Физическое воспитание ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:54, реферат

Описание

Воспитывать спортивные наклонности нужно с раннего детства. Очень важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на этот счет.

Содержание

Введение 3
Начальное ознакомление детей со спортом 3
Совместные занятия спортом детей и родителей 5
Формы физического воспитания в семье…………………………………………………….12
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 12
Инвентарь и место для занятий 15
Заключение 16
Используемая литература 17

Работа состоит из  1 файл

Физическое воспитание ребенка в семье.docx

— 60.23 Кб (Скачать документ)

        Если конечный пункт прогулки  находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать  небольшой привал – отдых в  тени кустов, деревьев. Желающим  можно предложить за 30-35 м до  намеченного места отдыха пройти  быстрее или пробежать и подождать  там остальных. Это приучает  детей к самостоятельности, дает  некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты). 

        После недлительного отдыха во  время привала здесь же можно  организовать подвижные игры, с  тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь. 

        Например: 

        Ноги от земли!  Дети свободно  стоят на площадке (полянке). В  центре – ловишка (его выбирают заранее по договоренности с детьми). По сигналу взрослого «Раз, два, три – лови!» ребята разбегаются в разные стороны. Стремясь, чтобы ловишка не мог коснуться, каждый занимает какое-либо возвышение над землей: пенек, бревно, бугорок, некоторые руками и ногами обхватывают ствол дерева, не касаясь, конечно, земли. Того, кто не успел это сделать, ловящий касается рукой. Этот участник выходит из игры. Так повторяют 3-4 раза. После этого выбирают нового ловишку. 

        Хорошо ходить в поход не  одной, а двумя-тремя семьями,  чтобы в таких объединениях  было не менее 2-3 детей, сходных  по возрасту. Постоянного внимания  взрослых требуют самые маленькие  дети – до 4 лет, а дошкольники  4-7 лет уже выполняют в группе  определенные обязанности. При  наличии нескольких взрослых  обязанности между ними распределяются  так, чтобы чередовались заботы (о пище, организации остановки  или ночлега) и отдых, возможность  личного досуга (порыбачить, почитать  книгу, заняться вязанием, просто  отдохнуть и расслабиться). 

        Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия. 

        Выбор маршрута. На первых порах  не следует отправляться в  далекий от дома поход, особенно  при небольшом туристском опыте  родителей. Обязательно надо учесть  реальные возможности детей, не  переоценивать их силы, выносливость. 

        Подготовка к походу. Собираясь  в дальнюю прогулку или в  поход на 2-3 дня, взрослые должны  проявить внимание к одежде, обуви,  снаряжению. Дошкольники принимают  самое активное участие в подготовке  инвентаря: собирают рюкзак, спортивный  инвентарь, игрушки. Родители  вместе с ребятами обсуждают  намеченный маршрут, чтобы младшие  почувствовали сопричастность к  походу, ощутили себя его полноправными  участниками. 

        Дети 3-4 лет в семейном походе  проходят в день 4-6 км, скорость  ходьбы примерно 2,5-3 км в час,  в 5-6 лет – 8-10 км. Не следует  торопить ребят, нужно рассчитать  маршрут так, чтобы были остановки.  На опушке  леса, полянке предложить  интересные игры, соревнования на  полосе препятствий. Для детей  3-7 лет предлагается длина трассы  с препятствиями 80-100 м, считая  по 5-6 м расстояния между отдельными  препятствиями. 

        Препятствия могут быть следующие: 

        «Лягушатник» - из веток и прутьев:  высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера  с расстоянием между ними 80 см  дети перепрыгивают двумя ногами  сразу. 

        «Коридор» - обозначается тесьмой  в кустарнике или между деревьями  с несколькими поворотами. 

        «Нора» - устраивается из плащ-палатки  или куска ткани размером 1,5-2 м.  Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками  свободно к земле, чтобы можно  было проползти на четвереньках. 

        «Бревно» - обрезок ствола длиной 3-4 м с неснятой корой, закрепляется  колышками или оставшимися на  нижней стороне сучьями. 

        «Обезьянник» - образован двумя веревками  (диаметром 10-12 см), натянутыми между  двумя деревьями (расстояние между  ними 2-3 м). Их туго натянуть и  оттянуть в стороны с помощью  дополнительных веревок. Ребята  переступают ногами по нижней  веревке, держась за верхнюю. 

        «Гол» - ударом ноги прогнать  мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить его в рюкзак и надеть  рюкзак на себя. 

        Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия,  предлагают попробовать выполнить  задание, а затем уже объявляются  условия соревнования. 

        Питание и питье. Хорошо сварить  на костре свежий обед. 

        Для привала летом выбирается  теневое место с хорошим обзором,  в холодную погоду – защищенное  от ветра и освещаемое солнцем.  После отдыха дети обычно затевают  игры. Родители должны создать  им для подвижных игр наиболее  подходящие условия. 

        Тяни в круг. На рюкзак кладется  мяч. 5-6 детей, взявшись за руки, встают в круг вокруг рюкзака.  При помощи различных движений, не расцепляя рук, каждый старается  заставить партнера сбить мяч  любой частью тела. Сбивший мяч  выбывает из игры. 

        Найди свой домик. Ребята самостоятельно  или с помощью взрослого выбирают  для себя домики (скамейку, бревно, пенек) и находятся в них.  В одном домике может быть  двое детей. По сигналу выбегают  на площадку, бегают, изображая ловлю  бабочек (хлопают в ладоши перед  собой и над головой), зайчиков (подпрыгивают на двух ногах), самолеты (бегают с поднятыми  в стороны руками). По сигналу  «Найди домик!» быстро разбегаются,  занимая домики. 

        Сколько шагов. Детям предлагается  задание – выбрать какое-нибудь  дерево и попробовать определить  на глаз, сколько до него шагов.  Затем расстояние измеряется  шагами. Побеждает тот, кто назвал  наиболее близкое к правильному число шагов.

     3.2.        Плавание.

        Влияние плавания на организм  человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека  в водной среде располагается  горизонтально и этим позвоночник  освобождается от нагрузки массы  тела; создаются благоприятные условия  для формирования правильной  осанки. Под действием воды активизируется  кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой.  Дыхательная система под влиянием  активного выдоха в воду и  преодоления ее сопротивления  заметно укрепляется, увеличивается  глубина дыхания. Пребывание в  воде закаляет организм, совершенствует  его терморегуляцию, повышает устойчивость  к холоду, изменению температуры.  Во время плавания активизируется  обмен веществ, деятельность всей  нервной системы, упражняются  многие группы мышц, суставы и  связки. Длительные повторения определенных  циклов движений повышают выносливость  организма и сопротивляемость  его простудным заболеваниям. 

        Надо постараться как можно раньше научить малыша держаться на воде и плавать. Первые навыки можно образовать у совсем маленького ребенка -  в возрасте двух-трех недель, используя домашнюю ванну. Конечно, до начала занятий в ванне надо посоветоваться с врачом. Плавать ребенок должен в чистой, дезинфицированной ванне, лучше в одни и те же часы первой половины дня. Нахождение в воде должно быть для малыша радостным, интересным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С ним надо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец, плыви, плыви, двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях – плаче, страхе, нежелании находиться в воде – лучше прекратить занятие, успокоить малыша, занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36-370. Пребывание ребенка в воде увеличивается постепенно – с 10 до 15-20 минут при снижении температуры воды до 340. 

        Какие навыки движений в воде  может освоить ребенок? 

        Взрослый сначала лицом к себе  держит его под мышки и за  грудную клетку. Окунуть несколько  раз в воду до подбородка; уложив  малыша на спину, левую ладонь  подвести под затылок малыша, правой обхватить область таза. Покачивать, переводя ребенка из горизонтального положения в полувертикальное и обратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2-3 минуты) и отдых ребенка в вертикальном положении (левая рука взрослого обхватывает грудь малыша и на нее он наваливается, правая рука поддерживает затылок); 

     -         обе ладони подведены под спину  малыша, большие пальцы обхватывают  сверху его плечи. Боковые покачивания  ребенка вправо-влево (снова отдых  в вертикальном положении); 

     -         плавание (на руках взрослого)  от одного конца ванны к  другому и обратно в положении  на спине. 

        Надо заранее подготовить и  специальное оборудование: «чепчик  русалки» - в легкую шапочку вшить  куски пенопласта. Использовать  для поддержки ребенка на поверхности  воды в положении на спине  «пояс Нептуна» - надувная резиновая  подушка с поясом (для плавания  на груди). 

        Овладение навыками плавания  зависит от индивидуальных особенностей  ребенка. Надо быть особенно  терпеливым, внимательным с тем,  кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному  плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать  с любимыми ребенком, побуждать  его к самостоятельности, проявлению  активности, желания научиться держаться  на воде.

     3.3.        Лыжные прогулки.

        Великолепным оздоровительным средством  в зимнее время служат лыжные  прогулки. Лыжные прогулки в лесу  оказывают также положительное  эмоциональное влияние: наслаждение  зимним пейзажем, быстрыми спусками  с гор и т.д. 

        Прогулки на лыжах доступны  уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по  росту ребенка: в возрасте 3-5 лет  длина лыж может превышать  рост на 5-7 см, тогда как детям  в возрасте 6 лет и старше подбираются  лыжи, достигающие ладони его  вытянутой вверх руки. Лыжные  палки – немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы  их можно было надевать без  затруднений с 1-2 толстыми шерстяными  носками. 

        В отличие от бега ходьбе  на лыжах детей надо обучать.  Ведь, право, больно и обидно  становится смотреть на школьников, большинство из которых очень  неловко и неумело передвигаются  на лыжах. Самое главное и  одновременно трудное  - суметь  заинтересовать ребенка, дать  ему возможность почувствовать  удовольствие от скольжения на  лыжах сначала по ровной снежной  поверхности, потом по наклонной.  Первые упражнения на снегу  проводятся без палок и начинаются  с обучения падению не вперед  или назад, а на бок с разведением  рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах – передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте. 

        При переходе к скользящему  шагу хорошо использовать накатанную  лыжню, идущую под небольшим  уклоном. Вначале длина скользящего  шага невелика, постепенно она  возрастает – одновременно с  темпом передвижения. Лишь после  этого ребенку дают палки, и  он постепенно обучается попеременному  двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом. 

        Дети дошкольного возраста могут  также обучаться преодолению  некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших  спусков. На некрутых и недлинных  спусках разучивается торможение  «плугом» - это сведение носков  лыж и коленей друг к другу  и постановка лыж на внутренние  ребра. Торможение поворотом лыж  с опорой на палки – довольно  трудное и осваивается далеко  не всеми детьми. 

        Обучать детей скоростному «коньковому»  ходу вряд ли целесообразно  из-за его чрезмерной нагрузки  на суставы ног. 

        Одежда для лыжных прогулок  подбирается так, чтобы она  не мешала движениям и не  перегревала тело. Последнее правило  очень важно соблюдать.

Информация о работе Физическое воспитание ребенка в семье