Гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:03, доклад

Описание

Уровень развития основных двигательных качеств и навыков считается важным показателем физического развития дошкольников. Диагностика физической подготовленности (ФП) детей должна проводиться методически правильно, с соблюдением гигиенических рекомендаций.
Основные гигиенические требования к организации тестирования физической подготовленности детей

Работа состоит из  1 файл

Диагностика физической подготовленности в ДОУ.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ТЕСТИРОВАНИЮ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

 

Уровень развития основных двигательных качеств и навы­ков считается важным пока­зателем физического развития до­школьников. Диагностика физи­ческой подготовленности (ФП) детей должна проводиться мето­дически правильно, с соблюдени­ем гигиенических рекомендаций.

Основные гигиенические требо­вания к организации тестирования физической подготовленности детей

1. Методики тестирования долж­ны проходить не только педагоги­ческую, но и гигиеническую экс­пертизу, которая обязана под­твердить их безопасность для здоровья детей.

2. В ДОУ можно использовать тесты, официально утвержденные органами образования и здраво­охранения. Кроме того, нельзя до­пускать автоматического перено­са в ДОУ школьных методик.

3. Все тесты должны соответст­вовать возрастным особенностям детей и учитывать состояние их здоровья и развития.

4. В соответствии с новыми са­нитарными правилами тестиро­вание проводит воспитатель по физкультуре, а контроль осуще­ствляет методист или старший воспитатель. Воспитатели групп оказывают помощь в организации этой работы.

5. Всю информацию о состоя­нии здоровья детей медсестра пре­доставляет воспитателю по физ­культуре в начале учебного года. При этом медицинские сведения должны содержать разверну­тый клинический диагноз заболе­вания ребенка: воспитателю по физкультуре требуется обобщен­ная характеристика имеющихся нарушений в состоянии его здо­ровья. Например, у ребенка выяв­лено повышение артериального или внутричерепного давления, заболевание почек, нарушение но­сового дыхания и т.д. Медицин­ские данные об особенностях со­стояния здоровья и развития такого ребенка воспитателю по физкуль­туре необходимо знать для пра­вильной организации физическо­го воспитания детей.

6. Разрешение на проведение тестирования физической подго­товленности дается медицинским персоналом ДОУ. В настоящее время распределение детей по группам здоровья не всегда отра­жает реальное состояние их здо­ровья, так как врачи поликлиник руководствуются распоряжения­ми местных органов здравоохра­нения. Анализ заболеваемости и развития детей показал: большин­ство посещающих детский сад -дети II группы здоровья, но эту группу могут иметь дошкольники как с небольшими функциональ­ными отклонениями (начальные проявления нарушения осанки, уплощение стоп, гипертрофия нёбных миндалин I—II степени и др.), так и с выраженными функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями (плосковальгусные стопы, гипертензионно-гидроцефальный син­дром, грыжи различной локали­зации, врожденные пороки серд­ца и др.). Поэтому, ориентируясь на группу здоровья ребенка, надо учитывать конкретный диагноз и функциональное состояние орга­низма ребенка, а также рекомен­дации врачей разного профиля, в том числе ортопеда, кардиолога, окулиста и др.

7.              Детям с отклонениями в состоянии здоровья и развития требуется дифференцированный подход к тестированию физической подготовленности, предусматривающий индивидуальный подбор диагностических методик. В настоящее время разработаны разнооб­разные методики тестирования, и у воспита­теля по физической культуре есть возмож­ность совместно с медицинским персоналом выбрать подходящие тесты для любого ре­бенка с нарушениями в состоянии здоровья и развития.

Например: детям, с повышенным внутри­черепным или артериальным давлением, вы­раженными нарушениями сердечно-сосуди­стой, костно-мышечной систем, бронхиаль­ной астмой и т.д. целесообразно проводить диагностику уровня развития статического равновесия, координации движений и мет­кости, кистевой мышечной силы и мелкой моторики. В некоторых дошкольных учреждениях воспитатели по физической культуре отка­зываются проводить диагностику детям не только III группы здоровья, но и II группы, объясняя это тем, что тестирование касается только детей I группы здоровья. Однако в соответствии с утвержденной комплексной оценкой состояния здоровья наполняемость I группы здоровья небольшая (около 5-7%). Большинство противопоказаний, связан­ных с диагностикой ФП, относится к тестам, определяющим уровень развития скорост­ных качеств, общей и силовой выносливос­ти. Однако практически всем детям показа­на диагностика уровня развития мышечной силы методом кистевой динамометрии. Ми­нимум противопоказаний имеют такие тес­ты, как метание вдаль мяча или мешочка с песком (150-200 г), метание мяча в горизон­тальную и вертикальную цели, наклон впе­ред из положения сидя. Обязательно следует проводить диагнос­тику уровня психомоторного развития каж­дого ребенка с индивидуальным подбором тестирующих методик в соответствии с осо­бенностями его развития и состояния здо­ровья.

