Физкультура в семье. Олимпийские игры в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:35, реферат

Описание

Все мы прекрасно знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя.

Содержание

1. Физическая культура в семье ……………………………………3
2. Олимпийские игры в Древней Греции………………………….10
3. Заключение……………………………………………………......13
4. Список литературы……………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Физкультура.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Физическая культура в семье  ……………………………………3

2. Олимпийские игры в Древней  Греции………………………….10

3. Заключение……………………………………………………......13

4. Список литературы……………………………………………….14

 

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА В СЕМЬЕ

Все мы прекрасно  знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в  семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных  детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние  не только своих детей, но и самих  себя. Если вся семья будет вести  правильный образ жизни, то дети будут  расти здоровыми, а у их родителей  будет гораздо меньше проблем  со здоровьем, бабушки и дедушки  будут жить дольше, не придется принимать  множество лекарственных препаратов. Таким образом, чем больше семей  будут культурными в физическом плане, тем здоровее и умнее будет  население всей нашей страны в  целом.

Физическая культура состоит из двух основных групп: общественная (общенародная) и личная (индивидуальная).

Основой общественной группы является общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического  потенциала человека. Этот общий научно-технологический  потенциал физической культуры включает в себя комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Это знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией, спортивной наукой во взаимодействии со многими  другими дисциплинами, - это главная  ценность физической культуры, общее  достояние человечества.

Основой личной физической культуры являются физические достижения отдельного человека. Уровень физического  развития личности зависит от его  физических данных, способностей, воспитания и спортивной подготовки. Также уровень  физического развития человека зависит  и от его умения правильно использовать свой физический потенциал, от особенностей его характера, от его отношения  к своему здоровью, к своей физической подготовленности. Таким образом, именно в физической активности человека реализуется  потенциал его физической культуры, отражается его способность к  совершенствованию своей физической природы на основе использования  и освоения накопленных всем обществом  знаний, опыта, возможностей и условий  жизни.

Правильная физическая, или двигательная, активность является одним из главных условий для  сохранения и поддержания здоровья и правильного развития. Движение свойственно каждому человеку без  исключения, без него нормальное функционирование организма невозможно. Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. После рождения ребенка потребность  в движении становится все больше и больше, это проявляется сначала  в беспорядочных взмахах рук  и ног, далее по мере роста и  развития ребенка появляется ползание, ходьба, бег, различная игровая деятельность. Врачам давно известно, что малоподвижные  дети нередко отстают в развитии, они быстрее других устают, страдают нарушениями сна и т.д. Следовательно, здоровый человек из такого ребенка  уже не вырастет. Как правило, большинство  детей и подростков отличаются высокой  двигательной активностью: охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Но затем часто наступает спад: двигательная активность людей среднего, а тем более пожилого и престарелого возрастов снижается. Недостаточная  мышечная активность также может  являться следствием принадлежности к  какой-либо профессии. Статистические данные показывают, что ограничения  физической активности повышают заболеваемость и смертность, как детей, так и  взрослых. Последствия недостаточной  двигательной активности могут быть следующие:

- атрофия мышечной  и костной ткани;

- уменьшение жизненной  емкости легких;

- нарушения деятельности  сердечнососудистой системы;

- застой крови  в конечностях;

- ненормальная  деятельность центральной нервной  системы;

- неправильный  обмен веществ и др.

Большую роль в  снижении двигательной активности играет научно-технический прогресс. С одной  стороны он улучшил жизнь людей. С другой же стороны созданные  удобства требуют от человека гораздо  меньше движений и усилий, именно поэтому  и происходит спад двигательной активности. Развитие физической культуры человечества и усиление внимания к этому элементу человеческой культуры в эпоху научно-технической  революции является, таким образом, объективной исторической реальностью, имеющей глубокие корни в человеческой сущности, как общественной, так  и индивидуальной.

