Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:35, реферат
Все мы прекрасно знаем, что воспитание детей происходит не только в дошкольных и школьных детских учреждениях, но и дома, в семье. Именно поэтому в каждой семье, желающей вырастить здоровых и умных детей, необходимо заботиться об их правильном физическом развитии. Но взрослые должны контролировать физическое состояние не только своих детей, но и самих себя.
1. Физическая культура в семье ……………………………………3
2. Олимпийские игры в Древней Греции………………………….10
3. Заключение……………………………………………………......13
4. Список литературы……………………………………………….14
Подростковый возраст (11-14 лет) - один из самых ответственных периодов в формировании основ физической культуры школьника. Это критический период, как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видом спорта. Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. При обучении подростков физическим упражнениям большое значение приобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороны обучаемого. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом, центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковом возрасте физических качеств является быстрота. В связи с этим основной упор в физической тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 11-14 лет. Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, на уроках физкультуры, при активном отдыхе, в турпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается в спортивных секциях, посещает тренировки. Все это должно дополняться ежедневной утренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью по дому, на даче. Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовки подростка являются соревновательные нагрузки. Соревнования должны быть, возможно, более разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребенку шансы на успех хотя бы в одном из состязаний. Важно помнить о том, что наши усилия в физическом воспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не только спортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленность физического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса к систематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основ спортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодоление трудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется в данный момент, достижения поставленных целей.
Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координаций. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования. Основные направления развития физического потенциала человека в этот период - повышение уровня силы и выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических, в том числе и спортивных, а для юношей и в военно-прикладных, упражнениях. Период юношества - время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития физических качеств. Главная задача - не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека, ведь это теперь уже на всю жизнь. Наиболее целесообразно в этот период будет занятие спортом, возможно даже несколькими его видами. Тренироваться необходимо не менее 2-3 раз в неделю, продолжительность тренировок должна оставлять 1,5-2 часа. Помимо занятий физкультурой следует ходить в турпоходы, принимать участие в различных соревнованиях, заниматься помощью в домашнем хозяйстве, участвовать в коллективных играх. Важно объяснить старшим школьникам то, какое влияние оказывает занятие физкультурой на организм, каков смысл всех тренировок. Именно так можно добиться того, что школьник вырастет здоровым, крепким и умным.
Рациональное питание занимает немаловажное место в физической культуре в целом, т.к. это важнейший залог формирования здорового организма. В первую очередь о правильном питании детей должны заботиться их родители. Некоторые родители перекармливают своих детей, не понимая, что это очень вредно для их здоровья. Врачам давно известно, что дети с избыточной массой тела более подвержены респираторным и аллергическим заболеваниям, они отстают в развитии, у них появляются нарушения осанки и т.д. Когда ребенок полнеет, начинается порочный круг: чем толще ребенок, тем меньше он двигается (а это, как мы знаем, очень плохо), чем меньше он двигается, тем еще больше полнеет. Родителям необходимо знать самое главное: энергетическая ценность потребляемой ребенком пищи не должна превышать энерготраты его организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде, что обеспечивается оптимальными соотношениями белков, жиров и углеводов (примерно 1:1:4) и сочетаниями незаменимых компонентов (аминокислот, витаминов, минералов и др.). Необходимо знать и то, что усвоение пищевых веществ во многом зависит от режима питания. Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов - разнообразие рациона за счет, как разных продуктов, так и способов их приготовления. Чаще следует предлагать детям комбинированные гарниры, улучшающие усвоение пищи. Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон. При разработке правильного рациона и режима питания так же необходимо учитывать биоритмические особенности детей. Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола. Температура подаваемых кушаний не должна быть слишком высокой или низкой. Заканчивая разговор о принципах правильного питания детей, необходимо вспомнить все основное. Питание детей должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями - вплоть до подросткового возраста. Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания.
Выше уже было
сказано, что закаливание - одна из основных
составляющих физической культуры. Закаливание
как средство повышения защитных
сил организма возникло еще в
древности. В России оно издавна
было массовым. Те родители, которые
закрывают окна и укутывают ребенка,
заботясь о его здоровье, неправы.