8.              При выполнении двигательных заданий необходим постоянный контроль за самочувствием детей со стороны воспитателей и медперсонала ДОУ.

9.              После перенесенных острых заболеваний, обострения хронических заболеваний, травм, а также при наличии у ребенка
на момент тестирования катаральных явлений, болей в животе, жалоб на плохое самочувствие длительность периода освобождения от диагностики ФП определяется медперсоналом ДОУ в индивидуальном порядке.

10.    Тестирование физической подготов­ленности детей проводится начиная с 3,5 лет.

11.       Для определения исходного уровня физической подготовленности детей опти­мальным считается период с 15 сентября по 15 октября. К середине сентября дети старшего дошкольного возраста адаптиру­ются к ДОУ, а медперсонал информирует воспитателя по физкультуре о состоянии здоровья каждого ребенка и дает разреше­ние на тестирование ФП.

12.       Тестирование следует начинать со старших групп: детям младшего возраста требуется более длительный срок для адаптации к ДОУ.

13.       В конце учебного года тестирование ФП следует проводить с 15 апреля по 20 мая - это позволит определить динамику по­казателей.

14.       Все дети должны быть в спортивной одежде и обуви.

15.       Диагностика проводится в физкуль­турном зале или на улице (на физкультур­ной площадке, беговой дорожке) при бла­гоприятных метеорологических условиях. В группах необходимо четко организовать переодевание детей. Особое внимание следует обращать на дошкольников с вы­раженной потливостью.

16.       Оптимальной температурой для за­нятий физическими упражнениями в зале считается +18-19 "С. Перед тестировани­ем должна быть проведена влажная убор­ка. В физкультурном зале линолеумное покрытие пола (двойной, утепленный ли­нолеум) считается наиболее гигиеничным.

17.         С целью подготовки организма к предстоящим нагрузкам перед тестирова­нием детям необходимо проводить раз­минку: несколько общеразвивающих уп­ражнений для основных групп мышц, не­большую пробежку.

18.         С целью профилактики травматиз­ма прыжок в длину с места рекомендуется проводить в физкультурном зале на ков­ровом покрытии; при отсутствии спортив­ной обуви дети должны прыгать на мат. Беговая дорожка должна быть чистой, ровной и нескользкой.

Перед стартом следует обязательно проверить, как у детей завязаны шнурки, и необходимо освободить карманы от посто­ронних предметов, которые могут вы­пасть во время бега. При выполнении брос­ка набивного мяча (1 кг) необходимо стра­ховать ребенка, чтобы не допустить падения мяча ему на голову. В зоне мета­ния не должно быть других детей. Мячи или мешочки разрешается собирать толь­ко после того, как ребенок закончил выпол­нять задание.

19.В первую очередь тестировать следу­ет гиперактивных детей.

20.При негативном отношении детей к тестированию не следует заставлять их выполнять задание. Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе: рекомендуется заинтересовать их, проводить диагностику в игровой форме или перенести ее на дру­гой день. Есть дети, которые не хотят выполнять двигательные задания, так как боятся, что у них не получится, - им требуется несколь­ко раз выполнить задание с помощью вос­питателя. Тестировать их целесообразно в последнюю очередь, предоставив им воз­можность наблюдать за другими детьми.

21.              Наряду с количественными показателями  физической  подготовленности следует обращать внимание на качество выполнения двигательных заданий по простой 5-балльной системе, предложен­ной коллегами из Санкт-Петербурга: 5 -все элементы упражнения выполняются в полном соответствии с заданием; 4 - при выполнении теста допускаются неболь­шие ошибки, существенно не меняющие характер движения; 3 - тест выполняется с трудом, много ошибок и отступлений от заданной модели; 2 - тест практически не выполнен, но ребенок делает попытки к его выполнению; 0 - ребенок не предпри­нимает попыток к выполнению теста, фи­зически не в состоянии его выполнить.

22. Оценка темпа прироста показателей (ТПП) двигательных качеств позволяет оп­ределить эффективность влияния системы физического воспитания на организм каж­дого ребенка дошкольного возраста. Рас­считывается ТПП по формуле В.И. Усакова:

 

W

где W - темп прироста показателя, V1 - аб­солютное значение показателя в начале учебного года, V2 - абсолютное значение по­казателя в конце учебного года.

Физическое воспитание считается эф­фективным при значении темпа прироста показателей не менее 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические тесты.

 

Для детей 3-4 лет.

Физические качества

Критерии

 

I. Выносливость

1. Бег

Бег на 10м.

На выносливость

С изменением темпа (направления, с барьером, змейкой)

2. Ходьба

На носках, на пятках

В полуприседе

Босиком (трава, песок, гравий)

3. Прыжки

На 2х ногах (вместе, врозь).

Продвигаясь вперёд

Через предметы (h 5-10см.)

2.Сила

1.Метание

Набивного мяча 1кг.

В даль  (правой, левой рукой)

2.Прыжки

В длину с места см.

В высоту с места см.

3.Отжимание

На спине

4.Вис

Углом

На 2х руках

3.Гибкость

1. наклон туловища

На полу, вперёд, стоя, сидя

Повороты туловища

Наклоны туловища

4.Ловкость

1.Бег

По кругу взявшись за руки

За предметом или с ним

По прямой и извилистой дорожке

2.Подлезание, лазанье

По гимнастической скамье приставным шагом

Пролезание в обруч (грудью, боком)

Ползанье на четвереньках по скамье назад

3.Бросание, ловля

Катание мяча с горки и бег за ним

Бросание мяча вверх и ловля его

Бросание мяча о землю и ловля 2-мя руками

5.Координация движений

1.Динамическое равновесие

Пройти по верёвке прямо (h 6-10см.)

По доске (h 25см) и пролезть в обруч .

Ходьба с переступанием (h 20см.

2.Акробатические упражнения

Мышка, Аист, Лошадка

3.Метание в цель

Метание горизонтальную цель 1-ой рукой

Метание мяча снизу в цель (1,5-2м.)

Метание в движущую цель



Для детей 4-5 лет.

 

Физические качества

Критерии

 

I. Выносливость

1. Бег

Бег на 30м.

На выносливость

В быстром темпе (15-20мин.)

2. Ходьба

В темпе ускорения

В полуприседе

С преодолением препятствий

3. Прыжки

Подскоки на месте  (20 раз)

Продвигаясь вперёд 3м.

С ноги на ногу

2.Сила

1.Метание

Набивного мяча 1кг.

В даль  (правой, левой рукой)3,5-6,5м.

2.Прыжки

В длину с места см.

В высоту с места см.

Высоту с разбега см

3.Отжимание

На спине (кол. сек.)

На руках (кол. раз)

4.Вис

Углом

На 2х руках

3.Гибкость

1. наклон туловища

На полу, вперёд, стоя, сидя

4.Ловкость

1.Бег

Со сменой ведущего

Преодоление полосы препятствий

Бег с увёртыванием

2.Подлезание, лазанье

По гимнастической лестнице приставным шагом

Пролезание между перекладинами лестницы

Пролезать под верёвку(h =60см).

3.Бросание, ловля

Катание мяча в цель (1,5-2м.)

Бросание мяча вверх и ловля его (6 раз)

отбивание мяча о землю и ловля 2-мя руками (стоя на месте)

5.Координация движений

1.Динамическое равновесие

Пройти по верёвке прямо , по кругу и  обратно(h 8-10см.)

Пройти по скамье до середины развернуться и обратно

Ходьба по скамье  с переступанием через предметы (h 40-50см.)

2.Акробатические упражнения

Крокодил, Воробей

3.Метание в цель

Метание горизонтальную цель правой, левой рукой (2,5м.)

h=мишени 1,5м., расстояние1,5-2м.метание правой, левой рукой

Метание в движущую цель

Информация о работе Гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей