Физическое воспитание в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:24, реферат

Описание

Физическая культура — часть образа жизни человека — система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека

Содержание

Введение ..............................................................................................3
Основная часть……………………………………………………….4
1. Физическое воспитание в системе образования и его проблемы…………………………………………………........4
1.1Функции физической культуры……………………..……….4
1.2Сущность и система физического воспитания………..…….5
1.3 Проблема физического воспитания……………………...….7
2. Формы организации физического воспитания………………………………………………...…..9
2.1Основные Средства и методы физического воспитания………………………..………………………………9
2.2Внеклассная работа по физическому воспитанию…………………………………………………..…...11
2.3Традиционные формы организации физического
воспитания………………………………………………………..12
Вывод……………………….……………………………………..….13

Работа состоит из  1 файл

fizra.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

Основную фазу движений не всегда можно разделить на части. Этого, например, нельзя сделать в движениях с безопор­ным положением (в прыжках в длину и высоту). При разучи­вании таких положений просто переключают внимание школь­ника последовательно с одного момента движения на другой, например в прыжке в высоту перешагиванием — на перенесе­ние через планку маховой ноги, на положение туловища, на положение рук, на перенос толчковой ноги.

В процессе закрепления навыка нужно обращать внимание на устранение лишних движений, мешающих освоению рацио­нальной техники, на уменьшение напряженности, перемещение внимания школьника с процесса овладения техникой на коли­чественный результат.

Учитель должен контролировать процесс овладения уча­щимися двигательным навыком от начала до конца. Прежде всего он оценивает готовность учащихся к началу обучения с помощью тестов, контрольных упражнений на технику испол­нения. Затем контролируют ход освоения навыка, и если уче­ник допускает серьезную ошибку, то сразу же проводит более подробный инструктаж или применяет корригирующее упраж­нение. Овладению пространственными и. временными парамет­рами, движений помогает использование ориентиров — флаж­ков, отметок на полу, отбивания ритма хлопками и т. п.

Идеомоторный метод (продумывание, проговаривание) при­меняют в фазе овладения схемой движения, а также при отра­ботке ритма (мысленный подсчет). На этапе углубленного разу­чивания движений стараются посредством проговаривания сосредоточить внимание на наиболее важных моментах выполне­ния движений, произнося вслух или про себя: «Плечи!», «Вход!», «И... раз!» и т. п.

Большое значение имеет организация своевременной помо­щи в выполнении движений.

Для освоения ритма движений учитель сначала воспроизво­дит его сам, говоря быстро или протяжно: «Раз.,, два... три...». Затем предлагает учащимся вслух повторить этот ритм, а потом уже во время выполнения упражнения и про себя.

В процессе разучивания учащиеся должны освоить и пра­вильно употреблять спортивную терминологию: техника дви­жений; параметры движений — пространственные, временные, силовые; перемещения линейные и угловые (в суставах), тра­ектория, форма и направление, размах (амплитуда) движения; период, фаза, момент движения; длительность, темп; ритм; ско­рость, ускорение; масса, сила (интенсивность), количество дви­жения, мощность. Если некоторые понятия школьникам еще не знакомы, то учитель в доступной форме объясняет их значение.

Изученные движения требуют повторения (подкрепления на­выка), Бег, прыжки, метание, лазанье, передвижение на лыжах постоянно используются во всех классах для развития двига­тельных качеств школьников. Под контролем учителя техника выполнения этих движений постоянно совершенствуется.

Начальное обучение движениям принято проводить после общеразвивающих упражнений, служащих одновременно раз­минкой для создания оптимального уровня физического и эмо­ционального возбуждения организма к предстоящей работе. Если этот уровень выше или ниже пределов (порогов) опти­мального функционирования центральной нервной системы и двигательного аппарата, эффективность обучения снижается. Строго определенных границ нет, но условно можно считать, что оптимальные условия для разучивания упражнений созда­ются после 10—15 мин проведения общеразвивающих упражнений при частоте сердцебиений примерно 130—160 уд/мин.

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнени­ем санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массо­вой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 

Во внеклассной работе по физическому воспитанию ста­вятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учеб­ной программы по физической культуре, а также воспитание опре­деленных организационных навыков у детей и привычки к систе­матическим занятиям физической культурой и спортом.

Для организации и проведения внеклассной работы по физи­ческой культуре и спорту в восьмилетних и средних школах созда­ется коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры. Руководство коллективом физиче­ской культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком — на одного из учителей на­чальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных   основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и пра­вил поведения в походе. В походе дети приобретают первона­чальные навыки по туризму (ориентирование на местности, орга­низация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей.

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др. Содержание занятий в секциях и кружках в начальных клас­сах могут составлять упражнения из учебной программы, подвиж­ные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения.

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной про­граммы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвя­щаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торже­ственное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжествен­ном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3ТРАДИЦОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников,  основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания школьников относятся 1)физкультурные занятия;  2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники).

Все эти формы, отвечая общим задачам  физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме  дня школьного учреждения.

Соотношение форм организации физического воспитания в различных классах определяется воспитательно-образовательными задачами с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей, степенью их физической подготовленности, а также  конкретных условий данного класса и всей школы.

В школе закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Это осуществляется всей системой воспитания: уроками, внешкольной работой, массовой оздоровительной работой, т.е. комплексом мероприятий.

Учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе. Большое значение имеют санитарно-гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Влажная уборка должна производиться обязательно  - дважды, до и после уроков. 

Серьезное внимание необходимо обращать на освещение классов. Парты и классная доска должны быть расположены так, чтобы свет на них падал с левой стороны.

Учителям следует проявлять заботу о притоке свежего воздуха в классные помещения и коридоры. Желательно организовать пребывание детей на воздухе во время перемен.

Весьма важное значение имеет правильная посадка учащихся за партой, обеспечение условий для того, чтобы не наносился вред здоровью.

В процессе учебных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме. Для этого необходимо по ходу урока делать короткие паузы – физкультминутки. Подобные физкультминутки особенно важно проводить в начальных и средних классах.

Физкультминутками принято называть проведение упражнений в классе во время урока, а также при выполнении домашних заданий. Физкультминутки являются эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно влияют на организм учащихся.

В I – II классах физкультминутки рекомендуется проводить 3-4 раза в день в III классе –2-3 раза. Продолжительность 1,5-2 минуты. Проведение физкультминутки не должно нарушать стройности учебного процесса. Не рекомендуется, например, прерывать письменную работу физическими упражнениями  или проводить их в то время, когда ученики активно работают. Перед проведением физкультминутки открывают форточки или окно, складываются все учебные принадлежности, дети становятся в проходах между столами так, чтобы не мешать друг другу.

Важным средством физического воспитания являются также игры и упражнения во время перемен. После напряженного учебного труда младший школьник испытывает большое желание побегать, попрыгать, поиграть.  Дело учителя - позаботиться о том, чтобы это естественное стремление выражалось не в беготне и беспрерывной возне, а в разумном проведение перемены. Важно установить, где и как проводят перемены дети, разъяснить им требования к поведению на переменах и добиваться выполнения этих требований. Хорошо, если большую перемену дети будут проводить на свежем воздухе с использованием простейшего инвентаря для занятий физкультурой (скакалки, мячи, обручи).

Существенным элементом физического воспитания является проведение с учащимися гигиенической гимнастики. Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна нарастать постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был в начале   занятия. В соответствии с этим наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая.

Вводная часть (3 –5 минут).

Цель: организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение.

Во вводной части происходит построение и расчет учащихся.

Затем учитель объясняет задачи и содержание урока, проводит легкие строевые упражнения.

Следующий этап урока – подготовительная часть(8 –15 минут). В этой части урока выполняется   подготовка к основным упражнениям, усиливается воздействие на мышцы, проводятся упражнения на ловкость, координацию движений и выработку чувства ритма.

Затем идет основная часть урока (20 – 30 минут). В этой части урока проводятся основные физические упражнения. Особое внимание преподавателю следует обращать на развитие ловкости, силы, выносливости, умения действовать в коллективе. В целях поддержания внимания и интереса к занятиям нужно разнообразить упражнения, разъяснять их значение и влияние на организм.

Последний этап урока – заключительная часть. В это время урока следует привести учащихся в спокойное состояние и подвести итог занятий. При проведении занятий по физкультуре нужно также учитывать возраст учащихся, не допуская перегрузки и переутомления.

 

ВЫВОД:

 

Таким образом, из выше сказанного, можно отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие  и воспитание зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.

12

 



Информация о работе Физическое воспитание в системе образования