Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:50, реферат
В современных условиях гуманизации и демократизации общества упор на нравственное самоопределение студента, личностную ориентированность значительно улучшает условия для формирования потребности в физкультурной активности индивида. В формировании потребности в занятиях физической культурой большое значение имеют материальные условия и общий культурный уровень студента. В то же время преподавателями недооценивается роль воспитательных моментов, информационно-пропагандистских, целенаправленной деятельности по изменению сложившихся отношений и стереотипов.
Введение 3
Глава I. Общие статистические данные о студентах, напрямую
затрагивающие физическую культуру 7
Глава II. Пути мотивации студентов к занятиям
физической культуры 10
Заключение 14
Список используемых источников и литературы 15
Оглавление
Введение
Глава I. Общие статистические данные о студентах, напрямую
затрагивающие физическую культуру
Глава II. Пути мотивации студентов к занятиям
физической культуры
Заключение
Список
используемых источников и литературы
15
Введение.
В
современных условиях гуманизации
и демократизации общества упор на
нравственное самоопределение студента,
личностную ориентированность значительно
улучшает условия для формирования потребности
в физкультурной активности индивида.
В формировании потребности в занятиях
физической культурой большое значение
имеют материальные условия и общий культурный
уровень студента. В то же время преподавателями
недооценивается роль воспитательных
моментов, информационно-
Мотивационная сторона обучения и воспитания интересовала многих исследователей. Работы Е.И.Ильина , Л.И. Лубышевой , Т.Ю. Круцевич и других авторов показывают, что содержательная сторона деятельности в значительной мере определяет собой характер и направленность деятельности и результаты, к которым она приводит. Для лучшего понимания побуждающих причин деятельности конкретного человека в сфере физического воспитания целесообразно обратиться к анализу потребностей, мотивов, установок, которые могут найти удовлетворение в сфере физического воспитания. Формирование мотивов находится под воздействием внешних и внутренних факторов. В качестве первых выступают условия, в которых оказывается человек. В качестве вторых выступают желания, увлечения, интересы и убеждения личности. Изучение мотивов занятий физкультурной деятельностью различных групп населения, факторов и методов, способствующих их формированию, оказывает положительное влияние на привлечение людей к систематическим занятиям физическим воспитанием, на управление процессом физического воспитания. 2
Научные исследования специалистов свидетельствуют о ярко выраженных возрастных особенностях мотивов и интересов, что необходимо учитывать при формировании мотивации у разных групп населения.
Профессор В.К. Бальсевич высказал мысль, что в основу организационной деятельности в сфере самодеятельного физкультурного движения должно быть положено требование развития физкультурных потребностей людей. По данным педагогических наблюдений, одним из основных критериев в области физической культуры является физическая активность, которая характеризуется степенью вовлечения студентов.
Реализация
мотивов студентов при
Использование данных многочисленных исследований социально-психологических особенностей студентов весьма затруднительно из-за различий условий их обучения, бытовых условий, характера организации физического воспитания и др. Кроме того, проведенные исследования характеризуются относительно небольшим количеством охваченных опросом, что не дает оснований для широких обобщений и переноса полученных результатов на другой контингент студентов.3
П.К. Дуркин пришел к выводу, что эффективная мотивация и интерес к физической культуре существенно повышаются, когда преподаватель и студенты достигают успехов в развитии физических качеств за сравнительно непродолжительный промежуток времени. Поэтому в работе по формированию потребности у студентов в занятиях физической культурой принцип постепенности особенно актуален.
Для активизации мотивации студентов необходимо выявить стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поведения. Нередко стимул носит кратковременный характер, но постоянные побуждения в занятиях физической культурой приобретают ценностные тенденции. К стимулам исследователи относят: получение дополнительных баллов на зачете, удобное расписание занятий, агитацию и пропаганду, прекрасную материальную базу, расширение возможностей в выборе форм физкультурной деятельности, педагогическое мастерство преподавателя, укрепление здоровья, отдых, развлечения. Исходя из вышесказанного, мы полноценно используем объективные и субъективные факторы, потребности, которые способствуют повышению эффективности решения педагогических задач, как по формированию личности студента, так и по приобщению к систематическим занятиям различными видами физической культуры.
Заинтересовать студента в занятиях физической культурой можно двумя путями – воздействуя целенаправленно на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом.
