Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Введение
1.Методы обучения плаванию
2.Игры и развлечения на воде
Заключение
Список литературы
Московский
государственный
университет экономики,
статистики и информатики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по предмету: «Физическая культура»
Специальность:
«Юриспруденция»
на тему:
Методика
проведения занятий
по плаванию
Студент
Руководитель
Отзыв
Руководителя ______________________________
Дата
_____________________
Оглавление
Введение
Заключение Список литературы |
3
5 8 14 15 |
Введение
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Плавание - единственно возможный вид физических упражнений, рекомендуемый людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилитации слепых, больных церебральным параличом и др.
Умение плавать - жизненно важный прикладной навык.
Процесс обучения плаванию занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления.
Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.
Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.
Правильное
физическое воспитание ребенка немыслимо
без закаливания его организма.
Самые эффективные средства закаливания
- воздух, солнце, вода. Наиболее действенным
является закаливание водой. Его легко
дифференцировать - по силе и продолжительности
благодаря различным способам применения
воды необходимой температуры - при обтирании,
обливании, купании. Особенно эффективны
купание, плавание, так как сочетают в
себе воздействие на организм ребенка
воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются
движением.1
Занятия плаванием - один из богатейших источников здоровья детей. Занятия плаванием дошкольного возраста помогают ребенку уже через 7-8 месяцев не только хорошо плавать, но и самостоятельно ходить, что по средним нормам этого добиваются на 2-3 месяца позже.
Существует ряд предпосылок к обучению плаванием.
Одной из предпосылок для успешного обучения ребенка плаванию заключается в том, что до своего рождения он делал это все 24 часа в сутки, находясь в материнском утробе. Так же главной отличительной особенностью плавания при развитии ребенка, считается то, что погруженное в воду человеческое тело теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода, т.е. находится в состоянии почти полной невесомости, потому что вес тела в воде облегчается в несколько раз. Благодаря этому ребенок испытывает легкость, раскованность в суставах и мышцах, ему легче выполнять движения, глубокие дыхания.
Не менее важной предпосылкой служит также наличие у ребенка некоторых врожденных рефлексов, среди которых следует выделить дыхательных и толчковый рефлексы. Благодаря первому ребенок может задерживать дыхание, когда его рот и нос погружаются в воду. Это позволяет не бояться погружений под воду ребенка, с которым неизбежно связано обучение плаванию, и включать в его программу ныряние, облегчающее и стимулирующее появление у ребенка активных движений ногами и руками. Второй рефлекс работает на то, что при принудительном сгибании ног ребенка он реагирует на это немедленным их разгибанием. Наличие этого рефлекса определяет несколько целесообразных требований к методике обучения плаванию: необходимость раннего и первоочередного совершенствования движений ногами (а затем уже переход к движению руками); развитию в первую очередь той форма движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которая проявилась в этом рефлексе. Главным целебным свойством занятий является постепенная и планомерная перестройка от врожденных и малоэффективных инстинктивных движений ногами и руками ребенка на осознанные, активные и более эффективные. Под влиянием регулярных занятий плаванием на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых: осязанием воды и ее механическим действием, состоянием полувесомости; зрительным и слуховым восприятиям всей обстановки урока; углубленным дыханием и задержкой дыхания; сменой положений в воде; наконец, многократным повторением однотипных движений, выполняемых первое время с помощью педагога.
Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться. Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста.
Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде. Лучше всего использовать бассейн-«лягушатник» глубиной от 50 до 100 см, которые сейчас имеются при многих детских поликлиниках и в больших закрытых плавательных бассейнах. Оптимальная температура воды в бассейне около 27° С, при жаркой погоде вода в открытых бассейнах может быть и более низкой температуры (до 23° С). Длительность первых занятий зависит от поведения ребенка: при первых признаках появления легкого озноба и снижения внимания занятие нужно прервать, ребенку сделать теплый душ, после чего растереть полотенцем. Обычная длительность занятий в начале курса не превышает 7-8 минут с постепенным увеличением до 15-20. Детям до шести лет лучше учиться плавать нагими. Ведь детский организм охлаждается быстрее, чем организм взрослых, а мокрая одежда дополнительно забирает тепло.
