Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:26, реферат
Гимнастика – одна из основных дисциплин высших учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре и спорту. Владение данной дисциплиной имеет важное значение для тренера-преподавателя любого вида спорта, поскольку нет ни одного вида, где бы не применялись гимнастические упражнения (в качестве средств ОФП и СФП, а также упражнений, помогающих освоить технику основных движений данного вида спорта – т.е. подводящих). Гимнастика также содействует воспитанию организованности и дисциплине (за счет строевых упражнений – строгий порядок точная регламентация деятельности занимающихся, выполнение упражнений точно по команде).
1. Дидактические принципы методики обучения гимнастическим упражнениям
2. Методические особенности гимнастики.
3. Способы проведения общеразвивающих упражнений.
4. Обучение лазанию по канату.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
3. Упражнения следует
подбирать так, чтобы они
4. Для удобства подсчета
и музыкального сопровождения
каждое упражнение следует
5. Упражнениям на развитие
силы должны предшествовать
6. Следует чередовать упражнения на силу, растягивание, расслабление, упражнения в быстром темпе и медленном.
7. Упражнения на развитие
силы следует повторять до
ощущения усталости, а
8. Можно рекомендовать
такую схему построения
- упражнения на подтягивание;
- упражнения для мышц рук, туловища и ног средней интенсивности;
- упражнения для тех же мышечных групп, но большей интенсивности;
- упражнения общего воздействия
(соединения движений рук,
- упражнения на расслабление
(дыхательные упражнения и др.)
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
- числа упражнений;
- содержания упражнений
(движения отдельными частями
тела оказывают меньшую
- интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
- количества повторений;
- темпа выполнения;
- исходного положения
(одно и то же упражнение, выполняемое
из различных исходных
Эмоциональный фон, особенно
при занятиях с детьми, имеет большое
значение. Рекомендуется проводить
ОРУ игровым способом. Многие подвижные
игры насыщены движениями, которые
можно упорядочить и
Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус.
Особенности проведения ОРУ с использованием предметов [14, 185-187]
При занятиях ОРУ предметы используются с различными целями:
- как средство отягощения;
- как средство воспитания точности движения (броски и ловля мячей) ;
- как средство повышения интереса к занятиям.
Гимнастическая палка используе
Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перепрыгиванием через нее на двух и на одной ноге; с вращением скакалки вперед и назад; с двойным вращением; в приседе и т.п. Скакалку, сложенную вдвое, втрое или вчетверо, используют и как гимнастическую палку. Применяется и длинная скакалка - для перепрыгивания при вращении ее за концы двумя партнерами.
Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель.
Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (например: лежа прогнувшись с опорой о мяч спиной).
Гантели разного веса широко применяются как отягощения, усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при динамических и статических упражнениях (среднего и большого веса). С той же целью используютсярезиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подготовки в спортивных видах гимнастики и атлетической гимнастике и не являются типичными средствами при занятиях ОРУ.
Многие ОРУ можно выполнить
с использованием гимнастическо
ОРУ целесообразно проводить
также с партнером. Это расширяет
возможности использования ОРУ.
Взаимодействие партнеров может
облегчать или усложнять
Составляя программу занятий,
нужно предусмотреть
ОРУ, как правило, выполняют
в подготовительной части урока,
но иногда их используют в конце
урока с целью более
Способы обучения ОРУ [14, 190-192]
1. По показу. Учитель показывает упражнение ученикам «зеркальным способом». Вначале указывает на исходное положение, затем на технику самого движения и его конечное положение. Затем подает команду ученикам для начала выполнения упражнения.
2. По рассказу. Этим способом пользуются при
обучении более простым упражнениям или
с целью активизации внимания занимающихся.
Преподаватель объясняет упражнение,
указывая исходное положение, и рассказывает,
какие движения следует выполнять на счет
«раз»; «два» и т.д. Рекомендуется по ходу
подсказывать основные действия вместо
подсчета, но в ритме и темпе упражнений.
Например: вместо подсчета «раз-два-три-четыре»
сказать: «Наклон-выпрямиться-присесть-
3. При комбинированном способе, с
4. Способ обучения по разделениям
Например: «правая вперед,
руки вперед — делай раз!», «правая
в сторону, руки в стороны -делай
два», «правая скрестно перед левой,
руки скрестно - делай три!», «прыжком
стойка ноги врозь, руки в стороны -
книзу - делай четыре!». После того
как упражнение выполнено по частям,
его выполняют в обычной
Способы проведения ОРУ [14, 194-196]
1. Раздельный (обычный) - способ выполнения упражнен каждое
упражнение выполняется раздельно. Имеется пауза меж основной способ, поскольку:
а) он доступен для любого контингента занимающихся;
б) допускает возможность обучения и объяснения;
в) можно легко варьировать физическую нагрузку.
2. Поточный способ заключается в выполнении упражнений, причем конечное положение предыдущего упражнения – начало последующего. Этим способом рекомендуется пользоваться подготовленными занимающимися, у которых двигательные способности развиты, а внимание сосредоточено лучше, чем у начинающих.
Рекомендации при проведении поточным способом:
- использовать знакомые и относительно простые по форме упржнения;
- логичность перехода
от одного упражнения к
- сохранять однотипный размер счета;
- показывается следующее
упражнение в момент
В поточном способе на 1 счет
подается команда «после команда «можно»
3. Серийный способ - соединение раздельного и поточного упражнений соединяются вместе и выполняются поточно.
4. Комплексный способ - заключается в неоднократном повторении комплекса ОРУ, разученных в данном или предыдущих уроках. Это способ разучивания вольных упражнений.
5. Игровой способ - заключается в том, что во время выполнения ОРУ имеется момент игры.
6. Комбинированный способ - сочетание всех вышеуказанных способов в одном занятии.
Обучение лазанию по канату надо начинать с подготовительных упражнений:
· обхватить канат руками как можно выше, слегка поджать ноги, выполнить "вис";
· сидя на скамейке или подставке, обхватить канат ногами, несколько раз встать и сесть;
· правильно обхватить канат ногами и, удерживая его, перехватывать руками вверх и вниз.
Освоив подготовительные упражнения, можно приступать к лазанию:
· канат обхватывают руками, чуть-чуть подпрыгнув, сгибают ноги и захватывают ими канат между коленями и подъемами стоп;
· выпрямляя ноги в коленях, сгибают руки, затем поочередно переставляют руки вверх, удерживая канат ногами.
Гимнастические кольца.
Использование гимнастических колец, как правило, ставит родителей в тупик: что еще можно на них делать, кроме как сгибать руки и ноги, раскачиваться, скручиваться-раскручиваться. А ведь, это уникальный спортивный снаряд, позволяющий развивать у детей ловкость, силу, координацию движений. Упражнения на кольцах укрепляют вестибулярный аппарат, вырабатывают смелость. Освоив основные упражнения, ребенок начинает придумывать свои, оригинальные. При работе на кольцах обязательна страховка. Взрослые должны проявить терпение. Внимание малыша сосредоточено на выполнении упражнения, поэтому он не всегда слышит, а иногда и вообще не слышит Ваши инструкции, так как при определенном положении тела (вниз головой, к примеру) у него может быть нарушена пространственная ориентировка. В целях безопасности под гимнастические кольца необходимо положить мат (матрац). Опыт нашей работы показал, что обучение на кольцах лучше начинать с упражнений, которые удаются всем детям. Любое новое упражнение разучивается только после того, как ребенок в совершенстве овладеет предыдущим. Обратите внимание на правильный обхват колец руками - четыре пальца сверху, большой - снизу.[12,c.55]
1.Итак, проследив, правильно ли ребенок захватил кольца руками, помогаете ему раскачаться вперед-назад.
2.Далее рекомендуем
3.Покажите ребенку, как
достать кольца подбородком (
4.Научившись выполнять
это упражнение, можно попробовать
поднять вперед вначале
5.Упражнение «Качели»
6.Надо захватить кольца
руками, подпрыгнуть, приподняв ноги,
продеть их через кольца до
колена, затем, попеременно
Малыш оказывается сидящим на кольцах,
как на качелях. Его и нужно покачать.
Страховка:
Встаньте слева от ребенка,
Ваша правая рука поддерживает малыша
под спину, левая рука - на его
левой голени.
Только после того как ваш ребенок научится
выполнять это упражнение, приступайте
к разучиванию следующего.
7. «Летучая мышь»
Так же, как и в упражнении 5, идет захват колец руками, продевание ног до колена, их сгибание.Затем - поочередное отпускание левой и правой руки. Получается "вис" на согнутых ногах, голова и руки опущены вниз.Страховка: Встаньте слева от ребенка и левой рукой поддерживайте его за согнутые ноги (голени). Когда малыш начинает отпускать руки, то часто хватается за правую (свободную) руку взрослого. Это надо предусмотреть. Освоив упражнение, ребенок с удовольствием и подолгу может висеть вниз головой. Чтобы вернуться из такого положения в исходное, необходимо поочередно взяться руками за кольца, после чего освободить ноги из колец.
8. «Лягушка»
Захват колец руками, продевание
стоп в кольца так, чтобы верхним
сводом ступни упереться в нижнюю
часть кольца, затем туловище прогибается
вниз, а голова поднимается вверх.
Страховка:
Стоять лучше слева от ребенка. Правой
рукой поддерживать его за спину, а левой
- под животом.
9. «Кольцо»
Захват колец руками, продевание
ног в кольца до колена, сгибание
их, поочередный обхват руками носков
ног, прогибание.
Страховка: Встаньте слева от ребенка
и левой рукой поддерживайте его за согнутые
ноги.
10. «Стойка на руках»
Захват колец руками. Подпрыгнув, вытянуть ноги вверх вдоль канатов, попытаться выпрямить туловище и ноги, голова внизу.Страховка: Встать слева от ребенка. Поддерживать его за живот и ноги, чтобы он не упал.