Характеристика состояний, возникающих при занятиях физическим воспитанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:09, реферат

Описание

В процессе занятий физической культурой и непосредственно при выполнении упражнений состояние человека меняется как во времени, так и в зависимости от выполняемой работы. Это обусловлено требованиями, предъявляемыми нагрузкой организму, относительной инертностью включения в работу вегетативных систем, особенностями высшей нервной деятельности человека и т.д.

Содержание

Введение
1.1.Предстартовое состояние
1.2.Разновидности предстартовых реакций
1.3.Разминка
1.4.Врабатывание
1.5.«Мертвая точка» и «второе дыхание»
1.6.Устойчивое состояние
1.7.Утомление
1.8.Восстановление
1.9.Характер восстановления функций организма
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по физической культуре.docx

— 41.74 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение 

1.1.Предстартовое состояние 

1.2.Разновидности предстартовых реакций 

1.3.Разминка 

1.4.Врабатывание 

1.5.«Мертвая точка» и «второе дыхание» 

1.6.Устойчивое состояние 

1.7.Утомление 

1.8.Восстановление 

1.9.Характер восстановления функций организма

 

Заключение 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с  предыдущими десятилетиями. Это, в  конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма.

Но и  физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может  в некоторых случаях рассматриваться  с отрицательной стороны.

Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

В то же время вредны и перегрузки. Поэтому  и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной  физической культурой, укреплять организм.

Физическая  культура оказывает оздоровительный  и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно  растёт.

Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему  вред.

Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека.

В процессе занятий физической культурой и  непосредственно при выполнении упражнений состояние человека меняется как во времени, так и в зависимости  от выполняемой работы. Это обусловлено  требованиями, предъявляемыми нагрузкой  организму, относительной инертностью  включения в работу вегетативных систем, особенностями высшей нервной  деятельности человека и т.д. 
 
 

1.1.Предстартовое состояние

Предстартовое состояние  характеризуется теми изменениям в организме, которые  происходят в процессе ожидания предстоящей  работы. Осуществляемые по механизму  условных рефлексов, они способствуют мобилизации организма на ожидаемую  деятельность, благодаря чему происходит более быстрое и эффективное  вхождение в саму работу.

В животном мире предстартовое состояние выражено, по крайней мере во времени, довольно слабо, так как физиологический стресс, требующий движения, развивается либо как реакция на постепенно наступающие в организме изменения (голод, холод), либо как внезапно возникшее жизненно важное обстоятельство (опасность, появление полового партнера). У человека же двигательная активность в процессе физической культуры носит искусственный характер и планируется заранее. Естественно, что и ожидание предстоящей работы уже готовит организм к ней: меняется активность обменных процессов, тонус мышц, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем, терморегуляция и пр. Причем характер происходящих в предстартовом состоянии изменений во многом соответствует особенностям предстоящей работы.

Наличие у человека второй сигнальной системы, умение абстрагироваться от действительности и предвидеть предстоящее во многом делает человека психологическим заложником будущего, заставляет его ждать. Само же ожидание у разных людей протекает  по-разному, что преимущественно  обусловлено их психолого- и физиолого-типологическими особенностями. В связи с этим обстоятельством различают несколько разновидностей предстартовых реакций. 

1.2.Разновидности предстартовых реакции

1.Боевая готовность – предстартовое состояние, обеспечивающее оптимальную мобилизацию организма к предстоящей работе. При этом в ЦНС оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, нормализуются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ней, несколько повышается обмен веществ и активность кислородо-транспортных систем. Чем ближе момент начала занятия, тем более выраженными оказываются эти процессы.

2.Предстартовая лихорадка отражает преобладание в ЦНС возбудительных процессов. Чаще всего она бывает у людей холерического темперамента и характеризуется преобладанием симпатического отдела вегетативной нервной системы. Уже задолго до начала двигательной активности в крови у человека появляется много гормонов стресса, он переживает, нарушается сон и т.д. В результате предстартовой лихорадки спортсмен «перегорает», уже до старта растрачивая свой энергетический и психологический потенциал, и рассчитывать на высокий результат ему не приходится.

3.Предстартовая апатия обусловлена преобладанием в ЦНС тормозных процессов и чаще встречается у людей со слабым типом нервной деятельности – меланхоликов. Сам человек при этом угнетен, убежден, что у него ничего не получится, жизненный тонус снижен. Естественно, что выполняет он физические упражнения с чувством обреченности, без необходимого настроя, организм же его не готов к высокому результату, даже если соревнованию предшествовала значительная тренировочная работа и объективно спортсмен готов к высоким достижениям. 

1.3 .Разминка

Разминка  непосредственно предшествует основной работе и имеет основной целью  добиться оптимального состояния организма  к началу этой работы.

Разминка  включает две части – общую  и специальную.

 Общая разминка представляет собой ряд упражнений, которые чаще всего однотипны независимо от выполняемой основной работы, и решает следующие задачи:

  • нормализация психосоматического состояния физкультурника или спортсмена;
  • постепенная активизация обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

Обычно  общая разминка представляет собой  медленный с постепенно нарастающей  интенсивностью бег и ряд общеразвивающих упражнений. Последние направлены не только на активизацию обмена веществ, но и подбираются таким образом, чтобы привести человека в состояние боевой готовности. Поэтому при наличии предстартовой лихорадки подбираются общеразвивающие упражнения спокойного характера, без резкой смены темпа и ритма, хорошо знакомые человеку. При наличии же предстартовой апатии упражнения должны быть резкими, с быстрой сменой ситуаций и т.д. – те, которые бы активизировали возбудительные процессы в ЦНС.

