Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:54, реферат
Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Введение 3
Начальное ознакомление детей со спортом 3
Совместные занятия спортом детей и родителей 5
Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12
Инвентарь и место для занятий 15
Заключение 16
Используемая литература 17
Содержание:
Введение 3
Начальное ознакомление детей со спортом 3
Совместные занятия спортом детей и родителей 5
Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12
Инвентарь и место для занятий 15
Заключение 16
Используемая литература 17
Сегодня, наверное
нет на земле человека, который бы оставался
равнодушным к спорту. Спорт – это выражение
нашей силы, славы, достижений.
Все понимают роль спорта, но сами взрослые
порой почему-то остаются в стороне. Одному
не хватает терпения, другому – времени,
третьему – организованности. Особенно
это важно для родителей. Дети внимательно
изучают своих родителей. Детям не с кого
брать пример в занятиях спортом.
Несмотря на
то, что к спорту действительно
не остается равнодушным никто, главной
болезнью ХХI века можно назвать гиподинамию,
т.е. малоподвижность. Поэтому физическая
культура должна стать образом жизни человека,
в нее должны быть вовлечены все люди,
независимо от возраста. Но лучше начинать
с раннего детства. Это даже не пожелание,
а по нынешним временам необходимость.
Движение - основное проявление жизни
и в то же время средство гармоничного
развития личности. В младенческом возрасте
уровень развития двигательных рефлексов
является показателем общего состояния
здоровья и развития; по активности движений
ребенка судят о развитии других сторон
личности - в частности, психики. А поскольку
движения развиваются и совершенствуются
в соответствии с условиями окружающей
среды, то степень двигательного развития
ребенка в значительной мере зависит от
родителей. Все родители хотят, чтобы их
ребенок рос здоровым, сильным и крепким,
однако часто забывают о том, что хорошие
физические данные обусловлены в первую
очередь двигательной активностью ребенка,
что помимо движения определенного роста
и веса он должен быть ловким, подвижным
и выносливым. Результаты последних исследований
подтверждают, что в высокоцивилизованном
обществе необходимо будет уделять гораздо
больше внимания физическому развитию
человека, поскольку становится все меньше
стимулов для естественного движения.
Люди живут в экономно построенных квартирах,
темп современной жизни вынуждает их часто
пользоваться городским транспортом,
получать информацию с помощью развитых
средств (радио, телевидение) - все это
требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая
работа обусловливают необходимость двигательной
компенсации – с помощью занятий физкультурой
и спортом, игр, активного отдыха. В связи
с этим наше подрастающее поколение обязано
научиться своевременно и полностью использовать
благотворное воздействие физических
упражнений – как жизненную необходимость
в противовес так называемым « болезням
цивилизации».
Хотим мы этого или нет, но нам не остановить
стремительный темп жизни; всевозрастающие
требования к глубине и качеству знаний
и опыта каждого человека, уменьшение
движений и связанное с этим нарушение
естественного образа жизни будет закономерно
сказываться на наших детях. Чем более
крепким здоровьем и хорошими физическими
данными мы вооружим наших детей в младенчестве,
тем лучше они потом приспособятся к новым
социальным условиям. Забота о формировании
двигательных навыков ребенка, о достижении
необходимого уровня ловкости, быстроты,
силы и других качеств являются первоочередной
задачей матери и отца еще до поступления
ребенка в школу.
Физическое воспитание – составная часть
интеллектуального, нравственного и эстетического
воспитания ребенка. Порицая в ребенке
рассеянность, беспорядок и непослушание,
мы требуем и во время занятий повторять
упражнения до тех пор, пока ребенку не
удастся выполнить его правильно. Общение
с ребенком родители должны осуществлять
как бы в форме игры, при этом всегда следует
учитывать возраст ребенка, его возможности.
Во время занятий ценятся главным образом
те упражнения, которые ребенок выполняет
с радостью, без нажима со стороны взрослых,
не подозревая о том, что подчиняется их
желаниям. Мягкая, последовательная манера
обращения с ребенком требует от родителей
большого терпения и самообладания [1].
Не должно возникать ссор и споров, которые
могли бы отвратить ребенка от занятий
и тем самым лишить его благотворного
влияния физического воспитания.
Итак, воспитывать спортивные наклонности
нужно с раннего детства. Очень важно обострить
у ребенка чувство «мышечной радости»,
как назвал его великий русский физиолог
И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое
здоровым человеком при мышечной работе.