Существует закономерность: Чем в
более «тепличных» условиях растет
ребенок, тем чаще у него будут
возникать острые респираторные
и другие заболевания. Закаливание
- это комплексная система
Закаливание может
проводиться с помощью
Итак, солнце, воздух
и вода, тепло и холод могут
и должны быть друзьями ребенка с
первых дней его жизни. Задача родителей
- в содружестве с медиками и
педагогами сделать все возможное,
чтобы закаливание стало
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История Олимпийских игр насчитывает 1169 лет. Естественно, что за более чем тысячелетнее существование программа игр и условия их проведения не оставались неизменными. Но основные традиции долгое время свято сохранялись. Одна из них - сроки проведения игр.
Олимпийский праздник всегда отмечался раз в четыре года, в високосный год, в «священном» месяце иеромении, начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния, т. е. в конце июня - начале июля. Он повторялся через каждые 1417 дней, которые составляли одну Олимпиаду. По Олимпиадам древние греки вели свой календарь.
Как видим, Олимпийские игры не имели постоянной точной даты проведения. Поэтому каждый раз в конце весны первого олимпийского года во все греческие государства направлялись специальные посланники - глашатаи. Они оповещали народ о времени начала очередных Игр, приглашали в Олимпию и провозглашали традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания оружием». И во всей Греции, исходя из договора легендарного Ифита, устанавливалось священное перемирие - экехерия. На время экехерии, которая продолжалась примерно три месяца, на всей территории Греции прекращались всякие войны, и каждый, кто вступал на территорию Элиды, не должен был иметь оружия. Экехерия распространялась и на многочисленных гостей, следовавших на игры со всех концов Эллады, и на самих участников соревнований. Греки свято верили, что все они - гости Зевса и находятся под его покровительством.
Что же представляла собой Олимпия - место проведения игр? Это был крупный комплекс культовых и спортивных сооружений. Сердцем Олимпии была священная роща - Альтис. В юго-западной части Альтиса высился величественный храм Зевса, сооруженный зодчим Либоном в V веке до н. э. - уникальный памятник античной архитектуры. На фронтонах храма была установлена фигура Аполлона и изображены сцены из 12-ти подвигов Геракла. Внутри храма была установлена грандиозная статуя восседающего на троне Зевса - творение гениального скульптора Фидия, которое вошло в историю как одно из чудес света. Высота статуи достигала почти 13-ти метров. Трон был выточен из кедрового дерева и украшен резьбой и драгоценными камнями. Лицо и руки Зевса были выполнены из слоновой кости, волосы - из чистого золота. Золотым был и венок на его голове. На правой руке Зевса стояла крылатая богиня Победы Ника, в левой руке был скипетр, увенчанный орлом. Скульптура возвышалась перед мраморным бассейном, наполненным оливковым маслом. Это придавало статуе неповторимый блеск и величие.
К северу от храма Зевса находился холм, окруженный оградой, - Пелопион - святилище Пелопса. А позади храма росло священное оливковое дерево, посаженное, по легенде, самим Гераклом. На площади Альтиса находился еще один храм, меньший по размерам и более скромный по виду, построенный в честь жены Зевса Геры. Там и находился диск с текстом договора об экехерии. В конце Альтиса, на террасах Кроносского холма, располагалось множество сокровищниц, где хранились драгоценности, принесенные в дар богам. По всей площади Альтиса размещались статуи Зевса, других богов и героев греческой мифологии, а также скульптуры победителей Олимпийских игр.
У подножия холма
Кроноса находился стадион, соединенный
с Альтисом 32-метровым тоннелем-криптой,
через который участники
Для конных соревнований был выстроен один из самых больших греческих ипподромов, длина беговой дорожки которого составляла 1154 м. В середине ипподрома имелись стойла для упряжек, а между ними находился алтарь Посейдону - покровителю коневодства. На ипподроме имелось оригинальное стартовое устройство в виде орла с распростертыми крыльями и дельфина. В момент старта орел «взлетал» вверх, а дельфин «нырял» вниз. В дальней части ипподрома на самом опасном участке разворота колесниц был сооружен еще один алтарь - злому демону коней Тараксиппу («лошадиный ужас»), куда возничие, участвующие в гонках, приносили дары, чтобы умилостивить демона. По данным манускрипта, найденного в Константинополе, ипподром примыкал к стадиону, и судьям, сидящим на возвышении, достаточно было повернуть свои кресла, чтобы оказаться на линии старта конных ристаний.
