Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 01:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей 10 - 12 лет на занятиях по легкой атлетике.
Объектом исследования является процесс развития физических качеств.
Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития физических качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.
Введение 2
Глава I. 1. Общая характеристика физических качеств 4
1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств 7
1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков 14
Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике 19
Заключение 25
Используемая литература 26
К 10 годам у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков увеличение этого прироста в возрасте 8-11 лет составляет 8-9 %, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет.
У младших школьников, в отличие от 13-14 летних подростков, нет тесной взаимосвязи между скоростью бега и ростом тела в длину: как высокорослые, так и низкорослые могут иметь примерно одинаковые показатели скорости бега. Для развития скоростно-силовых качеств, предпочтение отдается динамическим упражнениям взрывного характера.
В возрасте 10-11 лет наблюдаются высокие темпы развития ловкости, что обусловлено высокой пластичностью центральной нервной системы, совершенствованием пространственно-временных характеристик движения и пространственной точности движений.
Пространственно-временные
У младших школьников имеются все
предпосылки для развития гибкости.
Морфологические особенности
Благоприятные морфологические и функциональные предпосылки для развития силы создаются к 8-10 годам. Увеличение силы связано с ростом мышечной массы, увеличением толщины мышечных волокон, нарастанием в них запасов углеводов, белков, богатых энергией соединений, интенсивности биохимических реакций, происходящих в мышце, улучшением нервной регуляции.
Развитие силы происходит неравномерно.
В возрасте 8-11 лет сила нарастает
интенсивно, в 11-13 лет происходит замедление
темпов прироста силы, в связи с
периодом полового созревания. С 14-15 лет
опять наблюдается значительный
прирост силы, и к 18-20 летнему возрасту
сила достигает максимальных значений.
Это периоды высокой
В связи с возрастными
Типичными средствами развития силы в 10-11 лет являются - общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.), лазанье по вертикальному канату в три приема, метание легких предметов на дальность и т. д. Правда, вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.
Позже других физических качеств развивается
выносливость, характеризующаяся тем
временем, в течение которого сохраняется
достаточный уровень
Увеличение продолжительности
усилия различных групп мышц неодинаково
и по годам неравномерно. В возрасте
от 8-11 лет небольшой выносливостью
характеризуются разгибатели
У младших школьников целесообразно развивать выносливость прежде всего к работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей больших требований к анаэробно-гликолитическим возможностям организма. Средством развития выносливости являются подвижные игры с повышенной моторной плотностью, однако игры не позволяют достаточно точно дозировать нагрузку. На уроках физического воспитания применяют упражнения, которые дают возможность оказывать точно дозированное воздействие: для 12-13-летних - темповый бег на 200-400 м в чередовании с ходьбой; медленный бег продолжительностью до 2 мин для мальчиков и до 1,5 мин для девочек; ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и на 2-3 км для девочек; для 14-15-летних - темповый бег на 400-500 м для мальчиков и на 200-300 м для девочек; лыжные гонки на скорость до 203 км; для 16-17-летних - кроссовый бег; гонки на лыжах на 3-4 км; переменный и повторный бег.7
С возрастом удлиняется также возможная продолжительность работы при напряженных упражнениях с отягощением (подъем груза равен половине максимального). У детей 11-12 лет величина работы составляет 66,5 кг/м, что в 3,5 раза меньше данных взрослых.
Наиболее эффективной при
В частности, установлено, что под
влиянием тренировки с использованием
легкоатлетических упражнений наибольшие
сдвиги в развитии быстроты достигаются
школьниками в возрасте 10-12 лет. В
ряде работ отмечается, что в процессе
начальных занятий спортом
В занятиях с детьми 9-11 лет предлагается осуществлять разностороннюю физическую подготовку детей, используя средства легкой атлетики, акробатики, подвижных и спортивных игр. Причем, большое значение придается использованию подвижных игр в силу их большой эмоциональности, интереса и присущей детям увлеченности играми.