Чувство это есть у каждого человека от
рождения. Но длительный малоподвижный
образ жизни может привести к почти полному
его угасанию. Не упустить время – вот
главное, что надо знать родителям на этот
счет.
Таким образом, занятия, между прочим,
помогают сложиться важным качествам
личности: настойчивости в достижении
цели, упорству; положительные результаты
этих занятий благотворны для психического
состояния ребенка.
Родителям
необходимо скрупулезно изучать
стадии физического развития ребенка,
а также его возрастные и индивидуальные
особенности. Рост и развитие ребенка
– сложный процесс, одним из компонентов
которого является развитие движений.
Как правильно подобрать
Ребенок развивается неравномерно. Ориентиром может служить возраст, однако в двигательном развитии ребенок может опережать свой возраст или, наоборот, отставать. Поэтому родители должны не ограничиваться только данными возрастной группы, а внимательно отбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок готов: либо возвращаться к задачам для детей младшего возраста, либо, напротив, предоставить свободу движений ребенку, который по развитию перегнал свой возраст.
Было доказано, что правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые дети выполняют с увлечением, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка. В наше время, которое психологи называют зачастую временем нарастающей отчужденности детей, очень важно найти средства, способствующие созданию теплой, домашней атмосфере, внушающие ребенку чувство уверенности и безопасности, убеждающие его в родительской любви и взаимопонимании. Хорошо продуманные занятия родителей с ребенком, бесспорно, являются одним из таких средств.
С медицинской и педагогической точки зрения развитие ребенка может разделить на следующие этапы:
грудной возраст – до 1 года,
младший возраст – от 1 года до 3 лет,
дошкольный возраст – от 3 до 6 лет.
Забота о двигательном развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.
Грудной возраст (до 1 года)
Процесс развития двигательных навыков у ребенка в течение первого года жизни хорошо изучен.
На первом месяце жизни ребенок должен самостоятельно двигаться.
В 2 – 3 месяца кладите ребенка на животик, берите его на руки и, показывая игрушку, стимулируйте движения мышц шеи.
В 4 – 6 месяцев к уже освоенным движениям добавляйте переворот ребенка на бок и на животик.
В 7 – 9 месяцев побуждайте ребенка ползать, сидеть и стоять, а некоторых детей уже можно учить ходить, держась за какую-либо опору.
В 10 – 12 месяцев продолжайте развивать у ребенка умение ползать, стоять и ходить, опираясь на что-нибудь, а затем побуждайте его к первым самостоятельным шагам.
Здоровые дети в годовалом возрасте, как правило, умеют ходить с помощью взрослого или же держась за мебель, а некоторые – и самостоятельно. Дети начинают ходить около 9 мес. или более поздно.
Младший возраст (от 1 года до 3 лет)
На втором году жизни главная задача родителей – поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его менять позы и положения.
На третьем году жизни интенсивно развивается подвижность рук и ног, ребенок набирает силы. Задача родителей – способствовать всестороннему развитию у ребенка умение ходить, бегать, прыгать, осваивать с ним культуру поведения.
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
На четвертом году жизни задача родителей вырабатывать у ребенка правильную осанку и легкую, красивую походку.
На
пятом году жизни ребенок быстро
ориентируется в новых
На шестом ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его умственно и физически нужно приготовить к школьной работе. Чтобы всего этого достичь следует в течение дошкольного периода систематически направлять двигательную активность [2].
Конечно, это всего лишь краткая характеристика первых шагов к спорту. Важно: уметь сделать их правильно, во всем помогая и направляя ребенка.
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время [3].
Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.
Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
-
пробуждают у родителей
-
углубляют взаимосвязь
-
предоставляют возможность
-
позволяют с пользой проводить
то свободное время, которое
мать или отец посвящают
А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче [1].
То
есть, совместные занятия ребенка
вместе с родителями спортом –
один из основных аспектов воспитания.
Формы
физического воспитания
в семье.
Пешие прогулки и походы.
Пешеходные прогулки, более длительные
походы являются одной из форм
активного отдыха, рационального
использования свободного
Туристские походы формируют
чувства коллективизма,
Длительная прогулка с группой
дошкольников требует
С детьми 3-4 лет прогулки в ближайшее
окружение планируются с таким
расчетом, чтобы маршрут в один
конец занимал 15-20 минут, для
ребят 5-6 лет – 30-40 минут, а
для семилетних возможна
Продолжительность ходьбы
Ходьба во время длительных
прогулок не должна быть