Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:52, реферат
Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе с занимающимися избранным видом спорта: уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, баскетбола и т.д.
Федеральное агентство по
Саратовский Государственный Университет
им. Н.Г
Методика проведения учебно-тренировочного занятия.
Реферат по
курсу «Физическая культура»
Выполнил: студент
3 курса 361 группы
механико-математического
факультета
Спиваков Вадим Викторович
Проверил: ,
Саратов 2010
Введение.
Основная
форма тренировочных занятий
для всех студентов-спортсменов - индивидуальный
или групповой учебно-
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
В последнее время наблюдается смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.
Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"), занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования.
Учебно-тренировочное
занятие в отличие от занятий
общей физической подготовкой и
профессионально-прикладной физической
подготовкой используется в работе
с занимающимися избранным видом спорта:
уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжного
спорта, баскетбола и т.д.
.
3
Формулирование целей работы.
Учебно-тренировочные
занятия подразумевают
Тренерско-
В каждом конкретном случае они имеют специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видов спорта. Такие занятия требуют совместного творчества тренера и спортсмена, особого внимания к дозировке нагрузок, профилактике травматизма. Основные правила проведения учебно-тренировочных занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки. При этом физиологическая кривая нагрузки имеет постепенный подъем, затем остается некоторое время на высшем уровне и потом довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.
Результаты исследований.
Общая
структура занятий физическими
упражнениями в основном определяется
типичными изменениями
Представленная
выше динамика работоспособности в
течение одного занятия отражает
эволюционно сложившийся
Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия.
Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и 4
4
рационально заканчивать работу.
Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.
Задачи
подготовительной части - общее разогревание
организма занимающихся и их подготовка
к предстоящей работе (нагрузке):
предварительная "проработка" мускулатуры,
повышение подвижности в
Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений (6-8), выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с 5
теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии.
Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.
Далее
выполняются упражнения, улучшающие
подвижность в суставах, принимающих
участие в движениях, которые
будут выполняться в основной
части занятия. Эти упражнения состоят
из постепенно увеличивающихся по амплитуде
движений, растягивающих мышцы, в
особенности антагонисты мышц, активно
участвующих в предстоящих
"Настройка"
на предстоящую деятельность
осуществляется путем
Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.
Главная
задача основной части занятия - повысить
у занимающихся всестороннюю физическую
и специальную подготовленность
посредством обучения спортивной технике
и тактике, воспитание волевых качеств
и развитие силы, быстроты, выносливости
и ловкости. Содержание основной части
изменяется в весьма широких пределах
в зависимости от подготовленности
занимающихся, периода тренировки,
специализации, возраста, пола и других
причин. Физические упражнения основной
части располагаются в
Подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто
6
увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкого старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.
Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.
Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия.
Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
При проведении занятий следует выполнять ряд общих требований:
1.
Обучение и воспитание
2.
Следует избегать методических
шаблонов. Необходимость в разнообразии
содержания и методики уроков
обусловлена постоянным
3.
Надо постепенно вовлекать
4.
Воздействие урока должно быть
всесторонним - оздоровительным,
5.
Перед уроком следует ставить
конкретные задачи, которые можно
решить именно на данном
7
каждого урока и при последовательном наслаивании совершенно определенны
результатов каждого занятия [3].
Методика построения урока. Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко дозируемыми, не требующими длительного времени на подготовку упражнениями. К ним относятся ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Информация о работе Методика проведения комплексных учебно-тренировочных занятий