Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:48, реферат

Описание

Спортивная классификация - система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов. Существуют национальная и международная спортивная классификация.
Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности. В этом и нет необходимости, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат спортсмена.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания…………4
2. Виды гимнастики и их классификация……………………………………….7
2.1 Общеразвивающие виды гимнастики………………………………………7
2.2 Спортивные виды гимнастики…………………………………………….11
2.3 Прикладные виды гимнастики……………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованных источников…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

физ.культура.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания…………4

2. Виды гимнастики и их классификация……………………………………….7

2.1 Общеразвивающие виды гимнастики………………………………………7

2.2 Спортивные виды гимнастики…………………………………………….11

2.3 Прикладные виды гимнастики……………………………………………...13

Заключение………………………………………………………………………18

Список  использованных источников…………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Спортивная  классификация - система присвоения спортивных званий и спортивных разрядов. Существуют национальная и международная спортивная классификация.

     Современная спортивная классификация включает в себя более чем 60 видов спорта. Многообразие видов спорта и разновидностей физических упражнений не позволяет рассматривать каждое из упражнений в отдельности. В этом и нет необходимости, так как многие виды спорта близки друг к другу по различным признакам, в частности, по влиянию их на опорно-двигательный аппарат спортсмена.

     Гимнастика  на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания 

     Термин  «гимнастика» впервые появляется у  древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

     Гимнастические  упражнения в России существовали с  древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые  обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.

     В наше время гимнастика прочно вошла  в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря  ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые  есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей.

     Гимнастика  стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах спортивной акробатикой, спортивной и художественной гимнастикой регулярно занимаются сотни тысяч детей, юношей и девушек.

     Гимнастика  используется как средство лечения  в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.

     Задачи  гимнастики определяются общей целью  воспитания, которая заключается  в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

     Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

     Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности. 

     Воспитательные  задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды гимнастики и их классификация 

     Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось  в отдельные виды. Этот закономерный процесс начался еще в прошлом  столетии. В 1968 г. на Всесоюзной конференции  по вопросам гимнастики были рассмотрены  и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики. Такое деление оправдано двумя обстоятельствами. Первое связано с более конкретными задачами, которые поставлены перед гимнастикой в настоящее время. Второе с необходимостью научного обоснования дальнейшего развития гимнастики, создания современной теории и методики ее практического применения.

     Существующие  ныне виды гимнастики отличаются частными целями и задачами, специфическими упражнениями и методическими приемами. 

2.1 Общеразвивающие виды гимнастики 

     К общеразвивающим видам относятся: основная, гигиеническая и атлетическая.

     «Основная гимнастика направлена на всестороннее развитие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, на воспитание физических, моральных и волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются: строевые упражнения (ходьба, бег в различных сочетаниях); общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения; простейшие упражнения на гимнастических снарядах; акробатические упражнения; элементы художественной гимнастики, хореографии, игры, эстафеты, прыжки. 

     Основная  гимнастика, в свою очередь, делится  на ряд разновидностей применительно  к различным группам и возрастам занимающихся.

     Основная  гимнастика для детей дошкольного  возраста (3-7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

     Учитель должен учитывать физические возможности  детей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам  нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений-общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки организованного поведения в коллективе.

     Основная  гимнастика для детей школьного  возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности.

     Наряду  с урочной формой в школьном режиме дня предусмотрена гимнастика до занятий. Цель ее - организовать учащихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям.

     В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями  растущего организма школьный возраст  подразделяется на три периода:

а) младший  школьный возраст-от 7 до 9 лет (I-III классы);

б) средний  школьный возраст-от 10 до 14 лет (IV-VIII классы);

в) старший  школьный возраст-от 15 до 16 лет (IX- Х  классы).

     В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания.

     Атлетической  гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры  всего тела, исправления недостатков  телосложения. Она развивает такие  ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.

     Средства  атлетической гимнастики весьма разнообразны. В ней широко применяются различные  общеразвивающие упражнения без  предметов и с предметами (булавы, палки, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы, гири, гантели, штанга). При занятиях могут быть также применены предметы домашнего обихода (упражнения со стулом, на стуле, с опорой ног о стол, на кровати), а также на снарядах массового типа и гимнастических снарядах.

     В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая.

     Тренировки  по атлетической гимнастике надо планировать  так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения - с бегом на короткие и длинные дистанции.

     Цель  гигиенической гимнастики - укрепление здоровья, сохранение бодрости и высокой  работоспособности. Из всех видов гимнастики гигиеническая гимнастика наиболее массовая и доступная. Она полезна  в любом возрасте: детям, учащейся молодежи, работникам умственного и физического труда. В состав гигиенической гимнастики входят физические упражнения, водные процедуры и самомассаж. Ею ежедневно можно заниматься самостоятельно в домашних условиях, руководствуясь методической литературой, советами учителя и указаниями, которыми обычно сопровождаются передачи гимнастики по радио и телевидению.

     Если  ею заниматься систематически, она  приносит большую пользу - укрепляет  организм человека, улучшает работу органов  кровообращения, дыхания и нервной  системы. Она особенно полезна лицам с ослабленным здоровьем и людям пожилого возраста. Систематические занятия гигиенической гимнастикой способствуют развитию мышечной силы, гибкости тела, формированию и сохранению правильной осанки, повышению деятельности внутренних органов и центральной нервной системы.

     В настоящее время существуют две  формы гигиенической гимнастики - индивидуальная и групповая.

     Индивидуальная  гигиеническая гимнастика обычно состоит  из простых, доступных каждому, физических упражнений и проводится самостоятельно. Групповые занятия гигиенической гимнастикой, в отличие от индивидуальных, организуются и проводятся под руководством учителя, инструктора в различных коллективах, домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, учреждениях, школах, вузах, воинских частях, общежитиях и т.д.

     В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие  упражнения для увеличения силы, подвижности  в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом.

     Упражнения  гигиенической гимнастики методически  оформляются в виде комплексов из 5-6 упражнений, каждое из которых повторяется  несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями  занимающихся. 
 
 
 

Информация о работе Гимнастика, понятие и место в системе физического воспитания