Физическое воспитание ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:54, реферат

Описание

Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Содержание

Введение 3
Начальное ознакомление детей со спортом 3
Совместные занятия спортом детей и родителей 5
Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12
Инвентарь и место для занятий 15
Заключение 16
Используемая литература 17

Работа состоит из  1 файл

Физическое воспитание ребенка в семье.docx

— 60.23 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание: 

     Введение 3

     Начальное ознакомление детей со спортом 3

     Совместные занятия спортом детей и родителей 5

     Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12

     Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12

     Инвентарь и место для занятий 15

     Заключение 16

     Используемая литература 17

 

     

     Введение

Сегодня, наверное нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Спорт – это выражение нашей силы, славы, достижений.  
Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то остаются в стороне. Одному не хватает терпения, другому – времени, третьему – организованности. Особенно это важно для родителей. Дети внимательно изучают своих родителей. Детям не с кого брать пример в занятиях спортом.

Несмотря на то, что к спорту действительно  не остается равнодушным никто, главной  болезнью ХХI века можно назвать гиподинамию, т.е. малоподвижность. Поэтому физическая культура должна стать образом жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. Это даже не пожелание, а по нынешним временам необходимость.  
Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес так называемым « болезням цивилизации».  
Хотим мы этого или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.  
Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнения до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания [1]. 
Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.  
Итак, воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.  
Таким образом, занятия, между прочим, помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния ребенка.

     Начальное ознакомление детей  со спортом

     Родителям необходимо скрупулезно изучать  стадии физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка  – сложный процесс, одним из компонентов  которого является развитие движений. Как правильно подобрать упражнения, в какой последовательности их выполнять, как познакомить с ними ребенка  и приступить к разучиванию, сколько  раз их повторять – родители могут  правильно ответить на все эти  вопросы только на основе тщательного  изучения и глубокого знания индивидуальных особенностей своего ребенка.

     Ребенок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, однако в  двигательном развитии ребенок может  опережать свой возраст или, наоборот, отставать. Поэтому родители должны не ограничиваться только данными возрастной группы, а внимательно отбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок  готов: либо возвращаться к задачам  для детей младшего возраста, либо, напротив, предоставить свободу движений ребенку, который по развитию перегнал свой возраст.

     Было  доказано, что правильно подобранные  упражнения с эмоциональным зарядом, которые дети выполняют с увлечением, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка. В наше время, которое психологи  называют зачастую временем нарастающей  отчужденности детей, очень важно  найти средства, способствующие созданию теплой, домашней атмосфере, внушающие  ребенку чувство уверенности  и безопасности, убеждающие его в  родительской любви и взаимопонимании. Хорошо продуманные занятия родителей  с ребенком, бесспорно, являются одним  из таких средств.

     С медицинской и педагогической точки  зрения развитие ребенка может разделить  на следующие этапы:

     грудной возраст – до 1 года,

     младший возраст – от 1 года до 3 лет,

     дошкольный  возраст – от 3 до 6 лет.

     Забота  о двигательном развитии ребенка  является почти столь же важной для  его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное  питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и  необходимая одежда.

     Грудной возраст (до 1 года)

     Процесс развития двигательных навыков у  ребенка в течение первого  года жизни хорошо изучен.

     На  первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться.

     В 2 – 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.

     В 4 – 6 месяцев к уже освоенным  движениям добавляйте переворот  ребенка на бок и на животик.

     В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка  ползать, сидеть и стоять, а некоторых  детей уже можно учить ходить, держась за какую-либо опору.

     В 10 – 12 месяцев продолжайте развивать  у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а  затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.

     Здоровые  дети в годовалом возрасте, как  правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес. или более поздно.

     Младший возраст (от 1 года до 3 лет)

     На  втором году жизни главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным  движениям, учить его менять позы и положения.

     На  третьем году жизни интенсивно развивается  подвижность рук и ног, ребенок  набирает силы. Задача родителей –  способствовать всестороннему развитию у ребенка умение ходить, бегать, прыгать, осваивать с ним культуру поведения.

     Дошкольный  возраст (от 3 до 6 лет)

     На  четвертом году жизни задача родителей  вырабатывать у ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку.

     На  пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состояние выполнять ритмические  движения.

     На  шестом ребенок должен показать, что  им освоены все основные виды движений. Его умственно и физически  нужно приготовить к школьной работе. Чтобы всего этого достичь  следует в течение дошкольного  периода систематически направлять двигательную активность [2].

     Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов к спорту. Важно: уметь  сделать их правильно, во всем помогая  и направляя ребенка.

     Совместные  занятия спортом  детей и родителей

 

     Родители  считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого  возможности физической культуры. И  сами родители в большинстве своем  самокритично оценивают свое участие  в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые  мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время [3].

     Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

     Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше  узнать ребенка, создают и укрепляют  в семье обстановку взаимного  внимания и делового содружества, столь  необходимую для решения любых  воспитательных задач.

     Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

     - пробуждают у родителей интерес  к уровню «двигательной зрелости»  детей и способствуют развитию  у детей двигательных навыков  в соответствии с их возрастом  и способностями;

     - углубляют взаимосвязь родителей  и детей;

     - предоставляют возможность позаниматься  физкультурой за короткий отрезок  времени не только ребенку,  но и взрослому: родитель показывает  ребенку те или иные упражнения  и выполняет большинство из  них вместе с ним;

     - позволяют с пользой проводить  то свободное время, которое  мать или отец посвящают ребенку,  служат взаимообогащению, способствуют  всестороннему развитию ребенка [2]. Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора.  Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований – они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.  

     А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов  в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче [1].

     То  есть, совместные занятия ребенка  вместе с родителями спортом –  один из основных аспектов воспитания. 

     Формы физического воспитания в семье. 

       Пешие прогулки и походы. 

        Пешеходные прогулки, более длительные  походы являются одной из форм  активного отдыха, рационального  использования свободного времени  для укрепления здоровья. 

        Туристские походы формируют  чувства коллективизма, ответственности,  взаимопомощи. Трудности похода  вырабатывают выдержку, настойчивость,  выносливость, сочетают в себе  познавательную и двигательную  активность. Дети учатся подмечать  интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях. 

        Длительная прогулка с группой  дошкольников требует тщательно  продуманной организации. Важно  предусмотреть все мелочи, найти  удачное сочетание различного  рода физических нагрузок с  отдыхом, что позволит дать  положительный эмоциональный настрой,  доставит детям радость. 

        С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее  окружение планируются с таким  расчетом, чтобы маршрут в один  конец занимал 15-20 минут, для  ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а  для семилетних возможна прогулка  до 40-45 минут. При регулярной организации  походов дети преодолевают путь  примерно 7 км. 

        Продолжительность ходьбы должна  увеличиваться постепенно. Так же  постепенно включаются и препятствия,  которые надо преодолевать на  пути. Взрослым следует хорошо  знать возможности естественного  окружения, которые желательно  использовать для упражнений  детей в разнообразных видах  движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.    

        Ходьба во время длительных  прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически  утомляет детей, сколько оказывает  неблагоприятное влияние на их  нервную систему. Если намечен  переход к дальнему лесу, к  подножию горы, на сенокос, надо  так организовать детей, чтобы  они шли свободно, группой по 4-5 человек. Когда маршрут проходит  по улице поселка, шоссе или  вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и  пройти парами этот отрезок  пути. Но как только они выходят,  например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь  по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти   организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе. 

Информация о работе Физическое воспитание ребенка в семье