный университет
Реферат
По дисциплине: Физическая культура
На тему: «Физическое воспитание детей в семье (особенности младшего школьного возраста)»
Выполнила студентка 2-го курса
Специальность «География»
Скоблова В.А.
Проверил: Губернаторов А.А.
Смоленск
2012
Содержание
В своём реферате я хочу
рассказать о важности физического
воспитания детей в семье, доказать,
что это очень серьёзная
Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».
Нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.
Спортивному руководителю,
работающему с детьми младшего школьного
возраста, необходимо хорошо знать
их анатомо-физиологические и
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста:
1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);
2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);
3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).
Физическое
развитие младших школьников резко
отличается от развития детей среднего
и особенного старшего школьного
возраста. Остановимся на анатомо-физиологических
и психологических особенностях
детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к
группе младшего школьного возраста.
По некоторым показателям развития
большой разницы между
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция
дыхания остается все еще несовершенной:
ввиду слабости дыхательных мышц,
дыхание у младшего школьника
относительно учащенное и поверхностное;
в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты
(против 4% у взрослого). Иными словами,
дыхательный аппарат детей
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Жизнедеятельность
организма, в том числе и мышечная
работа, обеспечивается обменом веществ.
В результате окислительных процессов
распадаются углеводы, жиры и белки,
возникает необходимая для
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному вожатому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы в младшем
школьном возрасте еще слабы, особенно
мышцы спины, и не способны длительно
поддерживать тело в правильном положении,
что приводит к нарушению осанки.
Мышцы туловища очень слабо фиксируют
позвоночник в статических
Чаще всего
сила мышц правой стороны туловища
и правых конечностей в младшем
школьном возрасте оказывается больше,
чем сила левой стороны туловища
и левых конечностей. Полная симметричность
развития наблюдается довольно редко,
а у некоторых детей
Поэтому при
занятиях физическими упражнениями
нужно уделять большое внимание
симметричному развитию мышц правой
стороны туловища и конечностей,
а также левой стороны туловища
и конечностей, воспитанию правильной
осанки. Симметричное развитие силы мышц
туловища при занятиях различными упражнениями
приводит к созданию "мышечного
корсета" и предотвращает болезненное
боковое искривление
Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).
Способность восприятия
и наблюдения внешней действительности
у детей младшего школьного возраста
еще несовершенна: дети воспринимают
внешние предметы и явления неточно,
выделяя в них случайные
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.
Мышление у
детей в этом возрасте также отличается
наглядно-образным характером, неотделимо
от восприятия конкретных особенностей
изучаемых явлений, тесно связано
с деятельностью воображения. Дети
пока с трудом усваивают понятия,
отличающиеся большой абстрактностью,
так как кроме словесного выражения
они не связаны с конкретной действительностью.
И причина этого, главным образом,
в недостаточности знаний об общих
закономерностях природы и