Содержание физической активности человека составляют занятия  физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. В самом общем виде природное  в физической активности определяется тем, что лежащие в ее основе движения человека являются результатом деятельности его организма как живой системы. Физическая активность человека, в  конечном счете, направляется на изменение  состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и  способностей. Регулярная физическая активность оказывает заметное влияние  на функциональный статус в состоянии  здоровья занимающихся физкультурой людей. В процессе физической активности происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, становится очевидной роль физической активности как регулятора и стимулятора  морфологического и функционального  развития человека.

Как уже было сказано  выше, важнейшим направлением в формировании общественной и личной физической культуры является семейное физическое воспитание. Вообще понятие «физической культуры»  весьма многогранно. Оно включает в  себя и вышеупомянутую двигательную активность, и закаливание, и рациональное питание, и правильный режим дня, и др. Для того, чтобы ребенок  в семье вырос здоровым, прежде всего родители должны вести здоровый образ жизни. Также родители должны знать особенности роста и  развития детей, возрастную динамику деятельности нервной, дыхательной, сердечнососудистой и других систем организма ребенка. Без этих сведений невозможно добиться оптимального результата в воспитании подрастающего поколения. Здоровый ребенок не болеет, он жизнерадостен, активен и доброжелателен, быстр, ловок и силен, в нем преобладают положительные эмоции. Здоровый ребенок рационально питается, проходит, закаливающие процедуры и поэтому не болеет, следовательно, и не нуждается в лекарствах. Но для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, нужно приложить к этому немало усилий, труда и терпения.

Итак, мы выяснили, что физическая культура, необходимая  для здоровья детей, включает в себя следующие составляющие:

- двигательная  активность, т.е. занятия физкультурой;

- режим дня;

- рациональное  питание;

- закаливание;

Дело в том, что  у каждого человека есть свои биоритмы. Они появляются в процессе развития ребенка впервые недели жизни, а в дальнейшем происходит их становление. Важно, чтобы ребенок жил и осуществлял какую-либо определенную деятельность именно в соответствии с этими биоритмами. Врачи и ученые давно доказали, что нарушение цикличности процессов могут способствовать или даже быть причиной болезни ребенка. Именно поэтому так важно соблюдать распорядок или режим дня. Однако родителям необходимо понимать, что режим дня - это не жесткий распорядок, от которого жизнь ребенка станет скучной и однообразной. Рациональный режим должен быть как стабильным, так и в какой-то мере динамичным. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации. Родителям следует помнить, что ежедневно примерно в одно и то же время нужно обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня: пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки. Остальные виды деятельности, включая домашние задания, можно менять по времени и продолжительности их выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма. Это положительно отразится на его самочувствии, настроении, активности - в общем, на всем том, что составляет понятие «здоровый ребенок». Оптимальный режим дня ребенка имеет следующие особенности:

1) Дневной сон

Особенно следует  обратить внимание на дневной сон  дошкольников. Продолжительность сна  каждого ребенка определяется в  соответствии с его особенностями. Определить необходимую длительность сна можно по состоянию ребенка после пробуждения. Перед каждым сном необходимо проветривать помещение.

2) Правильное кормление

Необходимо обратить внимание на то, что ужин не должен быть обильным, кормить ребенка нужно  не менее, чем за два часа до сна. Перед сном ребенку нельзя давать кофе и чай.

3) Водные процедуры

Утром после завтрака и вечером перед сном необходимо чистить зубы, также полезно принять  душ или, еще лучше - ванну.

Таким образом, для  воспитания здорового ребенка необходим  рациональный режим дня, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях.

Занимаясь с ребенком физкультурой, необходимо знать некоторые  правила. Во-первых, чем младше ребенок, тем строже дозировка занятий  физкультурой. Во-вторых, незначительная на первый взгляд ошибка может привести к серьезным последствиям. В-третьих, приучать ребенка к физкультуре  необходимо с самого раннего возраста, именно так можно добиться того, что ребенок привыкнет к физкультуре, и сам будет стремиться к занятиям.