Общая разминка должна заканчиваться не ранее  начала потоотделения, что сигнализирует  о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и  сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря  чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличиваются. В то же время, при  повышении температуры тела, более  активно протекают процессы в  ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения рабочих тканей.

Специальная разминка решает следующие задачи:

  • восстановление двигательного динамического стереотипа;
  • подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.

В специальной  разминке применяются, упражнения, специфичные  для данного вида спорта (бег –  для бегуна, работа с мячом –  для баскетболиста, работа на снарядах – для гимнаста и т.д.). В такой  разминке оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный  уровень автоматизации движений. Так как при выполнении специальных  упражнений в работу включаются непосредственно  те отделы опорно-двигательного аппарата, на которые будет приходиться  основная нагрузка, то постепенно их состояние  все в большей степени приближается к тому, которое необходимо для  наиболее эффективного выполнения упражнения. В специальной разминке продолжаются усилия по нормализации психического состояния физкультурника, формируется  его настрой на выполнение предстоящей  работы.

Разминку  проводят до достижения того состояния, которое необходимо для начала эффективного включения в основную работу. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало состояние  утомления. Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными  особенностями физкультурника, погодой, предстартовым состоянием и т.д. Естественно, что чем интенсивнее  предстоящая работа, тем длительнее должна быть разминка, так как требуется  добиться более высокого уровня функционирования.

После окончания разминки до начала основной работы, как правило, проходит некоторое  время. Период этого времени не должен заметно снижать физиологические  функции, но сохранять высокую активность терморегуляции и двигательного  динамического стереотипа. Обычно этим требованиям соответствует период от 5 до 8 минут (разумеется, это время  сугубо индивидуально и, кроме того, зависит от погоды, состояния физкультурника и других факторов). Непосредственно  перед выполнением основной работы рекомендуется сделать несколько  специфических действий (короткое ускорение  у спринтера, броски в корзину  у баскетболиста и т.д.). 
 
 

1.4. Врабатывание

Врабатывание  представляет собой процесс усиления деятельности организма в первый период работы, способствующий наиболее эффективному выполнению самой работы. В процессе врабатывания происходит дальнейшая оптимизация двигательного динамического стереотипа и постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Особое значение имеет второе обстоятельство, так как деятельность внутренних органов отличается относительной инертностью.

Врабатывание  различных функций происходит не одновременно. Так, двигательный аппарат  и частота сердечных сокращений входят в работу быстрее, чем артериальное давление и ударный объем сердца; легочная вентиляция – быстрее, чем  потребление кислорода и пр. Естественно, что чем интенсивнее выполняемая  работа, тем активнее, но дольше идет врабатывание, поэтому при упражнениях  малой аэробной мощности (ускоренная ходьба, легкий бег) оно может продолжаться 1 –2 минуты, а при максимальной аэробной мощности (марафон) – 5–7 минут. В тех  же видах деятельности, которые протекают  в переходном и анаэробном режимах, врабатывание может вообще закончиться уже после завершения работы.

 Так,  в легкой атлетике при беге  на дистанции до 1500 м включительно  вегетативные функции не успевают  достичь того уровня, который  необходим для обеспечения работы  мышц при такой мощности в  полной мере, поэтому продолжают  нарастать не только до конца  дистанции, но даже после финиша.

В первый период выполнения упражнения работа мышц обеспечивается в основном за счет анаэробных (гликолитических) механизмов с образованием молочной кислоты. Ее попадание в кровь активизирует через ЦНС и специальные рецепторы, находящиеся в сосудистой системе и непосредственно в вегетативных органах, деятельность последних. Следовательно, окисление образовавшейся в первый период работы молочной кислоты – так называемый кислородный долг – может происходить частично как в процессе самой дальнейшей работы, так и после ее окончания. Причем чем мощнее упражнение, тем больший образуется кислородный долг и тем большее время требуется после окончания работы для его возмещения. Важно, что правильно проведенная разминка укорачивает период врабатывания. 
 
 
 

1.5.«Мертвая точка» и «второе дыхание»

 Через  некоторое время после начала  напряженной и продолжительной  работы часто наступает особое  состояние, которое называют «мертвой  точкой» и которое характеризуется  тяжелыми субъективными ощущениями, среди них основные – одышка, стеснение в груди, пульсация  сосудов в мозгу, желание прекратить  работу. Объективно при этом повышается  потребление кислорода, повышаются  выведение СО2, частота сердечных сокращений, потоотделение. Основной причиной этого является чрезмерно интенсивное начало выполнения работы и накопление в связи с этим в организме молочной кислоты. Если в момент «мертвой точки» снизить интенсивность выполнения работы, довольно быстро она проходит и наступает внезапное облегчение, проявляющееся, прежде всего, в появлении нормального («комфортного») дыхания – так называемое «второе дыхание». В условиях же соревнований, когда снижать интенсивность работы нельзя, для достижения «второго дыхания» требуется приложить большие волевые усилия. «Второе дыхание» должно свидетельствовать о том, что организм достаточно мобилизован для удовлетворения рабочих своих запросов.  

Информация о работе Характеристика состояний, возникающих при занятиях физическим воспитанием