Лечебная физкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:21, реферат

Описание

Лечебная физкультура (ЛФК) – это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных. При их назначении врач должен учитывать характер заболевания, его особенности, стадию и степень болезненного процесса в органах и системах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго определенные нагрузки применительно к ослабленным и больным. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, направленную на устранение нарушенных функций в определенных органах и системах.

Работа состоит из  1 файл

Лечебная физкультура.docx

— 37.14 Кб (Скачать документ)

Формы ЛФК те же, что и у взрослых, но отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Элементы ЛФК широко применяют при проведении занятий по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, в специальных  группах общеобразовательных школ, поликлиник, в пионерских лагерях.

Характерными  особенностями методики ЛФК у  детей являются сочетание средств  так называемого обще оздоровительного воздействия со специальными, проведение занятий с учетом возрастных показателей  развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями. Разработаны различные методики ЛФК для детей определенных возрастных групп при тех или иных заболеваниях.

Методика  ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Детям раннего возраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных мышечных групп с помощью  безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.). После исчезновения гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 11/2—2 мес.) включают пассивные упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированию активных двигательных навыков. Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекцию возникающих нарушений осанки.

ЛФК показана при большинстве заболеваний детского возраста как одной из эффективных средств общестимулирующей и патогенетической терапии. Ее широко используют в комплексной терапии заболеваний раннего детского возраста (рахит, гипотрофия и др.) для обеспечения улучшения и нормализации нарушенных обменных процессов, предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата, отставания в психомоторном развитии и др. Так, в начальных стадиях рахита широко используют приемы массажа, пассивные и некоторые активные гимнастические упражнения, преимущественно в исходных положениях лежа. При выздоровлении постепенно большее место отводят активным упражнениям для развития имеющихся у ребенка двигательных навыков и предупреждения осложнений.

Противопоказания, как правило, ограничиваются тяжелым  состоянием больного ребенка, высокой  температурой, токсикозом, новообразованиями. В каждом отдельном случае вопрос о показаниях и противопоказаниях для назначения ЛФК решает лечащий врач.

Травмы  опорно-двигательного аппарата у  детей встречаются достаточно часто. Анатомо-физиологические особенности  детского организма, чрезмерная подвижность, недостаточный жизненный опыт создают  повышенную опасность возникновения  травмы. В грудном и пред дошкольном возрасте ведущее место занимают бытовые травмы, в дошкольном и школьном — транспортные, спортивные и так называемые школьные травмы. Чаще всего у детей встречаются повреждения мягких тканей (ушибы, ранения, растяжения связок и т. п.), несколько реже — переломы (около 37% всех травм) и, наконец, вывихи (у детей до 5 лет они бывают в единичных случаях, а у детей старше 5 лет — в 3,7% случаев).

Клиническая картина травматических повреждений  у детей весьма своеобразна. Повышенная реактивность вегетативной нервной системы, преобладание возбудительных процессов над тормозными, чувствительность к боли обусловливают развитие травматической болезни, особенно часто при травмах, сопровождающихся кровотечением, обезвоживанием и потерей белка. Весьма характерны осложнения травм в виде пареза кишечника, гипертермии, ателектаза и пневмонии.

Длинные трубчатые кости у детей гибки  в связи с большим, чем у  взрослых, содержанием органических веществ, а надкостница толще  и эластичнее. Особенностью костей является и наличие в них хорошо развитых ростковых зон. В связи  с этим для детей характерны переломы диафиза длинных трубчатых костей по типу «зеленой ветки» (надломы) и  под надкостничные переломы; полные переломы чаще всего имеют два отломка, а много оскольчатые переломы встречаются редко. Хорошо развитая надкостница удерживает отломки при под надкостничных переломах, а относительно слабая мышечная тяга не вызывает смещения отломков (или оно незначительно) даже при полных переломах. Травмам в детском возрасте свойственно повреждение особого рода — остеоэпифизеолиз (отрыв эпифиза по линии ростковой зоны). Сравнительно часто встречаются внутрисуставные и околосуставные переломы, причем в большинстве случаев — верхних конечностей. Относительно редки переломы позвоночного столба. Как правило, они локализуются в грудном и верхнее поясничном отделах.

Сроки заживления мягких тканей и консолидации костей после переломов в связи  с большей активностью регенеративных процессов у детей значительно  короче, чем у взрослых.

Лечебные  мероприятия при травмах у  детей, а также хирургический  подход определяются характером травмы и особенностями детского организма. Основными средствами в борьбе с шоком являются: обеспечение покоя, иммобилизация поврежденной конечности, применение обезболивающих и наркотических средств, переливание крови, введение кровозамещающих растворов.

При переломах  длинных трубчатых костей для  иммобилизации обычно используется гипсовая повязка, если нет смешения отломков или оно настолько незначительное, что может быть устранено одномоментным  вытяжением. Гипсовую повязку применяют  и при смещении отломков по ширине, так как клинические наблюдения показывают, что в ряде случаев  нет необходимости добиваться идеального стояния отломков — нормальная консолидация и восстановление оси конечности происходит и при их частичном соприкасании.

Отрицательное влияние гипсовой повязки у детей  менее выражено, чем у взрослых, в связи с тем, что сроки  консолидации, а следовательно, и сроки иммобилизации у них короче. В то же время дети лучше переносят гипсовую повязку по сравнению с другими видами иммобилизации, так как она меньше нарушает общую двигательную активность ребенка. Исключением является перелом бедра, где гипсовая повязка в связи с трудностями моделирования и опасностью вторичного смещения отломков не применяется. В этом случае для иммобилизаций применяют вытяжение: у детей первых трех лет — лейкопластырное, направленное под прямым углом вверх (вертикальное вытяжение), у более старших — скелетное.

В ряде случаев восстановить ось конечности и добиться удовлетворительного  стояния отломков закрытым путем  не удается. Тогда прибегают к  остеосинтезу. Особенно часто оперативное  вмешательство требуется при  лечении внутри- и околосуставных переломов. При переломах над мыщелков нередко применяют закрытый остеосинтез путем прикалывания отошедшего костного отломка специальной иглой непосредственно через кожу.

При травме у детей необходимо решать следующие  общие задачи: бороться с проявлениями травматической болезни и гиподинамией, нормализовать течение нервных  процессов и эмоциональную сферу  ребенка, улучшать деятельность всех органов  и систем, стимулировать обменные процессы, а также предупреждать  отставание в физическом и психомоторном  развитии и активизировать защитные силы ребенка.

При травмах  у детей широко используется лечебная физическая культура. С помощью физических упражнений можно активизировать деятельность всех органов и систем, ликвидировать отрицательные последствия гиподинамии, улучшить обменные процессы и процессы регенерации, создавая необходимые физиологические предпосылки для ускорения консолидации, предупредить атрофию мышц и ограничение движений в суставах, выработать необходимые компенсаторные навыки на период лечения и восстановить функции больной конечности после снятия иммобилизации, нормализовать общую двигательную сферу ребенка, его рост и развитие. Лечебная физическая культура является не только средством лечения травмы, но и важнейшим компонентом правильно организованного режима больного ребенка.

Средства  лечебной физической культуры подбираются  с учетом лечебных задач, а также  возраста и уровня развития ребенка. Для детей первого года жизни  активные движения стимулируются яркими игрушками. Используются упражнения пассивные  и активные с помощью, а также  рефлекторные, основанные на сохраняющихся  безусловных рефлексах. В занятиях с детьми второго и третьего года жизни применяются упражнения имитационно-игрового характера, по речевой инструкции, массаж (как общий, так и избирательный), для поднятия эмоционального тонуса больных — игры.

В зависимости  от характера перелома и этапов лечения  весь курс лечебной физической культуры при переломах у детей делится  на три периода: иммобилизации, или  обще тонизирующий, восстановления функции  и тренировки функции.

I период  охватывает все время иммобилизации.  Клинически это время совпадает  с формированием первичной мозоли. Лечебную физическую культуру  назначают сразу, как только  позволяет состояние больного  ребенка. Ранние сроки назначения  лечебной физической культуры  объясняются необходимостью ликвидировать  проявления травматической болезни,  облегчить приспособление организма  ребенка к иммобилизации, предупредить  возникновение гиподинамии. Ведущими  специальными задачами этого  периода являются: улучшение трофики  иммобилизованной конечности (для  скорейшей консолидации перелома  и предупреждения мышечной атрофии); предупреждение нарушений функции  суставов (туго подвижности и  контрактур); выработка необходимых  временных компенсаций; предупреждение  нарушений осанки.