К числу спортивных сооружений Олимпии относились также гимнасий и палестра, расположенные вдоль Кладея. Гимнасий, площадью 200х120 м, был окружен колоннадой. Внутри были устроены дорожки для бега, места для метаний, прыжков и борьбы. Вдоль были проложены тенистые аллеи, где атлеты отдыхали после упражнений. Аллеи были украшены мраморными скульптурами наиболее знаменитых олимпиоников. Здесь же находилось здание палестры размером 66,35х66,76 м. Палестра имела помещения для игр в мяч, с мешками для тренировок кулачных бойцов, комнаты для массажа, смазывания тела маслом и обсыпания песком - так поступали атлеты перед упражнениями. Имелись бани и купальни, где они могли принять теплую или прохладную ванну. С юга к гимнасию и палестре примыкала гостиница для проживания прибывающих на Игры атлетов. Имелись и другие служебные и подсобные помещения.
Кто же были участниками
соревнований на Олимпийских играх?
По установившимся в Олимпии правилам
в состязаниях могли
Рабы участвовать в состязаниях не могли. Известно, что их допускали лишь в качестве наездников в конных состязаниях, где победителем считался не наездник, а хозяин лошади. Запрещено было участвовать в празднике и иностранцам - варварам, как их называли греки.
Ограничение состава участников лишь свободнорожденными греками объясняется тем, что Олимпийские игры являлись, при всем их культовом происхождении, смотром, проверкой физической подготовки греческих атлетов-воинов. Выступая в соревнованиях, они демонстрировали перед всей Грецией мощь армий своих полисов, воинами которых могли быть только свободные греки. Участники Игр выступали как представители полисов, и их победа на соревнованиях воспринималась как триумф того или иного полиса. Естественно, что ни рабам, ни иностранцам при этом делать было нечего.
Но далеко не всем
греческим гражданам свободное
рождение открывало доступ к участию
в Играх. Ряд требований, предъявлявшихся
к участникам, фактически лишал возможности
выступать в соревнованиях
Правила Олимпийских игр не допускали к участию в соревнованиях женщин. Более того, им под угрозой казни запрещалось присутствовать на них даже в качестве зрительниц. Только одной - жрице богини Деметры - позволено было присутствовать на празднике. Виновных в нарушении ждало суровое наказание: их сбрасывали в пропасть с горы Типайон, что высилась по дороге к морю. Это табу являлось следствием патриархального поклонения Зевсу, и никто не смел его нарушить. Женщины могли только выставлять упряжки или коней для конных соревнований, но сами на них не присутствовали. И все же в истории Игр известен случай, когда этот запрет был нарушен. Произошло это на Играх 94-й Олимпиады в 404 году до н. э. Каллифатерия, или, как ее многие называли, Ференика, пробралась на стадион в одежде гимназиарха, чтобы увидеть выступление своего сына Пейседора, участника юношеских соревнований по кулачному бою. Когда сын завоевал победу, она, не сдержав радости, бросилась его поздравлять и была разоблачена. Ее ждала суровая кара, но учтя, что она дочь прославленного олимпионика Диагора, сыновья которого также были олимпийскими чемпионами, ей сохранили жизнь. А чтобы впредь не возникали подобные ситуации, гимназиархам было велено также присутствовать на стадионе обнаженными. Но запрет на посещение женщинами Олимпии действовал только на время проведения игр. Здесь же, в Олимпии, после их окончания, в сентябре, устраивались для незамужних девушек соревнования в честь жены Зевса Геры - героиды. По преданию, их основала Гипподамия. Девушки состязались в беге на дистанцию, равную 5/6 длины олимпийского стадиона.
Информация о работе Физкультура в семье. Олимпийские игры в Древней Греции