Физическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:58, реферат

Описание

В своём реферате я хочу рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

Содержание

1. Введение………………………………….……………………………......…...……3.
2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста....................................................................................................4.
3. Начальное ознакомление детей со спортом……………………………………….9.
4. Совместные занятия спортом детей и родителей………………………………..11.
5. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий…………………………………………………………………..………….13.
6. Инвентарь и место для занятий…………………………………………..….........18.
7. Заключение………………..……………………………………….……...….….…20.
8. Список литературы ………………………………………………….…….....……21.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 59.16 Кб (Скачать документ)

Вот почему в  этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Большое значение для развития функции мышления имеют  игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так  и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются  буквально все психические функции  и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная  память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.

Однако такое  положительное влияние достигается  лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами.

Специфика физических упражнений открывает большие возможности  для воспитания и развития у детей  необходимых волевых качеств.

Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими  упражнениями с детьми младшего школьного  возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Занятия проводятся не более 1-2 раз  в неделю с учетом того, что ребята 2 раза занимаются на уроках физкультуры. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.

Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному  дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое  воспитательное средство развития морально-волевых  и физических качеств младшего школьника.

 

  1. Начальное ознакомление детей со спортом

 

Физическое воспитание –  составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического  воспитания ребенка. Порицая в ребенке  рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий  повторять упражнения до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить  его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом следует  учитывать возраст ребенка, его  возможности. Во время занятий ценятся  главным образом те упражнения, которые  ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется  их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует  от родителей большого терпения и  самообладания.

Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить  ребенка от занятий и тем самым  лишить его благотворного влияния  физического воспитания.

Воспитывать спортивные наклонности  нужно с раннего детства. Важно  обострить у ребенка чувство  «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при  мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ  жизни может привести к почти  полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Занятия спортом также  помогают сложиться важным качествам  личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для  психического состояния подростка.

Родителям необходимо изучать  стадии физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка  – сложный процесс, одним из компонентов  которого является развитие движений. Как правильно подобрать упражнения, в какой последовательности их выполнять, как познакомить с ними ребенка  и приступить к разучиванию, сколько  раз их повторять – родители могут  правильно ответить на все эти  вопросы только на основе тщательного  изучения и глубокого знания индивидуальных особенностей своего ребенка.

Ребенок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, однако в двигательном развитии ребенок  может опережать свой возраст  или, наоборот, отставать. Поэтому родители должны не ограничиваться только данными  возрастной группы, а внимательно  отбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок готов: либо возвращаться к задачам для детей  младшего возраста, либо, напротив, предоставить свободу движений ребенку, который  по развитию перегнал свой возраст.

Правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые  дети выполняют с увлечением, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка. В наше время, которое психологи  называют зачастую временем нарастающей  отчужденности детей, очень важно  найти средства, способствующие созданию теплой, домашней атмосфере, внушающие  ребенку чувство уверенности  и безопасности, убеждающие его в  родительской любви и взаимопонимании. Хорошо продуманные занятия родителей  с ребенком являются одним из таких  средств.

С медицинской и педагогической точки зрения развитие ребенка может  разделить на следующие этапы:

грудной возраст – до 1 года,

младший возраст – от 1 года до 3 лет,

дошкольный возраст –  от 3 до 6 лет,

школьный возраст –  от 6 до 17лет.

Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна  для его гармоничного развития, как  рациональный режим, регулярное и полноценное  питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и  необходимая одежда.

Грудной возраст (до 1 года)

Процесс развития двигательных навыков у ребенка в течение 1-го года жизни хорошо изучен.

На первом месяце жизни  ребенок должен самостоятельно двигаться.

В 2 – 3 месяца кладите ребенка  на животик, берите его на руки и, показывая  игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.

В 4 – 6 месяцев к уже  освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и  на животик.

В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно  учить ходить, держась за какую-либо опору.

В 10 – 12 месяцев продолжайте  развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.

Здоровые дети в годовалом  возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес. или более поздно.

Младший возраст (от 1 года до 3 лет)

На 2-ом году жизни главная  задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к  разнообразным движениям, учить  его менять позы и положения.

На 3-ем году жизни интенсивно развивается подвижность рук  и ног, ребенок набирает силы. Задача родителей – способствовать всестороннему  развитию у ребенка умение ходить, бегать, прыгать и т.д.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

На 4-ом году жизни задача родителей вырабатывать у ребенка  правильную осанку и легкую, красивую походку.

На 5-ом году жизни ребенок  быстро ориентируется в новых  ситуациях, в состояние выполнять  ритмические движения.

На 6-ом ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его умственно и физически  нужно приготовить к школьной работе. Чтобы всего этого достичь  следует в течение дошкольного  периода систематически направлять двигательную активность.

Школьный возраст (от 6 до 17 лет)

Ребенок приобщается к  более серьезным подвижным командным  играм – футбол, баскетбол, волейбол и др. Этот возраст наибольшей активности у детей, поэтому многие родители грамотно распределяют нагрузки своего ребенка, сочетая школьные занятия  и досуг ребенка. Они записывают своих детей на различные спортивные кружки и занятия: плаванье, танцы, футбол, теннис, восточные единоборства.

Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов  к спорту. Важно: уметь сделать  их правильно, во всем помогая и направляя  ребенка.

  1. Совместные занятия спортом детей и родителей

 

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом  важным, но лишь немногие по–настоящему  используют для этого возможности  физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно  в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда  и физическое воспитание идет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность  лучше узнать ребенка, создают и  укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения  любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

- пробуждают у родителей  интерес к уровню «двигательной  зрелости» детей и способствуют  развитию у детей двигательных  навыков в соответствии с их  возрастом и способностями;

- углубляют взаимосвязь  родителей и детей;

- предоставляют возможность  позаниматься физкультурой за  короткий отрезок времени не  только ребенку, но и взрослому:  родитель показывает ребенку  те или иные упражнения и  выполняет большинство из них  вместе с ним;

- позволяют с пользой  проводить то свободное время,  которое мать или отец посвящают  ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию  ребенка.  Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора.  Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований – они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.  

А если родители постараются  хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов  в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.

Информация о работе Физическое воспитание детей в семье