Большинство общих лечебных задач и частично специальные решаются с помощью обще развивающих упражнений. Их выполняют из всех исходных положений, возможных при иммобилизации, с охватом всех мышечных групп. В занятия включают статические и динамические дыхательные упражнения, упражнения на внимание, на координацию движений, на осанку, в расслаблении. Можно использовать упражнения с предметами. Во всех случаях необходимо соблюдать принцип рассеянной мышечной нагрузки, чередования активных упражнений, статических напряжений и расслабления.

Упражнения  для поврежденной конечности включаются в содержание занятий после полного  высыхания гипсовой повязки или  уменьшения болевых ощущений, связанных  с наложением вытяжения.

Для решения  специальных задач в занятия  лечебной физической культурой включаются: упражнений для здоровой конечности (для улучшения кровоснабжения и  трофики иммобилизованной конечности); упражнения в свободных от иммобилизации  суставах поврежденной конечности (выполняемые  вначале с помощью, а затем  самостоятельно), идеомоторные упражнения для иммобилизованной конечности; статическое  напряжение мышц иммобилизованной конечности; при переломах костей нижних конечностей  — упражнения в давлении по оси  конечности на специальную подставку, спинку кровати или ящик, а также  упражнения в опускании больной  конечности ниже уровня кровати. У детей  раннего возраста идеомоторные упражнения и статическое напряжение мышц не применяются.

К специальным  средствам лечебной физической культуры относятся и упражнения, способствующие формированию временных компенсаций. Они весьма разнообразны, так как  зависят от вида и характера травмы.

Перечисленные общие и специальные средства лечебной физической культуры применяются  комплексно, обеспечивая соответствующий  лечебный эффект, в форме специальных  занятий лечебной физической культурой, утренней гимнастики (в травматологических отделениях), а также индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения.

Примерное занятие при переломе диафиза  костей голени у ребенка 8 месяцев (I период)

1. Массаж  рук (поглаживание). 2. Круговые движения  руками. 3. Массаж здоровой ноги (поглаживание, растирание). 4. Скользящие шаги (для  здоровой конечности). 5. Массаж живота. 6. Поворот со спины на живот  в сторону здоровой ноги. 7. Массаж  спины и ягодичных мышц. 8. Приподнимание  головы и плеч за отведенные  в стороны руки. 9. Стимуляция ползания  при опоре на здоровую ногу. 10. Массаж спины (поглаживание). 11. «Парение» на животе. 12. Массаж  живота. 13. Присаживание при поддержке за отведенные руки. 14. Повороты туловища в исходном положении сидя вправо и влево за игрушкой. 15. Лежа на спине поочередное поднимание рук вверх. 16. Сгибание и разгибание здоровой ноги в тазобедренном и коленном суставах. 17. Сгибание и разгибание иммобилизованной ноги в тазобедренном суставе (пассивное, а затем активное). 18. Поочередное сгибание и разгибание рук. 19. Массаж рук (поглаживание).

II период  характеризуется окончательным  формированием вторичной костной  мозоли и (при соответствующем  лечении) нормализацией функции  пораженной конечности.

К специальным  задачам II периода относятся: нормализация трофики травмированной конечности (окончательное формирование костной  мозоли и ликвидация мышечной атрофии); восстановление движений в ее суставах и нормализация функции; ликвидация ненужных  временных компенсаций.

В этом периоде расширяется набор и  увеличивается дозировка обще развивающих  упражнений. Используются упражнения с предметами (палками, гантелями, набивными  мячами, булавами), с сопротивлением и отягощением. Большое место  занимают игры. Уровень физической нагрузки в занятиях доводится до среднего.

Возрастает  возможность применения специальных  средств физической культуры. Конечность после снятия иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены, а первичная костная мозоль недостаточно прочна и при неправильном лечении может быть повреждена. Наибольшее ограничение движений наблюдается при внутрисуставных и околосуставных переломах, а при диафизарных переломах — в суставах, расположенных ниже перелома. Характер ограничения движений зависит не только от травмы, но и от условий иммобилизации.

Информация о работе Лечебная физкультура