Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей 10 - 12 лет на занятиях по легкой атлетике.
Объектом исследования является процесс развития физических качеств.
Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития физических качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.

Содержание

Введение 2
Глава I. 1. Общая характеристика физических качеств 4
1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств 7
1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков 14
Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике 19
Заключение 25
Используемая литература 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Лёше.docx

— 56.54 Кб (Скачать документ)

Важным показателем уровня функционального  развития центральной нервной системы  является количество образования дифференцировок. Если у детей 7-9 лет отмечаются значительные колебания в быстроте формирования дифференцированного торможения, то у детей 11-12 лет эти реакции  значительно уменьшаются, а быстрота и стойкость выработки дифференцировок  увеличивается. С возрастом происходит постепенное улучшение способности  дифференцировать темп движения и эта  способность наиболее интенсивно увеличивается  до 13-14 лет.

Одним из важных показателей совершенной  регуляции нервно-мышечного аппарата является высокий уровень функциональной подвижности. Лабильность нервно-мышечного  аппарата у детей и подростков в значительной степени определяется возрастом и направленностью  физической подготовки.

Таким образом, можно сделать вывод, что возрастное развитие двигательных качеств характеризуется разновременностью. Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте. В критические периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны.10

 

Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике

2.1 Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств  у групп начальной подготовки по легкой атлетике.

Для этого поставлены следующие  задачи:

- изучить литературные  источники по данной теме

- разработать экспериментальную  методику занятий различной направленности  в секции по легкой атлетике  для групп начальной подготовки

- подготовить исследуемую  группу

- подобрать тесты для  исследования развития физических  качеств у испытуемых

- провести тестирование

2.2 Методы исследования

При проведении эксперимента применялись следующие методы:

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Тестирование физической подготовленности;
  • Педагогический эксперимент;
  • Методы математической статистики.

2.2.1 Анализ научно-методической  литературы

В процессе работы над темой  исследования была проанализирована и  обобщена литература по вопросу развития двигательных качеств у групп  начальной подготовки. Рассматривались  вопросы о необходимости знания возрастных периодов, особенно благоприятных  для развития тех или иных двигательных качеств, морфологические особенности  юных легкоатлетов, а также анализировались  наиболее эффективные и широко применяемые  на практике упражнения и методы развития двигательных качеств.

Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность данной темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.

2.2.2 Тестирование  физической подготовленности

Для определения эффективности  предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:

Общая выносливость (бег 5 минут, м);

Координационные способности (челночный бег 3х10 м, сек);

Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);

Силовые способности (отжимания  от пола лежа, кол-во раз);

Активная гибкость (наклон вперед, см);

Скоростные способности (бег 30 м, сек) [22].

Данные упражнения позволили  выявить физические способности, такие  как: скорость, координация, скоростно-силовые  качества, сила, выносливость и гибкость.

2.2.3 Педагогический  эксперимент

Педагогический эксперимент  был проведен в ДЮСШ № 2 города Кемерово в период с 01.11.2009 г. по 31.04.2010 г. В нем  приняли участие 12 девочек 11-12 лет. Сущность педагогического эксперимента заключалась  в исследовании развития двигательных качеств у испытуемых и повышение  их уровня физической подготовленности.

2.2.4 Методы математической  статистики

Для определения достоверности  полученных результатов исследования и определения эффективности  использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (М); отклонения от среднего арифметического  значения (m); достоверность по t- критерию Стьюдента.

2.3 Организация исследования

На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась  цель работы и выдвигалась рабочая  гипотеза.

На втором этапе исследования - проводился педагогический эксперимент. Была сформирована группа из 12 девочек  в возрасте 11-12 лет.

Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным  испытаниям. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения  их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана программа  занятий различной направленности в секции легкой атлетике.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

Поскольку возраст испытуемых составлял 10-12 лет, то в ходе исследования использовались определенные средства и методы развития двигательных качеств, характерные для их возраста и пола.

Для развития силы, скорости и скоростно-силовых способностей, применялись прыжковые упражнения, многоскоки, спрыгивания, выпрыгивания, метания, упражнения с преодолением веса собственного тела (отжимания, подтягивания ног к перекладине), упражнения с набивными мячами, упражнения, развивающие крупные группы мышц спины и живота, мышц задней поверхности бедра. Для развития скоростных качеств использовали многократное повторение скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью, упражнения для развития реакции, упражнения в затрудненных условиях (ускорения в гору, по лестнице), работу рук и ног в максимально быстром темпе, упражнения со скакалками, проводили различные эстафеты. Также мы применяли игровой метод, т.к. он дает возможность комплексного развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Специальные тренировки для развития этих качеств, применялись один раз в неделю.

Для развития выносливости применяли упражнения малой и  умеренной мощности, продолжительностью 10-20 минут, использовали темповый бег 200-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег с продолжительностью до 2 минут. Так же для развития использовались подвижные игры. Специальные тренировки для развития выносливости применялись один раз в две недели.

В каждой тренировке использовались упражнения на гибкость. Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и  махов.

Для развития ловкости использовалось выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений, упражнений на точность движения, челночный бег, акробатические упражнений, а так  же спортивные игры.

Тренировки проводились 3 раза в неделю, по 2 академических  часа.

В конце педагогического  эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение  полученных результатов исследования.

2.4 Обработка результатов исследования

Для сравнения полученных данных был использован метод  математической статистики - Т-критерий Стьюдента (таблица 1).

Тестовое упражнение

М1

м

М2

м

 

Бег 30 м, с

5.7

0

5.6

0

2.5

Прыжок в длину с  места, см

155

0

162

0.04

3.3

5-минутный бег, м

793

0.04

799

-0.04

0.5

Челночный бег 3Ч10м, с

8.7

-0.04

8.5

0.02

8.8

Отжимания, кол. Раз

11

-0.04

12

0

2.1

Наклон вперед из положения  сидя, см

12

-0.04

13.5

0.04

4.3


 

 
             

Скорость (бег 30 метров)

По данным литературных источников известно, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так  и у девочек считается возраст  от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем  темпе рост различных показателей  быстроты продолжается с 11 до 14--15 лет. Проведенные исследования, подтверждают данные литературных источников, из табл. 1 видно, что прирост за время исследования скоростных способностей был не достоверен (t-стьюдента 2.5, находится в зоне неопределенности).

Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места)

Из таб. 1 видно, что скоростно-силовые  качества увеличились в достаточной  мере (t-стьюдента 3.3, находится в зоне значимости), это и подтверждают литературные источники, в которых отмечается, что у девочек наибольшее развитие скоростно-силовых качеств нижних конечностей в 8-9, 10-12 лет, причем самый большой прирост с 11 до 12 лет.

Выносливость (5-минутный бег)

Выносливость увеличилась  несущественно, это связанно с тем, что наиболее интенсивный прирост  наблюдается с 14 до 20 лет (t-стьюдента 0.5, находится в зоне не значимости).

Координация (челночный бег)

В развитии двигательных координации  способность ребенка к выработке  новых двигательных программ достигает  своего максимума в 11--12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке, что и показало исследование (t-стьюдента 8.8, находится в зоне значимости).

Сила (отжимания от пола)

По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается  в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-стьюдента 2.1, находится в зоне не значимости).

Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)

По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются  до 13-14 лет. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-стьюдента 4.3, находится в зоне значимости).

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 10-11 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени - выносливость и сила.

 

Заключение

В данной работе я рассмотрел особенности развития двигательных качеств легкоатлетов 10-11 лет на этапе начальной подготовки. Изучение специальной литературы и результаты исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 10-11 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени - выносливость и сила.

Знание закономерностей  развития, становления и целенаправленного  совершенствования различных сторон двигательных функций детей и  подростков позволит учителю или  тренеру на практике более эффективно планировать материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и методически правильно  осуществлять процесс их развития на уроке. Очень важно при проведении этой работы не упускать из поля зрения возрастные периоды, особенно благоприятные  для развития тех или иных двигательных качеств. Так как именно в эти периоды работа, направленная на развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый эффект.

 

Используемая  литература

 

1. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009

2. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009.

3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2004

5. Волков, Л.В. Теория и  методика детского и юношеского  спорта: учебник для вузов физ.  культуры и факультетов воспитания  вузов / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская  литература, 2002

6. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. - М.: Советский спорт, 2007

7. Губа, В.П. Методика определения  и развития скоростно-силовых  способностей у детей младшего  школьного возраста / В.П. Губа, И.В.  Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский  тренер: журнал в журнале. - 2003

8. Дворкин, Л.С. Возрастные  особенности развития силовых  возможностей школьников 7-17 лет  / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003

Информация о работе Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике