Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей 10 - 12 лет на занятиях по легкой атлетике.
Объектом исследования является процесс развития физических качеств.
Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития физических качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

Содержание

Введение 2
Глава I. 1. Общая характеристика физических качеств 4
1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств 7
1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков 14
Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике 19
Заключение 25
Используемая литература 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Лёше.docx

— 56.54 Кб (Скачать документ)

К 10 годам у девочек отмечается наибольший прирост результатов  в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого  прироста в возрасте 8-11 лет составляет 8-9 %, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет.

У младших школьников, в отличие  от 13-14 летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью  бега и ростом тела в длину: как  высокорослые, так и низкорослые  могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега. Для развития скоростно-силовых качеств, предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера.

В возрасте 10-11 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости, что обусловлено высокой пластичностью центральной нервной системы, совершенствованием пространственно-временных характеристик движения и пространственной точности движений.

Пространственно-временные показатели ловкости интенсивно нарастают в  младшем школьном возрасте, и к 13-14 годам ловкость подростков практически  приближается к уровню взрослого. Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное овладение новыми упражнениями. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы новизны.

У младших школьников имеются все  предпосылки для развития гибкости. Морфологические особенности опорно-двигательного  аппарата, высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба способствуют повышению эффективности  специальных упражнений для развития этого качества. Наиболее высокие  естественные темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет, у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает  максимальных величин.5

Благоприятные морфологические и  функциональные предпосылки для  развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличением толщины  мышечных волокон, нарастанием в  них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, интенсивности биохимических реакций, происходящих в мышце, улучшением нервной регуляции.

Развитие силы происходит неравномерно. В возрасте 8-11 лет сила нарастает  интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление темпов прироста силы, в связи с  периодом полового созревания. С 14-15 лет  опять наблюдается значительный прирост силы, и к 18-20 летнему возрасту сила достигает максимальных значений. Это периоды высокой чувствительности к динамическим силовым упражнениям. Статические усилия сопровождаются у школьников 7-10 лет быстрым развитием  утомления. Как абсолютная, так и  относительная сила у юных спортсменов  увеличивается под воздействием двух факторов: естественно-возрастных изменений организма и повышения  спортивной квалификации.

В связи с возрастными особенностями  школьников использование силовых  упражнений на уроках физического воспитания ограничено. В младшем и среднем  школьном возрасте не следует форсировать  развитие собственно силовых способностей. Упражнения должны иметь скоростно-силовую  направленность, с ограничением статических  компонентов. Однако полностью исключать  последние не следует, так как, например, упражнения, связанные с сохранением  статических поз, полезны для  выработки правильной осанки. С возрастом  использование этих упражнений расширяется. При этом необходим обязательный контроль за дыханием, ибо длительная задержка дыхания (натуживание) оказывает вредное влияние (особенно на девочек) и иногда приводит к потере сознания.

Типичными средствами развития силы в 10-11 лет являются - общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.

Позже других физических качеств развивается  выносливость, характеризующаяся тем  временем, в течение которого сохраняется  достаточный уровень работоспособности  организма. С возрастом выносливость, как при статических усилиях, так и при динамической работе заметно повышается.6

Увеличение продолжительности  усилия различных групп мышц неодинаково  и по годам неравномерно. В возрасте от 8-11 лет небольшой выносливостью  характеризуются разгибатели туловища, а высокой - сгибатели и разгибатели  предплечья. В возрасте 11-14 лет значительно  повышается выносливость икроножных мышц. В 13-14 лет у подростков обоего пола наблюдается некоторое снижение статической выносливости сгибателей и разгибателей предплечья и разгибателей туловища.

У младших школьников целесообразно  развивать выносливость прежде всего  к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших  требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку. На уроках физического воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12-13-летних - темповый бег на 200-400 м в чередовании с ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и на 2-3 км для девочек; для 14-15-летних - темповый бег на 400-500 м для мальчиков и на 200-300 м для девочек; лыжные гонки на скорость до 203 км; для 16-17-летних - кроссовый бег; гонки на лыжах на 3-4 км; переменный и повторный бег.7

С возрастом удлиняется также возможная  продолжительность работы при напряженных  упражнениях с отягощением (подъем груза равен половине максимального). У детей 11-12 лет величина работы составляет 66,5 кг/м, что в 3,5 раза меньше данных взрослых.

Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная  тренировка, т. е. когда в отдельных  занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств  общефизической подготовки (ОФП).

В частности, установлено, что под  влиянием тренировки с использованием легкоатлетических упражнений наибольшие сдвиги в развитии быстроты достигаются  школьниками в возрасте 10-12 лет. В  ряде работ отмечается, что в процессе начальных занятий спортом значительное место должны занимать упражнения скоростно-силового характера. Применение указанных упражнений с целью развития быстроты и силы (до 50% общего времени занятий) оказывает  положительное воздействие на физическую подготовленность и рост спортивных результатов.

В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных  и спортивных игр. Причем, большое  значение придается использованию  подвижных игр в силу их большой  эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.

 

1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков

Развитие детей в возрасте 9-13 лет большинством авторов определяется как наиболее сложное и противоречивое. Период младшего школьного возраста (8-11 лет) характеризуется повышенным темпом роста и массы тела, поскольку  происходит интенсивный процесс  замены хрящевой ткани на костную  при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также  укреплением суставного и связочного аппаратов. Формируется осанка. Активно  развиваются и совершенствуются функциональные показатели: система  транспорта крови, дыхательная и  сердечнососудистая системы. Совершенствуются процессы нервной деятельности, развиваются  проводящие пути головного мозга, нейромоторные компоненты обеспечения движений.

При сравнении данных возрастного  развития систем организма детей  наблюдаются определенные закономерности: в том случае, когда элементы одной  из систем имеют тенденцию к увеличению, элементы другой - тенденцию к уменьшению, при относительной стабилизации других систем.

Развитие детей в возрасте 11-13 лет характеризуется началом  периода полового созревания. В это  время организм ребенка претерпевает особенно значительные морфологические  и функциональные перестройки. Отмечается, что в период полового созревания возможны резкие скачки в проявлении работоспособности и в совершенствовании  координационных функций.

В то же время известно, что глубокая морфологическая и нейро-гуморальная перестройка на этапе полового созревания может явиться фактором временного ограничения роста работоспособности и совершенствования координации.

Сопоставляя сдвиги в показателях  физического развития в период активного  роста с показателями физической работоспособности, исследователи  установили, что величины этих сдвигов  адекватны. Сдвиги в размерах тела выражены наиболее явно и превосходят по величине динамику роста показателей физической подготовленности, т. е. увеличение тотальных размеров тела не всегда сопровождается адекватным приростом индекса физической работоспособности. Возможно, что такое несовпадение тенденций развития в определённой мере является следствием несоответствия педагогической программы развития двигательной функции, ориентированной на паспортный возраст, а не на биологический.

Мышцы и кости принадлежат к  тем системам организма, которые  наиболее четко характеризуют общие  тенденции возрастного развития. Рост тела в длину сопровождается увеличением веса. Увеличение веса происходит не только за счет роста  костного скелета и увеличения органов  тела, но и за счет увеличения мышечной массы.

Под влиянием физической нагрузки в  мышцах происходят определенные морфологические  изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных  окончаний. Значительно увеличивается  при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может  не способствовать более активному  снабжению мышц кислородом и другими  источниками энергии.

Мышечные изменения касаются и  сердца. Тканевая система сердца и  само сердце как орган к наступлению  предпубертатного периода заканчивает свое развитие. Анатомическое развитие сердца как органа почти полностью завершается к 12 годам.8

Мнение о недостаточности сердечнососудистой системы, а также дыхательной  системы у детей этого возраста, значительно преувеличено.

Окружность грудной клетки у  мальчиков до 12 лет оказывается  стабильной.

По данным средний относительный  прирост длины тела в % от средней  абсолютной величины прироста за период 7-15 лет колеблется в пределах от 10,7% до 11,2%, прирост веса - от 8,2% до 10,9%, увеличение окружности грудной клетки в этот период составляет 8-10,5%. С 13 до 15 лет у мальчиков средний относительный прирост тела в длину составил 15,2-17,6%, среднее увеличение веса - 18,8-21,1%, а увеличение окружности грудной клетки- 16,3-18,1%.

У девочек до 13 лет относительная  скорость роста этих же тотальных  размеров тела постоянно увеличивается. Средний относительный прирост  длины тела составляет 12-14,7%, веса 7,6-17,3%, окружности грудной клетки 16,3-21,2%.

Указанные изменения в приросте тотальных размеров тела объясняются  как следствие возникающей перестройки  эндокринной системы организма, происходящей в пубертатный период.

Связь роста размеров тела с формированием  вторичных половых признаков  изучалась в работах Бунака В. В. (1968), Соловьёвой Е. Б. (1974) и других авторов.

Особенности развития морфологических  и функциональных параметров в процессе онтогенеза изучались в ряде научных  исследований Гладышева А. А., 1982.

Изучение возрастной динамики морфофункциональных  систем организма позволило установить, что развитие признаков имеет  отчетливую цикличность и последовательность; определенный ритм на различных этапах онтогенеза; фазы ускорения и замедленного роста признаков чередуются между  собой.9

Весьма важным результатом исследований является установленный факт несоблюдения биологических ритмов развития соматических признаков с ритмом развития функциональных показателей. Значительные изменения  происходят в дыхательной системе  школьников. Дыхательный аппарат  детей в процессе роста хорошо приспосабливается к различным  сложным двигательным актам. В силу большой эластичности, а также  в связи с легкой смещаемостью внутренних органов, у детей в отличие от взрослых не наблюдается отчетливого изменения жизненной ёмкости легких при различных положениях тела.

С возрастом увеличивается способность  детей переносить кислородную недостаточность, избыток углекислоты в крови. Отмечается, что ученики, регулярно  занимающиеся физическими упражнениями, более адаптированы к гипоксемическим сдвигам.

Регулярные занятия физическими  упражнениями вызывают определенные сдвиги в системах кровообращения и дыхания, которые позволяют значительно  повысить уровень максимального  потребления кислорода. Это проявляется  в координации двигательных и  вегетативных функций. Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование строения и функций нервной системы.

Анализ функций нервной системы  детей свидетельствует, что баланс возбуждения и торможения еще  не устойчив, поэтому специалисты  рекомендуют во время занятий  физическими упражнениями дозировать не только физическую, но и психическую нагрузку.

Однако, развитие и совершенствование  строения и функций нервной системы  способствует тому, что легкая возбудимость и высокая реактивность, характерные  для данного возраста, постоянно  сменяются большей сдержанностью  и уравновешенностью благодаря  развитию контроля и торможения.

Информация о работе Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике