Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Лечебная физкультура (ЛФК) – это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных. При их назначении врач должен учитывать характер заболевания, его особенности, стадию и степень болезненного процесса в органах и системах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго определенные нагрузки применительно к ослабленным и больным. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, направленную на устранение нарушенных функций в определенных органах и системах.
В соответствии со специальными лечебными задачами периода сразу же после снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные гимнастические упражнения. Они выполняются из облегчающих исходных положений, которые обеспечивают минимальное напряжение мышц при движениях в суставах больной конечности. Для облегчения движений используются и различные скользкие поверхности, тележки и другие приспособления. Активные упражнения чередуются с расслаблением.
Когда
больной выполняет активные упражнения
в облегчающих условиях достаточно
свободно, в занятия вводят упражнения
с самопомощью, затем активные упражнения
из обычных исходных положений, для
увеличения амплитуды движения —
маховые упражнения. Постепенно все
большее место среди
В некоторых
случаях приходится прибегать к
пассивным упражнениям. Применяются
они с большой осторожностью
и только по назначению хирурга-травматолога
при условии хорошей
При переломах костей нижних конечностей опасность вторичного смещения отломков требует передвижения с помощью костылей: вначале совсем не наступая на больную конечность, а затем с ограничением осевой нагрузки. В целях предупреждения нарушений осанки детям не рекомендуется ходить с одним костылем. Ходить с двумя костылями следует до тех пор, пока не будет разрешена полная осевая нагрузка на травмированную конечность.
В III периоде ликвидируются остаточные явления. Основной лечебной задачей являются полная реабилитация больного ребенка и достижение совершенства функции травмированной конечности при восстановлении общей и специальной (спортивной) работоспособности. Средства лечебной физической культуры обеспечивают восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую очередь восстановление двигательных навыков соответственно данному возрасту. Если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо способствовать формированию наиболее рациональной постоянной компенсации за счет выработки нового динамического стереотипа движения.
В период тренировки функции продолжают использовать обще развивающие упражнения, а общую физическую нагрузку увеличивают соответственно расширяющимся возможностям организма ребенка. Основу содержания занятий составляют прикладные упражнения, вовлекающие в работу поврежденную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты и упражнения с мелкими предметами при переломах кисти. По-прежнему используют упражнения для закрепления навыка правильной осанки, упражнения на координацию, в равновесии, на внимание, с предметами. По мере восстановления и тренировки функции поврежденной конечности роль специальных упражнений постепенно уменьшается и они включаются в занятия главным образом для закрепления достигнутого лечебного эффекта.
При внутрисуставных
переломах увеличивается
Иммобилизация при этих переломах у детей осуществляется гипсовой лонгетой. Сроки иммобилизации сравнительно невелики, соответственно укорачивается I период. В содержание занятий рано включаются активные упражнения из облегчающих исходных положений. Во II периоде нередко удается добиться восстановления и нормализации функции пораженной конечности. Лечение эпифизеолизов большей частью осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, что позволяет значительно разнообразить методику, применения обще развивающих упражнений и упражнений прикладного характера.
При компрессионных
переломах позвоночного столба без
повреждения спинного мозга лечебная
физическая культура составляет основу
функционального метода лечения. Принципы
ее те же, что при лечении взрослых.
Но при определении ее методики необходимо
учитывать особенности детского
возраста, специфику клиники
Эффективность
лечебной физической культуры при травмах
у детей определяется по клиническим
признакам — восстановлению целостности
кости и мягких тканей, уменьшению
и ликвидации болевых ощущений, нормализации
рентгенологических и клинике- лабораторных
показателей. Важнейшим признаком эффективности
лечебной физической культуры являются
улучшение и нормализация функции пораженной
конечности: восстановление движений
в суставах пораженной конечности, опороспособности
при переломах костей ног, тонких манипуляций
при повреждениях кисти и т. д. Существенную
роль в оценке эффективности лечебной
физической культуры играют и общие показатели
полноты реабилитации: восстановление
двигательных навыков ребенка в соответствии
с его возрастом, улучшение и нормализация
функций внутренних органов, восстановление
физической работоспособности адаптации
организма (неспецифическая сопротивляемость,
врабатывание, реституция и т. д.).
1) Данные предоставлены
сетью интернет