Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа
Физическая культура – основа социально-культурного бытия личности, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании
Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания......................................................................................................3 стр.
Содержание физической культуры и особенности ее использования в интеллектуальном развитии личности......................................................6 стр.
Формирование стрессоустойчивости на занятиях по физической культуре и спорту..........................................................................................10 стр.
Список используемой литературы...........................................18 стр.
План
Список используемой литературы....................
Тема 9.
Дать определение следующим терминам: физическая культура, общая физическая подготовка, спортивная физическая подготовка, физическое воспитание, стрессоустойчивость.
Физическая культура – основа социально-культурного бытия личности, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.
Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, бодибилдинг, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.
Цели
и задачи общей физической подготовки
1. Здоровье. Общая физическая подготовка
нужна в первую очередь для укрепления
здоровья. Изменения при развитии физических
качеств происходят на молекулярном уровне,
изменяя физиологические и биохимические
процессы. Увеличивается сопротивляемость
организма к неблагоприятным факторам,
повышается иммунитет. ОФП сдерживает
процессы старения.
2. Общее физическое развитие. ОФП не является спортом, но
ни в одном виде спорта без нее не обойтись.
Общая физическая подготовка обеспечивает
всестороннее и гармоничное физическое
развитие человека. Подготавливает базу
для специальной физической подготовки
в конкретном виде спорта, в военной или
трудовой деятельности.
Оценивают уровень общей физической подготовки
по следующим показателям или тестам:
Скорость – бег на 100м
Выносливость – бег на 2 – 3 км
Силовая подготовленность – подтягивания,
пресс
3. Специальная подготовка. Даже высокий уровень общей
физической подготовки не всегда может
быть достаточен. В некоторых случаях
(определенный вид спорта, личные потребности,
профессиональный труд) требуется повышенный
уровень специальной физической подготовки.
Одним требуется повышенное развитие
силы, другим выносливости, третьим гибкости.
Задачи СФП:
1) Развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта.
2) Повышение
функциональных возможностей
3) Развитие способности
к проявлению имеющегося
Специальная физическая подготовка – процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности.
СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных для конкретного вида спорта или профессии упражнений.
Видами СФП являются спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физические качества - это функциональные свойства организма, обеспечивающие активную двигательную деятельность.
Физические качества, двигательные качества - равнозначные термины. Если хотят обратить внимание на психические и физиологические механизмы, то еще называют психомоторные качества.
Общие закономерности развития физических качеств:
1) развитие качеств происходит в процессе двигательной деятельности,
требующей их проявления;
2) взаимосвязь
качеств в процессе их
3) постепенность
и неравномерность развития
Развитие физических качеств происходит по фазам (этапам). На разных этапах
это развитие происходит неодинаково. Так, на ранних этапах их воспитания (у
начинающих спортсменов) развитие одного качества обусловливает и развитие других. На определенном этапе воспитания (как правило, у
высококвалифицированных спортсменов) развитие одного качества может
тормозить развитие других.
В возрастном аспекте развитие физических качеств отличается
разновременностью (гетерохронностью). Скоростные качества достигают пика биологического развития в 13-15 лет, а силовые - в 25-30 лет.
Разнонаправленность в развитии отдельных качеств особенно значительна в
период полового созревания.
В школьном возрасте принято выделять периоды наиболее значительных возрастных изменений в организме, в том числе и в развитии физических качеств. Эти периоды получили название сенситивных (наиболее чувствительных).
Любое физическое качество - это биологическое свойство и способность использовать их в процессе активной деятельности. Следует также помнить, что уровень развития и проявления качеств в процессе активной двигательной деятельности определяется не только функциональными свойствами организма, но и его духовными качествами (волевыми усилиями).
9.2. Содержание
физической культуры и
Отметить
развивающий потенциал
Перечислить задачи интеллектуального воспитания в процессе физического воспитания, привести примеры. В заключении необходимо обратить внимание на значимость самостоятельной работы для интеллектуального воспитания в рамках физической культуры.
В современном мире невозможно
представить развитие интеллектуальных
способностей человека, без занятий
физическими упражнениями, т.к. для нормальной
деятельности мозга нужно, чтобы к нему
поступали импульсы от различных систем
организма, массу которого почти наполовину
составляют мышцы. Работа мышц создает
громадное число нервных импульсов, обогащающих
мозг потоком воздействий, поддерживающих
его в рабочем состоянии. При выполнении
человеком умственной работы усиливается
электрическая активность мышц, отражающая
напряжение скелетной мускулатуры. Чем
выше умственная нагрузка и чем сильнее
умственное утомление, тем более выражено
генерализованное мышечное напряжение.
Связь движений с умственной деятельностью
характеризуется следующими закономерностями.
Во время напряженной умственной работы
у людей наблюдается сосредоточенное
выражение лица, сжатые губы и это тем
заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее
задача, которую приходится решать. При
попытках усвоить какой-либо заданный
материал у человека бессознательно сокращаются
и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие
коленный сустав. Происходит это потому,
что импульсы, идущие от напряженных мышц
в ЦНС стимулируют деятельность головного
мозга, помогают ему поддерживать нужный
тонус. Деятельность, не требующая физических
усилий и точно координированных движений
чаще всего сопровождается напряжением
мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц
лица и речевого аппарата, поскольку их
активность тесно связана с нервными центрами,
управляющими вниманием, эмоциями, речью.
Если человек быстро и долго пишет, напряжение
постепенно перемещается от пальцев к
мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная
система стремится активизировать кору
головного мозга и поддержать работоспособность.
Продолжительная работа вызывает привыкание
к этим раздражениям, начинается процесс
торможения, работоспособность снижается,
поскольку кора головного мозга больше
не в состоянии справиться с нервным возбуждением
и оно распространяется по всей мускулатуре.
Погасить его, освободить мышцы от излишнего
напряжения можно с помощью активных движений,
физических упражнений.
Тонус нервной
системы и работоспособность головного
мозга могут поддерживаться долгое время,
если сокращение и напряжение различных
мышечных групп ритмически чередуются
с их последующими растяжением и расслаблением.
Такой режим движений характерен для ходьбы,
бега, передвижения на лыжах, коньках и
др. Для успешной умственной работы нужен
не только тренированный мозг, но и тренированное
тело, мышцы, помогающие нервной системе
справляться с интеллектуальными нагрузками.
Устойчивость и активность памяти, внимания,
восприятия, переработки информации прямо
пропорциональны уровню физической подготовленности.
Различные психические функции во многом
зависят от определенных физических качеств
- силы быстроты, выносливости и др. Следовательно
должным образом организованная двигательная
активность и оптимальные физические
нагрузки до, в процессе и после окончания
умственного труда способны непосредственно
влиять на сохранение и повышение умственной
работоспособности.
Нормальная жизнедеятельность организма
возможна лишь при определенной организации
разнообразной мышечной нагрузки, необходимой
для здоровья человека постоянно. Она
представляет собой сочетание разнообразных
двигательных действий, выполняемых в
повседневной жизни, передвижениях, организованных
и самостоятельных занятиях физической
культурой, спортом и объединенных термином
«двигательная активность».
Исследования показывают, что суммарная
двигательная активность студентов в
период учебных занятий составляет 56-65%,а
во время экзаменов и того меньше - 39-46%
от уровня, когда студенты на каникулах.
Именно уровень физической нагрузки во
время каникул отражает естественную
потребность молодых людей в движениях.
Важное значение имеет определение оптимального
объема двигательной активности, при котором
достигается наилучшее функциональное
состояние организма, высокий уровень
работоспособности. Эффект сверхвосстановления
наблюдается только при оптимальных нагрузках,
соответствующих уровню физической подготовленности
индивида. Нейтральны по воздействию относительно
малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки
могут привести к переутомлению и резкому
снижению работоспособности.
Средства физической культуры в регулировании
умственной работоспособности, психоэмоционального
и функционального состояния студентов.
Среди мероприятий направленных на повышение
умственной работоспособности студентов,
на преодоление и профилактику функционального
перенапряжения можно рекомендовать следующие:
- систематическое изучение учебных предметов
студентами в семестре, без "штурма"
в период зачетов и экзаменов;
- ритмичную и системную организацию умственного
труда;
- постоянное поддержание эмоции интереса;
- совершенствование межличностных отношений
студентов между
собой и преподавателями вуза, воспитание
чувств;
- организацию рационального режима труда,
питания, сна и отдыха;
- отказ от вредных привычек: употребления
алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;
- ДА и физическую тренировку, постоянное
поддержание организма в состоянии оптимальной
физической тренированности;
- обучение студентов методам самоконтроля
за состоянием организма с целью выявления
отклонений от нормы и своевременной корректировки
и устранения этих отклонений средствами
профилактики.
В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами. Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания. С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта, с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения.
В содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную.
Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое).
Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику).
Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.
Исходя из сказанного, основными задачами умственного воспитания в процессе физического воспитания являются:
Средствами умственного воспитания являются прежде всего физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.
Кроме того, к
средствам умственного
9.3. Формирование
стрессоустойчивости на
Составить комплекс физических упражнений и дать практические рекомендации.
Комплекс должен состоять из 8-9 упражнений и содержать указания по его выполнению (количество повторов в одном упражнении, время выполнения, особенности выполнения и так далее).
Сегодня есть все
условия для регулярных занятий
физкультурой - множество спортивных секций, клубов,
тренажёрных залов. Но услуга эта, как
правило, платная. К тому же например сельское
население, не всегда может воспользоваться
достижениями цивилизации."Накачаться"
можно и дома. И не потребуется дорогих
тренажёров. Да и времени это отнимает
не так уж и много. К тому же, если мы говорим
о тренировках молодых и растущих организмов,
то здесь необходимо помнить, что пока
не сформировался скелет, необходимо как
можно меньше работать с большими весами.
Оставим штангу и гири до достаточно более
зрелого возраста. Тем более, что можно
и вовсе обойтись без них. И иметь при этом
прекрасную физическую форму и завидные
формы тела.
Большой спорт - калечит. Это известно
всем. Поэтому мы поговорим о физкультуре
- "физической культуре" - культуре
человеческого тела и здоровья.
Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"