Методика проведения занятий по плаванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Содержание

Введение
1.Методы обучения плаванию
2.Игры и развлечения на воде
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Кр по ФК.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

     Игра  в одной команде против другой воспитывает у участников чувство коллективизма, развивает инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо при разрешении игровых конфликтов. В зависимости оттого, как проявил себя занимающийся в игре, он заслуживает одобрения или порицания ведущего.

     Как правило, в командных играх принимают  участие хорошо плавающие и уверенно чувствующие себя в воде дети.

     При проведении игры необходимо соблюдать  следующие правила:

     1) в игру разрешается включать только те упражнения и движения, которые освоены и выполняются всеми участниками;

     2) в игре должны участвовать  все дети, находящиеся в воде;

     3) в каждой игре перед ее участниками  должна быть поставлена конкретная  задача;

     4) руководитель игры должен рассказать ребятам о ее содержании и основных правилах, а в случае необходимости - выбрать ведущего и разделить играющих на группы, равные по силам;

     5) если вода в бассейне или  водоеме прохладная, игра должна  быть активной и проводиться  в быстром темпе;

     6) необходимо внимательно следить  за поведением играющих, строго наказывая их за грубость, нетоварищеское поведение, нарушения правил и др.;

     7) если возникает необходимость  сделать замечание кому-либо из играющих, игру нужно остановить;

     8) после окончания игры нужно обязательно объявить ее результаты, назвать победителей и проигравших; особо поощрить тех ребят, которые проявили взаимную помощь и умение действовать в интересах команды;

     9) игру нужно вовремя закончить,  пока она не надоела и ребята не очень устали.

     Успешному проведению игр в воде с детьми младшего школьного возраста способствует непосредственно участие в них  руководителя игры (ведущего), которое  позволяет быстрее организовать ребят, вовлечь их в игру. Если ведущий  сам не участвует в игре, то он должен выбрать себе такое место по отношению к играющим, чтобы видеть все и всех.

     Игры  и развлечения на воде широко используются при проведении соревнований по плаванию и водных праздников. Борьба команд за победу, различные виды эстафетного плавания, игры с элементами прикладного (ныряние, транспортировка «тонущего» и др.), синхронного («гусеница», «перископ» и др.) плавания и прыжками в воду вызывают большой интерес у болельщиков и зрителей. Разнообразие игрового материала, включающего элементы нескольких водных видов спорта, дает возможность детям освоиться с водой, попробовать свои силы и почувствовать уверенность в себе.

     Игры  на ознакомление с  водной средой

     Игры  этой группы помогают детям:

     1) быстрее освоиться с водой,  «снять» чувство страха перед непривычной средой;

     2) ознакомиться с новыми температурными  условиями, а также плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

     3) научиться опираться о воду  и отталкиваться от нее основными  гребущими поверхностями — ладонью,  предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.

     «Караси и карпы»

     Задачи  игры. Освоение с водой, воспитание умения смело передвигаться в воде, не бояться брызг.

     Описание игры. Две команды играющих становятся в шеренги спиной друг к другу на расстоянии 1 м. Игроки одной шеренги — «караси», другой — «карпы». Как только ведущий произнес «Караси!», шеренга «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной зоны. Одновременно «карпы» поворачиваются, стараются догнать «карасей» и дотронуться до них рукой. Осаленные таким образом «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра начинается сначала. Ведущий произвольно называет команды — «караси» или «карпы», после чего игроки названной команды убегают на свою территорию. Подсчет осаленных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. Выигрывает та команда, у которой было осалено меньшее количество игроков.

     Методические  указания. К концу игры обе команды должны быть названы одинаковое количество раз. Шеренги «карасей» и «карпов» должны стоять боком к ведущему.

     Игры  на погружение в воду с головой

     «Кто быстрее спрячется под водой»

     Задачи  игры. Освоение с водой, ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды.

     Описание  игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой.

     Второй  вариант — «Сядь на дно». По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду.

     Методические  указания. Перед погружением под воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.

     Игры  на всплывание и лежание  на воде

     «Поплавок»

     Задачи  игры. Ознакомление с подъемной силой воды, ощущение состояния невесомости.

     Описание  игры. Играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, приседают и, обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета десять.

     Соревнуются две команды или отдельные занимающиеся на качество выполнения упражнения.

     Методические  указания. Перед выполнением упражнения все играющие по команде ведущего делают глубокий вдох и задерживают дыхание на вдохе.

     Игры  с выдохом в  воду

     «У  кого больше пузырей»

     Задачи  игры. Совершенствование навыка выдоха в воду.

     Описание  игры. По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот.

     Выигрывает  тот участник, у кого больше пузырей, то есть сделавший продолжительный и непрерывный выдох в воду.

     Методические  указания. Напомнить играющим, что перед погружением в воду нужно обязательно сделать вдох.

     Игры  со скольжением и  плаванием

     «Стрела»

     Задачи  игры. Научить детей напрягать мышцы тела и тянуться вперед (принимать обтекаемое положение тела).

     Описание  игры. Ведущий и его помощники входят в воду, берут поочередно каждого играющего, принявшего положение скольжения, одной рукой за ноги, другой - под живот и толкают его к берегу по поверхности воды. Лучшая «стрела» скользит дальше всех.

     Методические  указания. Скольжение выполняется как на груди, так и на спине. Играющие, принимая исходное положение для скольжения, обязательно вытягивают руки вперед. Игра проводится только с детьми младшего возраста.

     Игры  с мячом

     «Мяч по кругу»

     Задачи  игры. Дальнейшее освоение с водой.

     Описание  игры. Играющие стоят на дне по кругу и перебрасывают друг другу легкий мяч, не впитывающий воду.

     Игры  с элементами прикладного  плавания

     «Найти трассу»

     Задачи  игры. Совершенствование навыков ныряния и ориентирования под водой.

     Описание  игры. По команде ведущего двое участников выполняют старт и плывут под водой 15-20 м. На дно брошены яркие предметы, поэтому участники легко могут найти трассу, открыв глаза в воде.

     Методические  указания. Игра проводится в бассейне или в водоеме с прозрачной водой и ровным, чистым дном.

     Развлечения на воде

     «Стой крепко!»

     Играющие  встают в пары лицом друг к другу, держась под водой за правые руки и подняв левые руки над поверхностью воды.

     По  сигналу ведущего они пытаются сдвинуть друг друга с места и свалить в воду. Проигрывает тот, кто дотронулся до воды левой рукой или головой.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     По  признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его  поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личной культуры, ее базис, соответствующий духовным ценностям.

     Методика  обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы - сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания - принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

     Обязателен  в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное - возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

 

      Список литературы 

  1. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь — плавание/Н.Ж. Булгакова. — М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. — 160с, ил. — (Первые шаги в спорте).
  2. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 96 с., ил.
  3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М. 1985.

Информация о работе Методика проведения занятий по плаванию