Развитие детей в возрасте 9-13 лет большинством авторов определяется как наиболее сложное и противоречивое. Период младшего школьного возраста (8-11 лет) характеризуется повышенным темпом роста и массы тела, поскольку происходит интенсивный процесс замены хрящевой ткани на костную при одновременном увеличении костей в длину и ширину, а также укреплением суставного и связочного аппаратов. Формируется осанка. Активно развиваются и совершенствуются функциональные показатели: система транспорта крови, дыхательная и сердечнососудистая системы. Совершенствуются процессы нервной деятельности, развиваются проводящие пути головного мозга, нейромоторные компоненты обеспечения движений.
При сравнении данных возрастного развития систем организма детей наблюдаются определенные закономерности: в том случае, когда элементы одной из систем имеют тенденцию к увеличению, элементы другой - тенденцию к уменьшению, при относительной стабилизации других систем.
Развитие детей в возрасте 11-13
лет характеризуется началом
периода полового созревания. В это
время организм ребенка претерпевает
особенно значительные морфологические
и функциональные перестройки. Отмечается,
что в период полового созревания
возможны резкие скачки в проявлении
работоспособности и в
В то же время известно, что глубокая
морфологическая и нейро-
Сопоставляя сдвиги в показателях физического развития в период активного роста с показателями физической работоспособности, исследователи установили, что величины этих сдвигов адекватны. Сдвиги в размерах тела выражены наиболее явно и превосходят по величине динамику роста показателей физической подготовленности, т. е. увеличение тотальных размеров тела не всегда сопровождается адекватным приростом индекса физической работоспособности. Возможно, что такое несовпадение тенденций развития в определённой мере является следствием несоответствия педагогической программы развития двигательной функции, ориентированной на паспортный возраст, а не на биологический.
Мышцы и кости принадлежат к
тем системам организма, которые
наиболее четко характеризуют общие
тенденции возрастного
Под влиянием физической нагрузки в
мышцах происходят определенные морфологические
изменения, касающиеся строения волокон,
распределения в них
Мышечные изменения касаются и сердца. Тканевая система сердца и само сердце как орган к наступлению предпубертатного периода заканчивает свое развитие. Анатомическое развитие сердца как органа почти полностью завершается к 12 годам.8
Мнение о недостаточности
Окружность грудной клетки у мальчиков до 12 лет оказывается стабильной.
По данным средний относительный прирост длины тела в % от средней абсолютной величины прироста за период 7-15 лет колеблется в пределах от 10,7% до 11,2%, прирост веса - от 8,2% до 10,9%, увеличение окружности грудной клетки в этот период составляет 8-10,5%. С 13 до 15 лет у мальчиков средний относительный прирост тела в длину составил 15,2-17,6%, среднее увеличение веса - 18,8-21,1%, а увеличение окружности грудной клетки- 16,3-18,1%.
У девочек до 13 лет относительная скорость роста этих же тотальных размеров тела постоянно увеличивается. Средний относительный прирост длины тела составляет 12-14,7%, веса 7,6-17,3%, окружности грудной клетки 16,3-21,2%.
Указанные изменения в приросте
тотальных размеров тела объясняются
как следствие возникающей
Связь роста размеров тела с формированием вторичных половых признаков изучалась в работах Бунака В. В. (1968), Соловьёвой Е. Б. (1974) и других авторов.
Особенности развития морфологических и функциональных параметров в процессе онтогенеза изучались в ряде научных исследований Гладышева А. А., 1982.
Изучение возрастной динамики морфофункциональных
систем организма позволило
Весьма важным результатом исследований является установленный факт несоблюдения биологических ритмов развития соматических признаков с ритмом развития функциональных показателей. Значительные изменения происходят в дыхательной системе школьников. Дыхательный аппарат детей в процессе роста хорошо приспосабливается к различным сложным двигательным актам. В силу большой эластичности, а также в связи с легкой смещаемостью внутренних органов, у детей в отличие от взрослых не наблюдается отчетливого изменения жизненной ёмкости легких при различных положениях тела.
С возрастом увеличивается
Регулярные занятия
Анализ функций нервной
Однако, развитие и совершенствование
строения и функций нервной системы
способствует тому, что легкая возбудимость
и высокая реактивность, характерные
для данного возраста, постоянно
сменяются большей