Эффективность
физкультурно-оздоровительной работы
со студентами зависит от создания педагогических
условий, способствующих формированию
мотивации к занятиям физическими упражнениями,
учитывающих их интересы и склонности
к занятиям различными видами спорта,
направленных на подготовку к будущей
профессиональной деятельности. 4
Глава I. Общие статистические данные о студентах, напрямую затрагивающие физическую культуру
Массовое
обследование студентов университета
показало, что по данным физического
Педагогико-психологические и
Материалы анкетного опроса показали, что 39% студентов отмечают большую усталость к концу недели, что объясняется слабой физической подготовленностью и является следствием низкой двигательной активности. Студенты отмечали недостаточный уровень развития таких физических качеств, как выносливость, сила и гибкость. 5
После обработки анкетных данных мы получили следующие результаты: на вопрос о достаточности двигательного режима для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья 61,3% опрошенных студентов (55,9% юношей и 63,3% девушек) ответили удовлетворительно; 21,3% (22,4% юношей и 29,7% девушек) затруднились ответить; 17,4% (14,5% юношей и 18,9% девушек) готовы признать факт недостаточности собственного двигательного режима. В отрицательной оценке собственного двигательного режима в структуре жизнедеятельности студентов и его влияния на сохранение здоровья в большей мере проглядывается динамика по курсам: 14,3% первокурсников, 17,2% второкурсников и 21,6% третьекурсников считают свой двигательный режим недостаточным.
Следует
отметить, что в структуре заболеваемости
студентов по данным обращаемости в
студенческую поликлинику, преобладают
заболевания органов дыхания
–54,7% и заболевания желудочно-
Одним из факторов, влияющих на здоровье студентов, являются учебные нагрузки. По оценкам самих студентов, 40% полностью не удовлетворены учебными нагрузками и расписанием. Многие считают, что нагрузки большие и неравномерные, иногда два сложных предмета преподаются в один день. Утомляют также 2-3 лекции подряд, отсутствие перерывов на лекциях.6
Отношение
студентов к физкультурно-
Результаты данного исследования показывают, что лишь 36,4% студентов (35,3% юношей и 37,4% девушек) считают занятия физической культурой необходимыми для своей будущей профессиональной деятельности. Это далеко не высокий уровень оценки социальной значимости физической культуры для личностного физического, интеллектуального и духовного развития и совершенствования. Относительно большое число студентов (34,2%) не уверено в значимости спортивно-оздоровительной деятельности для формирования личности, 17,5% студентов – не знают, является ли физическое воспитание необходимым элементом профессиональной подготовки.
Следует отметить достаточно высокую заинтересованность студентов в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях. Из полученных данных видно, что 84,7% опрошенных студентов (80,5% юношей и 88,1% девушек) подтверждают желание заниматься физическими упражнениями в оздоровительных целях; 15,3% студентов (19,5% юношей и 11,9% девушек) – не заинтересованы в использовании физкультурной деятельности для собственного оздоровления.
Проведенное
нами исследование мотиваций, интересов,
запросов молодых людей, проживающих
в общежитии, показало, что наибольший
интерес в свободное от учебы
время студенты проявляют к игровым
видам физических упражнений: бадминтону
(32%), футболу (25%), настольному теннису
(15%), волейболу (12%), баскетболу (10%), подвижным
играм (4%) и другим играм (2%). Почти 100%
опрошенных считают, что процесс
спортивно-Педагогико-
Глава II. Пути мотивации студентов к занятиям физической культуры
Полученные
результаты позволяют сделать вывод
– повышение эффективности
- наличие
спортивных сооружений на
- профессионализм
и творчество руководителей
- планирование
и реализация спортивно-
- использование
современных оздоровительных
- интеграция
всех звеньев системы
Данные
педагогические аспекты могут явиться
решающим фактором преобразования ценностных
ориентаций молодежи и ее менталитета.
При этом, однако, нужно помнить
о необходимости разумной достаточности
физических нагрузок в организации
психологопедагогического воздействия
и их строгой сбалансированности
с индивидуальными
На основе данных анкетирования, выявленных педагогических аспектах, анализа литературы автор данной работы считает, что в программе спортивно-оздоровительной работы кафедры физической культуры необходимо учитывать следующие факторы:
- эффективность
спортивно-оздоровительной
- уровень
сформированности интереса
- физкультурно-оздоровительная
деятельность вуза, направленная
на студентов, должна состоять
в обеспечении их всеми
Информация о работе Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов