Гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание

Гимнастика – одна из основных дисциплин высших учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре и спорту. Владение данной дисциплиной имеет важное значение для тренера-преподавателя любого вида спорта, поскольку нет ни одного вида, где бы не применялись гимнастические упражнения (в качестве средств ОФП и СФП, а также упражнений, помогающих освоить технику основных движений данного вида спорта – т.е. подводящих). Гимнастика также содействует воспитанию организованности и дисциплине (за счет строевых упражнений – строгий порядок точная регламентация деятельности занимающихся, выполнение упражнений точно по команде).

Содержание

1. Дидактические принципы методики обучения гимнастическим упражнениям

2. Методические особенности гимнастики.

3. Способы проведения общеразвивающих упражнений.

4. Обучение лазанию по канату.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа состоит из  1 файл

Гимнастика.docx

— 56.85 Кб (Скачать документ)

3. Упражнения следует  подбирать так, чтобы они оказывали  разностороннее воздействие на  занимающихся и обеспечивали  развитие основных физических  качеств, способствовали формированию  правильной осанки.

4. Для удобства подсчета  и музыкального сопровождения  каждое упражнение следует составлять  и выполнять на 2, 4, 8, 16, 32... счетов.

5. Упражнениям на развитие  силы должны предшествовать упражнения  на растягивание. Такая последовательность  обеспечивает разогревание организма  и избавляет от возможных травм  (растяжений).

6. Следует чередовать  упражнения на силу, растягивание, расслабление, упражнения в быстром  темпе и медленном.

7. Упражнения на развитие  силы следует повторять до  ощущения усталости, а упражнения  на растягивание - до ощущения  незначительной боли.

8. Можно рекомендовать  такую схему построения комплекса  ОРУ:

- упражнения на подтягивание;

- упражнения для мышц  рук, туловища и ног средней  интенсивности;

- упражнения для тех  же мышечных групп, но большей  интенсивности;

- упражнения общего воздействия  (соединения движений рук, туловища  и ног, бег, прыжки);

- упражнения на расслабление (дыхательные упражнения и др.).

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:

- числа упражнений;

- содержания упражнений (движения отдельными частями  тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих  мышечных групп, силовые упражнения  и упражнения на выносливость  воздействуют сильнее, чем упражнения  на гибкость);

- интервалов отдыха между  упражнениями (сокращение пауз для  отдыха увеличивает нагрузку);

- количества повторений;

- темпа выполнения;

- исходного положения  (одно и то же упражнение, выполняемое  из различных исходных положений,  оказывает различную нагрузку). Например: сгибание и разгибание рук  в упоре лежа с опорой руками  о возвышение, с опорой руками  о пол, с опорой ногами о  возвышение или в упоре на  брусьях. При индивидуальных занятиях  регулировать нагрузку необходимо  в зависимости от степени утомления.  При групповых занятиях преподаватель  может дать указания занимающимся  самостоятельно прекращать выполнение  упражнения, если продолжать его  со всеми вместе становится  трудно. В силовых упражнениях  чувство утомления легко ощутимо  и повторение до отказа допустимо.  В упражнениях на выносливость  доводить организм до такой  степени утомления нельзя, особенно  при занятиях с начинающими.  При выполнении упражнений на  гибкость надо руководствоваться  чувством легкой боли, свидетельствующей  о пределе амплитуды движений. От занятия к занятию нагрузку  следует постепенно повышать, регулируя  ее за счет тех же факторов  и количества дней занятий  в неделю.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое  значение. Рекомендуется проводить  ОРУ игровым способом. Многие подвижные  игры насыщены движениями, которые  можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т.п.).

Соревновательный метод  проведения ОРУ также повышает эмоциональный  тонус.

Особенности проведения ОРУ с использованием предметов [14, 185-187]

При занятиях ОРУ предметы используются с различными целями:

- как средство отягощения;

- как средство воспитания  точности движения (броски и ловля  мячей) ;

- как средство повышения  интереса к занятиям.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющих их направление и амплитуду. Кроме того, ее можно применять как опору для упражнений в упорах и висах при занятиях с партнерами.

Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через нее на двух и на одной ноге; с вращением скакалки вперед и назад; с двойным вращением; в приседе и т.п. Скакалку, сложенную вдвое, втрое или вчетверо, используют и как гимнастическую палку. Применяется и длинная скакалка - для перепрыгивания при вращении ее за концы двумя партнерами.

Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель.

Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (например: лежа прогнувшись с опорой о мяч спиной).

