Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 01:47, курсовая работа
Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у детей 10 - 12 лет на занятиях по легкой атлетике.
Объектом исследования является процесс развития физических качеств.
Задачами исследования являются изучение литературных источников с целью выявления средств, методов и условий развития физических качеств у детей, разработка рациональной структуры тренировочных занятий для развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов, экспериментально обосновать эффективность применения методики развития двигательных качеств, при подготовке юных легкоатлетов.
Введение 2
Глава I. 1. Общая характеристика физических качеств 4
1.2 Возрастные особенности развития двигательных качеств 7
1.3 Морфофункциональные особенности детей и подростков 14
Глава II. Исследование развития двигательных качеств, в группах начальной подготовки по легкой атлетике 19
Заключение 25
Используемая литература 26
Важным показателем уровня функционального
развития центральной нервной системы
является количество образования дифференцировок.
Если у детей 7-9 лет отмечаются значительные
колебания в быстроте формирования
дифференцированного
Одним из важных показателей совершенной
регуляции нервно-мышечного
Таким образом, можно сделать вывод, что возрастное развитие двигательных качеств характеризуется разновременностью. Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте. В критические периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сенситивные периоды различны.10
2.1 Цель и задачи исследования
Целью данной работы является исследование развития двигательных качеств у групп начальной подготовки по легкой атлетике.
Для этого поставлены следующие задачи:
- изучить литературные источники по данной теме
- разработать экспериментальную
методику занятий различной
- подготовить исследуемую группу
- подобрать тесты для
исследования развития
- провести тестирование
2.2 Методы исследования
При проведении эксперимента применялись следующие методы:
2.2.1 Анализ научно-методической литературы
В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу развития двигательных качеств у групп начальной подготовки. Рассматривались вопросы о необходимости знания возрастных периодов, особенно благоприятных для развития тех или иных двигательных качеств, морфологические особенности юных легкоатлетов, а также анализировались наиболее эффективные и широко применяемые на практике упражнения и методы развития двигательных качеств.
Проведенный анализ научно-методической литературы подтвердил актуальность данной темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
2.2.2 Тестирование физической подготовленности
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности:
Общая выносливость (бег 5 минут, м);
Координационные способности (челночный бег 3х10 м, сек);
Скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места, см);
Силовые способности (отжимания от пола лежа, кол-во раз);
Активная гибкость (наклон вперед, см);
Скоростные способности (бег 30 м, сек) [22].
Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость.
2.2.3 Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент был проведен в ДЮСШ № 2 города Кемерово в период с 01.11.2009 г. по 31.04.2010 г. В нем приняли участие 12 девочек 11-12 лет. Сущность педагогического эксперимента заключалась в исследовании развития двигательных качеств у испытуемых и повышение их уровня физической подготовленности.
2.2.4 Методы математической статистики
Для определения достоверности полученных результатов исследования и определения эффективности использованной методики рассчитывались: среднее арифметическое значение (М); отклонения от среднего арифметического значения (m); достоверность по t- критерию Стьюдента.
2.3 Организация исследования
На первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, ставилась цель работы и выдвигалась рабочая гипотеза.
На втором этапе исследования - проводился педагогический эксперимент. Была сформирована группа из 12 девочек в возрасте 11-12 лет.
Проводилось тестирование уровня
физической подготовленности по контрольным
испытаниям. На основании изучения
особенностей развития учащихся и определения
их уровня физической подготовленности
для учащихся была разработана программа
занятий различной
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.
Поскольку возраст испытуемых составлял 10-12 лет, то в ходе исследования использовались определенные средства и методы развития двигательных качеств, характерные для их возраста и пола.
Для развития силы, скорости
и скоростно-силовых
Для развития выносливости
применяли упражнения малой и
умеренной мощности, продолжительностью
10-20 минут, использовали темповый бег 200-400
м в чередовании с ходьбой,
медленный бег с
В каждой тренировке использовались упражнения на гибкость. Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов.
Для развития ловкости использовалось выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений, упражнений на точность движения, челночный бег, акробатические упражнений, а так же спортивные игры.
Тренировки проводились 3 раза в неделю, по 2 академических часа.
В конце педагогического эксперимента испытуемым были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования.
2.4 Обработка результатов исследования
Для сравнения полученных данных был использован метод математической статистики - Т-критерий Стьюдента (таблица 1).
Тестовое упражнение |
М1 |
м |
М2 |
м |
|
Бег 30 м, с |
5.7 |
0 |
5.6 |
0 |
2.5 |
Прыжок в длину с места, см |
155 |
0 |
162 |
0.04 |
3.3 |
5-минутный бег, м |
793 |
0.04 |
799 |
-0.04 |
0.5 |
Челночный бег 3Ч10м, с |
8.7 |
-0.04 |
8.5 |
0.02 |
8.8 |
Отжимания, кол. Раз |
11 |
-0.04 |
12 |
0 |
2.1 |
Наклон вперед из положения сидя, см |
12 |
-0.04 |
13.5 |
0.04 |
4.3 |
Скорость (бег 30 метров)
По данным литературных источников известно, что наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14--15 лет. Проведенные исследования, подтверждают данные литературных источников, из табл. 1 видно, что прирост за время исследования скоростных способностей был не достоверен (t-стьюдента 2.5, находится в зоне неопределенности).
Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места)
Из таб. 1 видно, что скоростно-силовые качества увеличились в достаточной мере (t-стьюдента 3.3, находится в зоне значимости), это и подтверждают литературные источники, в которых отмечается, что у девочек наибольшее развитие скоростно-силовых качеств нижних конечностей в 8-9, 10-12 лет, причем самый большой прирост с 11 до 12 лет.
Выносливость (5-минутный бег)
Выносливость увеличилась несущественно, это связанно с тем, что наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет (t-стьюдента 0.5, находится в зоне не значимости).
Координация (челночный бег)
В развитии двигательных координации
способность ребенка к
Сила (отжимания от пола)
По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-стьюдента 2.1, находится в зоне не значимости).
Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)
По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдаются до 13-14 лет. Проведённые исследования подтверждают данные литературных источников (t-стьюдента 4.3, находится в зоне значимости).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 10-11 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени - выносливость и сила.
В данной работе я рассмотрел особенности развития двигательных качеств легкоатлетов 10-11 лет на этапе начальной подготовки. Изучение специальной литературы и результаты исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. В возрасте 10-11 лет в большей степени развиваются скоростно-силовые качества нижних конечностей, координация, гибкость. В меньшей степени развивается скорость. В незначительной степени - выносливость и сила.
Знание закономерностей
развития, становления и
1. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2009
2. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009.
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2004
5. Волков, Л.В. Теория и
методика детского и
6. Столов, И.И. Спортивная школа: начальный этап / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. - М.: Советский спорт, 2007
7. Губа, В.П. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста / В.П. Губа, И.В. Строева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. - 2003
8. Дворкин, Л.С. Возрастные
особенности развития силовых
возможностей школьников 7-17 лет
/ Л.С. Дворкин, С.В.