Физиология старения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:10, курсовая работа

Описание

Процесс старения начинается и прекращается не внезапно. Он начинается с того момента, когда мы появляемся на свет, и неумолимо продолжается до тех пор, пока мы не умрем. Его воздействие становится очевидным примерно в возрасте между двадцатью и тридцатью годами и все больше и больше усиливается с каждым последующим годом.

Работа состоит из  1 файл

Физиология старения.docx

— 162.23 Кб (Скачать документ)

     Это соответствует современному взгляду  на старение не только в отрицательном  аспекте - как на угасание, но и в  позитивном смысле – как на возможность  формирования у человека способов сохранения себя как индивида и личности в  общем континууме собственного жизненного пространства.

     Старость  – один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный  с тем, что «последние вопросы  бытия» (М.М. Бахтин) встают перед человеком  во весь рост, требуя разрешения неразрешимого  – совместить возможности старого  человека в понимании мира и его  жизненный опыт с физической немощью  и невозможностью активно воплотить  в жизнь все понимаемое.

     Но  в противовес пессимизму обыденных  представлений о старости психологи  говорят о таких своеобразных новообразованиях старческого возраста, как:

  • чувство принадлежности к группе или группам;
  • чувство, что «ты здесь дома» – личностный комфорт во взаимодействии с людьми;
  • чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;
  • вера в других – чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;
  • мужество быть несовершенным – ощущение того, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;
  • ощущение себя человеком – чувство, что ты часть человечества;
  • оптимизм – чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
 

     В то же время старение реально создает  много психологических трудностей: ведь это годы «вынужденной праздности», часто проводимые в отрыве от работы с ощущением контраста «той»  и «этой» жизни, который многими  воспринимается как унизительный. Вынужденное  безделье часто становится патогенным фактором в соматическом и психическом  отношении, поэтому многие стараются  остаться работоспособными, трудиться  и приносить посильную пользу (хотя мнение, что все пенсионеры хотят продолжать трудиться, тоже неверное: статистика показывает, что это всего  лишь одна треть всех людей пенсионного  возраста).

     Выделение периода старения и старости (геронтогенеза) связано с целым комплексом социально-экономических, биологических и психологических  причин, поэтому период позднего онтогенеза изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Общее постарение населения является современным  демографическим феноменом: доля групп  людей старше 60-65 лет составляет свыше 20% общей численности населения  во многих странах мира (шестая или  восьмая часть всей мировой популяции).

     Средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем у  его предков, и это означает, что  пожилой и старческий возраст  превращается в самостоятельный  и достаточно продолжительный период жизни со своими социальными и  психологическими особенностями. Эти  демографические тенденции приводят также к усилению роли пожилых  и старых людей в общественной, политической, культурной жизни общества и требуют анализа сущностных характеристик развития человека в  этом периоде жизни. Геронтолог И. Давыдовский  говорил, что опыт и мудрость всегда были функцией времени. Они остаются привилегией взрослых и пожилых. Для геронтологии как науки не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам».

     Процесс старения неоднороден. Традиционно  выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-4 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет  и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия  процесс старения замедляется (человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых – зрелых – людей), да и само старение внутри указанных фаз не является однородным (кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов). Как говорил Б. Спиноза, никто не знает, «к чему способно тело».

     С физиологической и психологической  точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни (например, ранний, дошкольный или  подростковый возраст) вплоть до 60-65 лет. Согласно наблюдениям Дж. Ботвиника  и Л. Томпсона, если хронологический  возраст – это фактор, на основе которого судят о том, кто стар, тогда все же люди пожилого возраста значительно более разнообразны по своим биологическим и поведенческим  характеристикам, чем более молодые.

     Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют  место длительная сохранность и  даже улучшение функционирования одних  систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме  те структуры (и функции), которые  тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в  его наиболее общих проявлениях. Усиление противоречивости проявляется  главным образом в разнонаправленности  изменений, происходящих в отдельных  функциональных системах индивидной организации. Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность  определяет специфику как психического, так и непсихического развития.

     Что происходит, когда  человек стареет?

     На  молекулярном уровне происходят изменения  биохимической структуры организма, снижение интенсивности углеродного, жирового и белкового обмена веществ, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы, что в целом приводит к накоплению в организме продуктов неполного  распада (субметаболитов – уксусной, молочной кислоты, аммиака, аминокислот). В качестве одной из причин старения биохимики рассматривают ошибки синтеза нуклеиновых кислот. Ж.А. Медведев установил, что РНК и  ДНК являются матрицами для построения живых белков и несут в себе наследственную информацию об их химическом строении. С возрастом этот механизм стареет, допуская ошибки воспроизводства специфичности живого вещества (с каждым годом цепочки становятся короче на 1 молекулу).

     На  уровне функциональных систем также  отмечаются изменения. Так, в клеточно-тканевой системе наблюдаются увеличение, разрастание соединительной ткани  в сосудах, скелетных мышцах, почках и других органах. В состав соединительной ткани входят белки, коллаген, эластин, которые, изменяясь в старости, становятся химически инертными. Это вызывает кислородное голодание, ухудшение  питания и гибель специфических  клеток различных органов, что и  приводит к разрастанию соединительной ткани.

     Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и  других системах в процессе инволюции  организма. Особое значение имеют процессы, происходящие в период старения в  нервной системе. Снижение энергетического  потенциала вследствие ослабления интенсивности  генерации энергии (тканевого дыхания  и гликолиза) происходит в отделах  мозга разными темпами. Так, изменения  в стволе мозга значительнее и  существеннее, чем в мозжечке и  обоих полушариях. Отклонения от общего морфологического закона разновременности развития происходит в пользу высших отделов мозга. Высокая относительная  стабильность обменных процессов в  этих отделах необходима для большей  сохранности нейронов, перерабатывающих, передающих и сохраняющих накопленную  информацию. Чем сложнее нервная  структура, тем больше возможностей она имеет для своей сохранности. Рефлекторная структура в целом  как более сложное образование  благодаря многоклеточным контактам  длительно сохраняет свою работоспособность  и величину за счет более стабильных элементов. В чрезвычайной степени  выраженные избыточность и сложность  ЦНС способствуют ее морфологической  и функциональной сохранности.

     В период геронтогенеза ослабляются  процессы возбуждения и торможения, однако и в этом случае фронтального ухудшения функционирования нервной  системы в целом не наблюдается. У молодых и старых людей (от 20 до 104 лет) условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости  от подкрепления. Наиболее сохранным  оказывается оборонительный условный рефлекс; на оборонительном подкреплении легко вырабатываются дифференцировки. Пищевой рефлекс у пожилых  и старых людей вырабатывается медленнее, а дифференцировка на пищевом  подкреплении вырабатывается с трудом уже после 55 лет, а в 80 лет и старше она не возникает вообще. Эти данные подтверждают выраженную гетерохронию условно-рефлекторной деятельности мозга вплоть до глубокой старости.

     Гетерохрония  обнаруживается и в том, что с  возрастом стареют прежде всего  процесс торможения и подвижность  нервных процессов, удлиняются латентные  периоды нервных реакций (в самой  старшей группе некоторые реакции  имели латентный период до 25 с). Индивидуализация выражена на уровне не только первой, но и второй сигнальной системы. Тем  не менее есть люди, которые до глубокой старости отличаются не только сохранностью, но и высокими показателями времени  речевых и других реакций. Речевой  фактор вообще способствует сохранности  человека в период геронтогенеза. Б.Г. Ананьев писал, что «речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно  позже всех остальных психических  функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором онтогенетической эволюции человека».

     В целом в анализе геронтогенеза  надо отметить усиление противоречивости, разнонаправленности и в то же время индивидуализацию возрастных изменений в различных отделах  центральной нервной системы: наступающие  изменения не укладываются в картину  равномерного, гармонического угасания мозга.

     Адаптация организма к старению достигается  за счет мобилизации резервных сил. Так, к примеру, может активизироваться гликолиз, растет активность многих ферментов, увеличивается активность факторов, связанных с «ремонтом» ДНК, в  центральной нервной системе  развиваются приспособительные  функциональные механизмы (усиливается  охранительное торможение во время  длительной работы, растет чувствительность нервных структур к ряду химических веществ – гормонов, медиаторов), вырабатываются меньшие дозы инсулина, адреналина, тироксина и т.д. К  числу биологических приспособительных  механизмов относят также увеличение числа ядер во многих клетках печени, почек, сердца, скелетных мышц, нервной  системы, что улучшает обменные процессы между структурами ядра и цитоплазмы. Электронно-микроскопические исследования показывают также появление к  старости гигантских митохондрий, аккумулирующих в себе запасы энергии.

     В целом ослабление и разрушение одних  элементов и систем приводит к  интенсификации и «напряженности»  других, что способствует сохранности  организма. Это явление носит название эффекта поляризации. Другой эффект геронтогенеза (эффект резервирования) состоит в замене одних механизмов другими, резервными, более древними и потому более устойчивыми по отношению к фактору старения. Это приводит к изменению функциональной и морфологической структур живой системы. В период старения наблюдается также эффект компенсации, когда существующие системы берут на себя не свойственные им ранее функции, возмещая таким образом работу ослабленных или разрушенных систем. Все это приводит к возникновению новых механизмов жизнедеятельности стареющего организма, способствующих его сохранению и выживанию. Такой путь повышения биологической активности именуется эффектом конструирования.

     Развитие  человека продолжается и в старости, но если до сих пор он смотрел  на мир через призму самого себя и своих достижений в мире вокруг него, то в старости он видит себя глазами мира и снова обращается вовнутрь, к своему жизненному опыту, реализованным целям и возможностям с точки зрения их анализа и  оценки. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость  рефлексировать жизненный путь с  точки зрения оценки его реализованное™ и оценки перспектив на будущее. Типичными  размышлениями этого времени  считаются такие: «как летит время», «как быстро прошла жизнь», «непонятно, на что было потрачено так много  времени», «если бы впереди было много времени, то я бы...», «как мало пройдено дорог, как много сделано  ошибок» и т.п.

     Исследователи этого периода жизни особо  отмечают возраст около 56 лет, когда  люди, находящиеся на пороге старения, переживают чувство, что можно и  нужно еще раз преодолеть трудное  время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни. Большинство  стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность  реализовать в жизни то, что  они считали смыслом или целью  своей жизни, хотя некоторые, начиная  с этого возраста, начинают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст  не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые  личность дает собственной жизни.

     Э. Эриксон считал старость стадией  развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как  интегративность – целостность  личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Информация о работе Физиология старения