Начинать физическую тренировку ребенка необходимо с 1.5-2 -месячного возраста. Основные средства физической тренировки детей грудного возраста - массаж, рефлекторные, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. Массаж следует проводить ежедневно, предварительно необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром. Рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих  в ответ на раздражение участка  поверхности тела ребенка. Продолжительность  занятия должна составлять 8 -12 минут. Проводятся такие занятия до 3-4 месяцев. В возрасте 6 месяцев занятия физкультурой включают в себя и другие упражнения. В 9-10 месяцев объем физической тренировки еще увеличивается. Главная задача в это время - подготовить опорно-двигательный аппарат ребенка к ходьбе. Продолжительность  занятий в возрасте 11-12 месяцев  уже составляет 15 минут.

Основное содержание физической активности детей второго  года жизни составляет ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные  игры с мячами, игрушками, обручами, палкой, скакалкой. В конце этого  периода могут применяться упражнения в воде: плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т.п. Главная задача в этот период - помочь ребенку освоить правильную ходьбу, укрепить мышцы ног, спины  и живота, т.к. от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее направление  организации физической активности ребенка - побуждение его к освоению новых движений. Время занятий - 15-20 минут.

Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными  изменениями в физическом и двигательном развитии ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка  к ежедневным занятиям физическими  упражнениями и подвижными играми как  обязательным и непреложным элементам  повседневной жизни. Главная задача физического воспитания ребенка  третьего года жизни - освоение и совершенствование  новых видов движений, особенно пальцев  рук и кисти, закрепление и  совершенствование навыков уже  освоенных видов движений. Занятия  физическими упражнениями следует  проводить ежедневно в форме  зарядки, занятий по освоению и совершенствованию  движений (3 раза в неделю) и различных  игр. Продолжительность занятий  в начале периода - 15-20 минут, к концу  периода достигает 20-25 минут.

Главная задача физической активности ребенка четвертого года жизни - освоение новых движений, главным  образом из арсенала упражнений спортивного  характера. Новая черта физической тренировки в этот период - постановка целей в ряде упражнений. Например, пробежать быстро, метнуть далеко, прыгнуть как можно дальше, попасть  мячом в цель и т.д. У ребенка  в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное воспитание таких  физических качеств, как ловкость, быстрота, гибкость, сила и выносливость. Превалирующей  формой занятий остается игра, но все  в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием  элементов движений и их связок. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут.

Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни - расширение арсенала освоенных  элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных  в техническом отношении упражнений. Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке  умения правильно, в соответствии с  заданием, перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные усилия необходимо направлять на силовую подготовку мышц ребенка. В этом возрасте время занятий  физкультурой должно составлять не более 40 минут.

Для детей шестого  года жизни постепенно все большее  место будут занимать специализированные тренировки отдельных физических качеств  и способностей, прежде всего освоение новых движений, а также овладение  более сложными видами движений из арсенала спорта. Главная задача в  этот период - подготовка обширной основы для более интенсивного процесса физического воспитания в последующие  годы. Время занятий - 45 минут.

Главные целевые  установки в процессе физического  воспитания детей седьмого года (6 лет) жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировки предыдущего возрастного периода. В этот период продолжается активная тренировка физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости - и совершенствование  ранее освоенных видов движений. Общая продолжительность занятий - 45 минут.

Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательных координаций  ребенка. В этот период закладываются  основы культуры движений, успешно  осваиваются ранее неизвестные  упражнения, приобретаются новые  двигательные навыки. Однако при дозировании  занятий необходимо учитывать то, что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного  аппарата, и то, что в связи  с началом посещения школы  изменился его режим, и увеличились  нагрузки. Основная задача в этом возрасте - развитие двигательных координаций. Возраст от 7 до 10 лет можно назвать  благоприятным для закладки практически  всего спектра физических качеств  и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в  этот период не произошло, то время  для формирования физической и физиологической  основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В это время начинают формироваться интересы ребенка  к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность  его к тем или иным видам  спорта. Определенную часть забот  о физическом воспитании ребенка  берет на себя школа, но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьника должна обязательно  дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремя домашними тренировочными занятиями в неделю. Семейные тренировки строятся на основе систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры  домашних заданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которые проводятся с учетом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике  и отдельных изданиях.

Информация о работе Физкультура в семье. Олимпийские игры в Древней Греции