МОУ Казачинская
СОШ
«Гимнастика»
Выполнила: ученица 11 «Б» класса
Калинина Татьяна
Проверил: учитель
физической
культуры
Непомнящих П. В.
Содержание:
1. Дидактические принципы
методики обучения гимнастическим
упражнениям
2. Методические особенности
гимнастики.
3. Способы проведения
общеразвивающих упражнений.
4. Обучение лазанию по
канату.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Дидактические принципы методики обучения гимнастическим упражнениям
Гимнастика – одна из основных дисциплин
высших учебных заведений, готовящих специалистов
по физической культуре и спорту. Владение
данной дисциплиной имеет важное значение
для тренера-преподавателя любого вида
спорта, поскольку нет ни одного вида,
где бы не применялись гимнастические
упражнения (в качестве средств ОФП и СФП,
а также упражнений, помогающих освоить
технику основных движений данного вида
спорта – т.е. подводящих). Гимнастика
также содействует воспитанию организованности
и дисциплине (за счет строевых упражнений
– строгий порядок точная регламентация
деятельности занимающихся, выполнение
упражнений точно по команде).
Виды гимнастики:
1. Общеразвивающие: а)
Основная гимнастика (для разных
возрастных категорий: для детей
дошкольного и младшего школьного
возраста; для детей среднего
и старшего школьного возраста
и т.п.; б) Гигиеническая (индивидуальная
и групповая); в) Атлетическая
гимнастика; г) Ритмическая гимнастика;
д) Аэробика. 2. Спортивные виды: а)
Собственно спортивная; б) Спортивная
акробатика; в) Художественная гимнастика.
3. Прикладные виды: а) Спортивно-прикладная;
б) Военно-прикладная; в) Производственная;
г) Профессионально-прикладная; д)
Лечебная гимнастика.
Методика лишь тогда ведет
кратчайшим путем к цели, когда
основывается на верных принципах. Наиболее
общие отправные положения, определяющие
всю направленность и организацию
деятельности по физическому воспитанию
в нашем обществе, - это принципы
всестороннего гармонического развития
личности, связи воспитания с трудовой
и оборонной практикой и оздоровительной
направленности. Есть вместе с тем
ряд принципов, которые выражают
главным образом методические закономерности
педагогического процесса и в
силу этого являются обязательными
при осуществлении образовательных
и воспитательных задач. Это принципы
сознательности и активности, наглядности,
доступности и индивидуализации,
систематичности, постепенного повышения
требований. Большинство названных
принципов совпадает по наименованию
с известными общедидактическими принципами: поскольку физическое
воспитание есть вид педагогического
процесса, то на него распространяются
общие принципы педагогики. Но последние
получают в сфере физического воспитания
соответствующую конкретизацию и дополняются
специальными положениями, отражающими
его особенности.[6,c.77]
1. Принцип сознательности
и активности Результативность
педагогического процесса во
многом определяется тем, насколько
сознательно и активно относятся
к делу сами воспитываемые.
Понимание существа заданий, как
и активно заинтересованное выполнение
их, ускоряет ход обучения, способствует
результативности совершаемых действий,
обуславливает творческое использование
приобретаемых знаний, умений и
навыков в жизни. Эти давно
подмеченные закономерности и
лежат, прежде всего, в основе
принципа сознательности и активности.
Принцип сознательности и активности
раскрывается в следующих требованиях:
Формировать осмысленное отношение
и устойчивый интерес к общей
цели и конкретным задачам
занятий. Необходимой предпосылкой
сознательного отношения к деятельности
является соответствующая ее
мотивация.
Следует уче6сть так же,
что физическое воспитание, особенно
людей зрелого возраста, строится
в значительной мере на самостоятельных
началах. Все это требует умелого
сочетания руководящей роли преподавателя
с высокой активностью и самостоятельностью
занимающихся. Активность обусловлена
заинтересованностью. Проблема пробуждения
и развития интереса решается в определенной
мере путем подбора увлекательного
материала для занятий и соответствующей
организацией их. Физические упражнения
по природе своей связаны с
чувством радости, бодрости и другими
положительными эмоциями. При умелой
организации занятий действие этого
фактора усиливается и может
стать одним из важнейших моментов
в пробуждении и развитии интереса.
Было бы неверно делать ставку только
на этот фактор и придавать занятиям
развлекательный характер. Путь к
физическому совершенству прежде всего
большой напряженный труд. Здесь
неизбежны и однотипные утомительные
упражнения, и «скучные» задания,
интерес к которым появляется
лишь на основе глубокого понимания
их важности, необходимости. Следовательно,
решающим условием активно заинтересованного
отношения к делу является понимание
сущности его и осознание цели
занятий как объективной необходимости.
Именно на этой основе формируется
устойчивое стремление преодолевать трудности.
Существенную роль в развитии активности
занимающихся играют систематическая
оценка и поощрение достигнутых
ими успехов. Речь идет не только о
текущей оценке, которую дает преподаватель
по ходу занятий, но и о специальной
системе оценочных нормативов и
поощрительных мер, выражающих официальное
одобрение каждого достижения на
пути физического совершенствования.
2. Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания
предполагает как широкое использование
зрительных ощущений, восприятии, образов,
так и постоянную опору на
свидетельства всех других органов
чувств, благодаря которым достигается
непосредственный контакт с действительностью.
В процессе физического воспитания
наглядность играет особенно
важную роль, поскольку деятельность
занимающихся носит в основном
практический характер и имеет
одной из своих специальных
задач всестороннее развитие
органов чувств. Наглядность необходимая
предпосылка освоения движений.
Практическое познание, начинается
с чувственной ступени «живого
созерцания».
Наглядность неотъемлемое условие
совершенствования двигательной деятельности.
Ни совершенствование двигательных
навыков, ни развитие физических способностей
вообще немыслимы вне постоянной
опоры на четкие ощущения, восприятия,
наглядные представления. По мере освоения
двигательных актов различные органы
чувств функционируют во все более
тесном взаимодействии, образуя единый
«комплексный анализатор». Это способствует
наиболее тонким и в то же время
обобщенным восприятиям, необходимым
для совершенного управления движениями.
Взаимодействие различных анализаторов,
особенно в условиях сложной двигательной
деятельности, не всегда бывает положительным.
Функции одних анализаторов могут
в определенных ситуациях ослаблять
другие рецепторные функции. Ускорить
процесс их совершенствования помогают
избирательно направленные воздействия
на определенные афферентные системы,
в частности на двигательный анализатор,
которому в управлении движениями принадлежит
особо ответственная роль. В этой
связи заслуживает внимания идея
временного искусственного выключения
некоторых анализаторов, например зрительного,
для того чтобы повысить требования
к двигательному анализатору
и тем ускорить совершенствование
его функций. Такого рода метод нельзя
считать пригодным для всех случаев.
Он не применяется обычно на первом
этапе обучения новым движениям
(этапе ознакомления). Следует, кроме
того, учитывать специфику изучаемых
действий, а также индивидуальные
особенности занимающихся. Существует
и ряд других методов избирательного
воздействия на функции анализаторов.
Это, в частности, использ ование
светолидеров и звуколидеров, позволяющих
направленно упражнять различные
воспринимающие системы. В ходе освоения
движения роль и характер взаимодействия
различных органов чувств не остаются
неизменными. Соответственно должен меняться
и удельный вес различных форм
наглядности. Так, вначале наиболее
важную роль играют обычно зрительные
восприятия. Поэтому преимущественное
место среди способов наглядного обучения
занимают на первых порах, как правило,
те, которые обеспечивают формирование
зрительных образов. В дальнейшем же резко
возрастает роль двигательного анализатора
и соответствующих способов обеспечения
наглядности. Но на любом этапе обучения
незыблемым остается правило: не ограничиваться
какой-либо одной формой наглядности,
а комплексно использовать многообразные
пути наглядной информации и совершенствования
органов чувств. Взаимосвязь непосредственной
и опосредствованной наглядности. Первостепенную
роль в осуществлении принципа наглядности
играют непосредственные контакты с действительностью.
Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную
наглядность. Различные формы наглядности
не только взаимосвязаны, но и по своему
действию переходят одна в другую.
Это объясняется единством
чувственной и логической ступеней
познания, а с физиологической
точки зрения единством первой и
второй сигнальных систем действительности.
Особое значение имеет связь чувственного
образа и образного слова. Слово
есть сигнал всех других сигналов в
том смысле, что за время жизни
и обучения слово связывается (по
механизму условно-рефлекторных связей)
со всеми внешними и внутренними
раздражителями, как бы «заменяет»,
представляет их и может вызвать
все те действия, которые обусловливаются
чувственными раздражителями. Слово, таким
образом, можно рассматривать как
одно из важных средств обеспечения
наглядности. Следует иметь в
виду, что в процессе физического
воспитания слово лишь тогда приобретает
значение такого средства, когда находит
конкретную опору в двигательном
опыте занимающихся. Если же слово
не связывается, хотя бы отчасти, с представлениями,
в частности двигательными, оно
«не звучит», не вызывает живого образа
движений, в какую бы внешнюю образную
форму ни облекали словесное пояснение.
Роль слова как фактора опосредствованной
наглядности возрастает в процессе
физического воспитания вместе с
расширением двигательного опыта
занимающихся. Чем он богаче, тем
больше возможностей для создания нужных
двигательных представлений с помощью
образного слова. В этом одна из причин
неодинакового удельного веса методов
использования слова в процессе
физического воспитания людей различных
возрастных групп. Наглядность важна
не только сама по себе, но и как общее
условие реализации принципов обучения
и воспитания. Широкое использование
различных форм наглядности повышает
интерес к занятиям, облегчает
понимание и выполнение заданий,
способствует приобретению прочных
знаний, умений и навыков.
3. Принцип доступности
и индивидуализации Принцип доступности
и индивидуализации называют
также принципом учета особенностей
воспитуемых и посильности предлагаемых
им заданий. Обе эти формулировки
выражают, по существу, одно и
то же необходимость строить
обучение и воспитание в соответствии
с возможностями воспитуемых,
учитывая особенности возраста,
пола, уровень предварительной подготовленности,
а также и индивидуальные различия
физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа
в области физического воспитания
обусловлено тем, что здесь
подвергаются интенсивным воздействиям
жизненно важные функции организма.
Умелое соблюдение принципа доступности
и индивидуализации является
залогом оздоровительного эффекта
физического воспитания. Вместе
с тем это и одна из необходимых
предпосылок активности занимающихся
и ускоренного достижения ими
намеченных целей. Суть данного
принципа в области физического
воспитания раскрывают следующие
основные положения. Определение
меры доступного. Доступность означает
не отсутствие трудностей, а посильную
меру их, т. е. такие трудности,
которые могут быть успешно
преодолены при надлежащей мобилизации
физических и духовных сил
занимающихся. Правильно оценить
доступность физических нагрузок
можно лишь с учетом их оздоровительного
эффекта. Доступными можно считать
те нагрузки, которые ведут к
укреплению и сохранению здоровья.
Границы доступного в процессе
физического воспитания изменяются.
Они раздвигаются по мере развития
физических и духовных сил
занимающихся: то, что недоступно
на одном этапе, становится
в дальнейшем легко выполнимым.
В соответствии с этим должны
изменяться и требования, предъявляемые
к возможностям занимающихся, так,
чтобы постоянно стимулировать
дальнейшее их развитие. Методические
условия доступности. На каждом
этапе физического воспитания
доступность определяется, помимо
указанных условий, степенью целесообразности
избранных методов и общего
построения занятий. Проблема
доступности так или иначе
связана со всеми другими проблемами
рациональной методики обучения
и воспитания, особенно с теми,
которые касаются оптимальной
преемственности занятий и постепенности
нарастания трудностей. Известно, что
новые двигательные умения и
навыки возникают на базе ранее
приобретенных, включая в себя
те или иные их элементы. Поэтому
одно из решающих методических
условий доступности в процессе
физического воспитания это преемственность
физических упражнений. Она обеспечивается
использованием естественных взаимосвязей
между различными формами движений,
их взаимодействий и структурной
общности. Необходимо так распределять
изучаемый материал, чтобы содержание
каждого предыдущего занятия служило
ступенькой, подводящей кратчайшим путем
к освоению содержания очередного занятия.
Столь же важное условие постепенность
в переходе от одних заданий, более легких,
к другим, более трудным. Поскольку функциональные
возможности организма повышаются постепенно,
то и требования, предъявляемые к ним в
процессе физического воспитания, не должны
возрастать чрезмерно резко. Постепенность
обеспечивается нефорсированным усложнением
изучаемых форм движений, рациональным
чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым
и волнообразным изменением нагрузок
на протяжении недельных, месячных и годичных
периодов времени и другими путями. Проблема
индивидуализации в процессе физического
воспитания решается на основе органического
сочетания двух направлений общеподготовительного
и специализированного. Общеподготовительное
направление ведет к освоению обязательного
для всех минимума жизненно важных двигательных
умений, навыков и связанных с ними знаний,
а также к достижению определенного уровня
разностороннего развития физических
качеств. Специализированное направление
ведет к углубленному совершенствованию
в избранной деятельности. Здесь уже не
только методы, но и содержание занятий
определяются в зависимости от индивидуальных
склонностей, одаренности. Сочетание обоих
направлений создает условия для всестороннего
и в то же время глубоко индивидуализированного
физического совершенствования. Индивидуальный
подход выражается в дифференциации учебных
заданий и путей их выполнения, норм нагрузки
и способов ее регулирования, форм занятий
и приемов педагогического воздействия
в соответствии с индивидуальными особенностями
занимающихся. Учитывать индивидуальные
особенности это не значит идти на поводу
у них. Индивидуальные свойства, в частности
типологические особенности высшей нервной
деятельности, поддаются направленному
изменению.
4. Принцип систематичности
Суть этого принципа раскрывается
в ряде положений, касающихся
регулярности занятий и системы
чередования нагрузок с отдыхом,
а также последовательности занятий
и взаимосвязи между различными
сторонами их содержания. Непрерывность
процесса физического воспитания
и оптимальное чередование нагрузок
с отдыхом. Регулярные занятия
дают несравненно больший эффект,
чем эпизодические. Вопрос заключается
в том, какими основными чертами
должна характеризоваться регулярность
процесса физического воспитания
и как она увязывается с
оптимальным чередованием нагрузки
и отдыха. Физическое воспитание
мыслится в целом как непрерывный
процесс, охватывающий все основные
перио ды жизни. Функциональные
и структурные изменения, происходящие
в организме во время и в
результате занятий физическими упражнениями,
обратимы, т. е. они претерпевают обратное
развитие в случае прекращения занятий.
Понятно, что оптимальные условия для
физического совершенствования создаются
лишь в том случае, если процесс физического
воспитания непрерывен. Такая непрерывность
обеспечивается определенной системой
чередования нагрузок и отдыха. Одно из
главных положений принципа систематичности
исходит именно из того, что в процессе
физического воспитания недопустимы перерывы,
которые приводят к утрате положительного
эффекта занятий, и что, следовательно,
эффект каждого последующего занятия
должен, образно говоря, «наслаиваться»
определенным образом на «следы» предыдущего,
закрепляя и углубляя их. В итоге эффект
ряда занятий как бы суммируется возникает
кумулятивный эффект системы занятий,
т. е. относительно стойкие адаптационные
перестройки функционального и структурного
характера, которые составляют основу
физической подготовленности, тренированности
и стабильных двигательных навыков. В
жизни, в практике физического воспитания,
занятия часто чередуются по содержанию,
направленности, объему и интенсивности
нагрузки. Восстановительные процессы
в различных органах и системах протекают
не одновременно (гетерохронно). Более
того, даже в пределах одной и той же функциональной
системы наблюдается гетерохронность
восстановления. Не удивительно, что реальное
чередование нагрузок и отдыха в процессе
физического воспитания оказывается весьма
сложным и в то же время несравненно более
гибким, чем это можно представить в стандартной
схеме. Таким образом, в процессе физического
воспитания возможны и целесообразны
различные формы чередования занятий
и отдыха. Однако в любом случае должна
сохраняться непрерывность процесса.
Рациональный отдых в этой связи надо
рассматривать в качестве столь же необходимого
компонента процесса физического воспитания,
как и занятия, упражнения, нагрузки.