Методы обучения плаванию делятся на три группы: наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы создают четкое представление об изучаемом предмете. Они практически реализуются с помощью демонстрации способов плавания и различных упражнений, а также показа фотографий, рисунков, плакатов, игрушек и т. д.
Словесные методы включают объяснения, рассказ, сравнения, замечания. Указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ. В работе с малышами словесные методы должны быть доходчивыми, доступными для понимания малышей; следует широко использовать сравнения с движениями и действиями, известными ребенку.
Практические
методы – это методы упражнения,
изучения движений в целом и по частям,
соревновательный, контрольный. Метод
упражнения предусматривает многократное
выполнение движений с контролем за дозировкой,
темпом, интервалами отдыха, что в целом
(учитывая и сложность упражнения) составляет
физическую нагрузку. Метод изучения движения
в целом (имеется в виду плавание одним
из способов в полной координации) не даст
желаемых результатов, если занимающиеся
не освоили базовые упражнения – скольжения
и выдохи в воду. Метод изучения движения
по частям предусматривает освоение отдельных
элементов техники – движений ногами,
руками, дыхания, их последовательное
согласование в данном способе плавания.
Качество изучения элементов может быть
проверено только при плавании в полной
координации.2
Тренировке и закреплению навыков плавания помогают игры на воде.
Игры на воде - самый эффективный способ научить детей не бояться воды, освоиться в ней, получить первые навыки плавания: умение держаться на воде, открывать глаза в воде, погружаться в воду с головой, подныривать, выполнять гребковые движения руками и ногами, скользить по поверхности воды.
Участие ребят в игре способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, выносливость и др.) и морально-волевых (активность, самостоятельность, инициатива, дисциплина и др.) качеств; выработке умения взаимодействовать в команде; воспитанию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Выбор игры зависит от количества участников, их возраста и плавательной подготовленности, а также от условий для проведения игры (глубины водоема, температуры воды, возможности использования для игры прибрежных участков и т.д.).
По уровню плавательной подготовленности ребят делят на три категории:
- не умеющие плавать и держаться на поверхности воды;
- слабо плавающие;
- хорошо плавающие «по-своему».
Часто умение или неумение плавать так или иначе связано с возрастом. Как правило, не умеют плавать дети дошкольного и младшего школьного возраста. Слабо плавают, то есть умеют держаться на поверхности воды и проплывать несколько метров, в основном также дети названных возрастов. Хорошо умеют плавать «по-своему», как правило, ребята среднего школьного возраста.
Игры в воде в зависимости от возраста и подготовленности участников делятся на три группы.
Первая группа — игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета (проводятся с новичками на первых уроках плавания). Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это игры на преодоление сопротивления воды, с погружением в воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, скольжением и плаванием.
Сюда относятся игры типа «Кто быстрее спрячется под водой?», «У кого больше пузырей?», «Кто дальше проскользит?» и т.д. При наличии в водоеме мелкого места в этих играх принимают участие дети, не умеющие плавать.
Вторая группа — игры сюжетного характера (рассчитаны в основном на детей младшего школьного возраста). Их следует включать в занятия плаванием после того, как дети освоились с водой, научились передвигаться и уверенно чувствовать себя в водной среде. Среди этих игр встречаются и такие, где необходимо разделение на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить, а иногда и разыграть на суше.
К сюжетно-образным играм относятся «Караси и карпы», «Поезд в тоннель», «Рыбы и сеть» и др., а также большая группа игр типа «Убегай-догоняй» с бегом и плаванием.
Сюжетные игры представляют собой упрощенный вариант командных игр, поэтому результат действий каждого игрока в своей группе должен немедленно оцениваться. В этих играх принимают участие как умеющие, так и не умеющие плавать дети.
Третья группа — командные игры, где играющие объединяются в равные по силам команды. Команда может состоять из игроков разного возраста и пола: например, из родителей и детей, старших ребят и подростков, мальчиков и девочек.