Гантели разного веса широко применяются как отягощения, усиливающие  эффект при динамических упражнениях  скоростно-силового характера (малого веса) и при динамических и статических  упражнениях (среднего и большого веса). С той же целью используютсярезиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подготовки в спортивных видах гимнастики и атлетической гимнастике и не являются типичными средствами при занятиях ОРУ.

Многие ОРУ можно выполнить  с использованием гимнастической скамейки и на гимнастической стенке. Скамейка может служить опорой в положении сидя, упоре лежа или препятствием при прыжках. Благодаря конструкции снаряда на гимнастической стенке можно выполнять специфические упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и в смешанном висе. Кроме того, дополнительная опора руками о стенку облегчает выполнение ряда упражнений (равновесия, приседания), что немаловажно при занятиях с начинающими.

ОРУ целесообразно проводить  также с партнером. Это расширяет  возможности использования ОРУ. Взаимодействие партнеров может  облегчать или усложнять двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный  фон занятий.

Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность  включения в комплекс упражнений с предметами и использование  гимнастического оборудования. Места  занятий должны быть оснащены данным инвентарем, что разнообразит занятия  и предоставит большие возможности  в решении задач физического  воспитания средствами гимнастики.

ОРУ, как правило, выполняют  в подготовительной части урока, но иногда их используют в конце  урока с целью более эффективного развития силы, гибкости, выносливости.

Способы обучения ОРУ [14, 190-192]

1. По показу. Учитель показывает упражнение ученикам «зеркальным способом». Вначале указывает на исходное положение, затем на технику самого движения и его конечное положение. Затем подает команду ученикам для начала выполнения упражнения.

2. По рассказу. Этим способом пользуются при обучении более простым упражнениям или с целью активизации внимания занимающихся. Преподаватель объясняет упражнение, указывая исходное положение, и рассказывает, какие движения следует выполнять на счет «раз»; «два» и т.д. Рекомендуется по ходу подсказывать основные действия вместо подсчета, но в ритме и темпе упражнений. Например: вместо подсчета «раз-два-три-четыре» сказать: «Наклон-выпрямиться-присесть-встать».

3. При комбинированном способе, соединяющем рассказ и показ, преподаватель вначале показывает упражнение, а затем подсказывает по ходу его выполнения.

4. Способ обучения по разделениям (расчлененный). Э тот способ применяет ся при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать паузы между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. После команды: «Исходное положение - принять!» преподаватель подает команды, разделяя каждый счет паузами.

Например: «правая вперед, руки вперед — делай раз!», «правая  в сторону, руки в стороны -делай  два», «правая скрестно перед левой, руки скрестно - делай три!», «прыжком стойка ноги врозь, руки в стороны - книзу - делай четыре!». После того как упражнение выполнено по частям, его выполняют в обычной манере, без остановки, полностью. При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «примите и. п.», «выполняйте упражнение как я», «закончить упражнение».

Способы проведения ОРУ [14, 194-196]

1. Раздельный (обычный) - способ выполнения упражнен каждое

упражнение выполняется  раздельно. Имеется пауза меж  основной способ, поскольку:

а) он доступен для любого контингента занимающихся;

б) допускает возможность  обучения и объяснения;

в) можно легко варьировать  физическую нагрузку.

2. Поточный способ заключается в выполнении упражнений, причем конечное положение предыдущего упражнения – начало последующего. Этим способом рекомендуется пользоваться подготовленными занимающимися, у которых двигательные способности развиты, а внимание сосредоточено лучше, чем у начинающих.

Рекомендации при проведении поточным способом:

- использовать знакомые  и относительно простые по  форме упржнения;

- логичность перехода  от одного упражнения к другому;

- сохранять однотипный  размер счета;

- показывается следующее  упражнение в момент выполнения  предыдущего.

В поточном способе на 1 счет подается команда «после команда «можно» на 4 счет.

3. Серийный способ - соединение раздельного и поточного упражнений соединяются вместе и выполняются поточно.

4. Комплексный способ - заключается в неоднократном повторении комплекса ОРУ, разученных в данном или предыдущих уроках. Это способ разучивания вольных упражнений.

5. Игровой способ - заключается в том, что во время выполнения ОРУ имеется момент игры.

6. Комбинированный способ - сочетание всех вышеуказанных способов в одном занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обучение лазанию по  канату

Обучение лазанию по канату надо начинать с подготовительных упражнений:

· обхватить канат руками как можно выше, слегка поджать ноги, выполнить "вис";

· сидя на скамейке или подставке, обхватить канат ногами, несколько раз встать и сесть;

· правильно обхватить канат ногами и, удерживая его, перехватывать руками вверх и вниз.

Освоив подготовительные упражнения, можно приступать к лазанию:

· канат обхватывают руками, чуть-чуть подпрыгнув, сгибают ноги и захватывают ими канат между коленями и подъемами стоп;

· выпрямляя ноги в коленях, сгибают руки, затем поочередно переставляют руки вверх, удерживая канат ногами.

Гимнастические кольца.

Использование гимнастических колец, как правило, ставит родителей  в тупик: что еще можно на них  делать, кроме как сгибать руки и ноги, раскачиваться, скручиваться-раскручиваться. А ведь, это уникальный спортивный снаряд, позволяющий развивать у  детей ловкость, силу, координацию  движений. Упражнения на кольцах укрепляют  вестибулярный аппарат, вырабатывают смелость. Освоив основные упражнения, ребенок начинает придумывать свои, оригинальные. При работе на кольцах  обязательна страховка. Взрослые должны проявить терпение. Внимание малыша сосредоточено  на выполнении упражнения, поэтому  он не всегда слышит, а иногда и вообще не слышит Ваши инструкции, так как  при определенном положении тела (вниз головой, к примеру) у него может  быть нарушена пространственная ориентировка. В целях безопасности под гимнастические кольца необходимо положить мат (матрац). Опыт нашей работы показал, что обучение на кольцах лучше начинать с упражнений, которые удаются всем детям. Любое новое упражнение разучивается только после того, как ребенок в совершенстве овладеет предыдущим. Обратите внимание на правильный обхват колец руками - четыре пальца сверху, большой - снизу.[12,c.55]

1.Итак, проследив, правильно  ли ребенок захватил кольца  руками, помогаете ему раскачаться  вперед-назад.

2.Далее рекомендуем скручивание-раскручивание  влево-вправо.

3.Покажите ребенку, как  достать кольца подбородком (обхватив  кольца, подтянуться на руках  и согнуть их в локтях). Тут  необходима страховка - взрослый  поддерживает малыша под руки  со спины.

4.Научившись выполнять  это упражнение, можно попробовать  поднять вперед вначале согнутые, а затем прямые ноги ("уголок").

5.Упражнение «Качели»

6.Надо захватить кольца  руками, подпрыгнуть, приподняв ноги, продеть их через кольца до  колена, затем, попеременно перехватывая  руками канаты колец, ноги продеть  дальше - до бедра. 
Малыш оказывается сидящим на кольцах, как на качелях. Его и нужно покачать.  
Страховка:

Встаньте слева от ребенка, Ваша правая рука поддерживает малыша под спину, левая рука - на его  левой голени. 
Только после того как ваш ребенок научится выполнять это упражнение, приступайте к разучиванию следующего.

7. «Летучая мышь»

Так же, как и в упражнении 5, идет захват колец руками, продевание ног до колена, их сгибание.Затем - поочередное  отпускание левой и правой руки. Получается "вис" на согнутых ногах, голова и руки опущены вниз.Страховка: Встаньте слева от ребенка и левой  рукой поддерживайте его за согнутые ноги (голени). Когда малыш начинает отпускать руки, то часто хватается  за правую (свободную) руку взрослого. Это надо предусмотреть. Освоив упражнение, ребенок с удовольствием и  подолгу может висеть вниз головой. Чтобы вернуться из такого положения  в исходное, необходимо поочередно взяться руками за кольца, после  чего освободить ноги из колец.

8. «Лягушка»

Захват колец руками, продевание стоп в кольца так, чтобы верхним  сводом ступни упереться в нижнюю часть кольца, затем туловище прогибается  вниз, а голова поднимается вверх. 
Страховка: Стоять лучше слева от ребенка. Правой рукой поддерживать его за спину, а левой - под животом.

9. «Кольцо»

Захват колец руками, продевание ног в кольца до колена, сгибание их, поочередный обхват руками носков ног, прогибание. 
Страховка: Встаньте слева от ребенка и левой рукой поддерживайте его за согнутые ноги.

10. «Стойка на руках»

Захват колец руками. Подпрыгнув, вытянуть ноги вверх вдоль канатов, попытаться выпрямить туловище и  ноги, голова внизу.Страховка: Встать слева  от ребенка. Поддерживать его за живот  и ноги, чтобы он не упал.

Информация о работе Гимнастика