Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:49, реферат
Правильное понимание здоровья человека даёт представление о социально-биологической сущности человека. Ещё античные мыслители и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.) в результате наблюдений за жизнью людей, их образом и условиям жизни отмечали, что социальные факторы наряду с природными составляют сущность человека и влияют на здоровье, Именно эти социальные черты человека (изготовление орудий труда, речь, мышление, сознание и т.д.) отличали человека от животных, добавляли в него новые качества. Человек-новое качество, новый сплав биологического и социального, в котором роль мастера, делающего этот сплав, принадлежит социальному.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
По дисциплине Физическая культура на тему:
«Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности»
Слово «здоровье»,
пожалуй, самое частое в повседневном
общении людей. Даже приветствие
при встречах и расставаниях мы связываем
с этим словом: «здравствуйте», «будьте
здоровы» и т.д.
Что же такое «здоровье»? Казалось бы,
самый простой ответ должен гласить, что
здоровье-это отсутствие болезней. Но
такого понимания «здоровья», распространённого
в быту недостаточно. Не случайно до сих
пор не прекращаются дискуссии специалистов,
пытающихся дать определение понятию
«здоровье».
Правильное понимание здоровья человека
даёт представление о социально-биологической
сущности человека. Ещё античные мыслители
и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.) в
результате наблюдений за жизнью людей,
их образом и условиям жизни отмечали,
что социальные факторы наряду с природными
составляют сущность человека и влияют
на здоровье, Именно эти социальные черты
человека (изготовление орудий труда,
речь, мышление, сознание и т.д.) отличали
человека от животных, добавляли в него
новые качества. Человек-новое качество,
новый сплав биологического и социального,
в котором роль мастера, делающего этот
сплав, принадлежит социальному. Однако
черты «животности» никогда не исчезнут
у человека и в определённых проявлениях
сохраняются. Но не так выражено. В отличие
от животных, способных в лучшем случае
лишь добавлять средства к существованию,
человек производит их для удовлетворения
своих жизненных потребностей, т.е. активно
(осознанно) преобразует мир и, изменяя
его, преобразует и самого себя.
Итак, исходя из представлений о человеке
как о социально-биологическом существе,
мы утверждаем, что на уровне человека
социальное оттесняет биологическое и
поэтому состояние здоровья необходимо
рассматривать с учётом социального благополучия
и биологического компонентов. Именно
так определяет здоровье ВОЗ: «Здоровье
- состояние полного физического, духовного
(психического) и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов».
Факторы,
влияющие на здоровье. Социальная обусловленность
здоровья.
Изучение общественного здоровья проводится
на основе разнообразных критериев. Однако
одних критериев для изучения общественного
здоровья недостаточно. Необходимо их
использовать в совокупности с факторами,
влияющими на здоровье. Эти факторы можно
условно объединить в 4 группы:
1) биологические факторы - пол, возраст,
конституция, наследственность,
2) природные - климатические, гелиогеофизические,
антропогенное загрязнение и др.,
3) социальные и социально-экономические
- законодательство об охране здоровья
граждан, условия труда, быта, отдыха, питания,
миграционные процессы, уровень образования,
культуры и др.,
4) медицинские факторы или организация
медицинской помощи.
Все названные 4 группы факторов воздействуют
как на здоровье человека, так и на здоровье
всего населения, причем они взаимосвязаны
и между собой. Но сила влияния этих факторов
на здоровье неодинакова.
Ведущее (основное) значение в формировании
здоровья принадлежит социальным факторам.
Это подтверждается различиями в уровне
общественного здоровья в зависимости
от степени социально-экономического
развития страны. Как свидетельствует
практика, чем выше уровень экономического
развития страны, тем выше показатели
общественного здоровья и здоровья отдельных
граждан, и наоборот. Примером ведущего
влияния социальных условий на здоровье
могут служить падение и кризис экономики
России.
Каждый человек
из всего многообразия существующих
возможностей строит свой образ жизни,
где обязательно присутствует:
Здоровый образ жизни это не просто деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья, прежде всего это организация всей жизнедеятельности человека, способствующая сохранению его здоровья. Семья формирует, поддерживает и развивает здоровье своих членов, оказывая тем самым влияние и на общественное здоровье. Основу формирования качества здоровья населения составляет непосредственное вовлечение людей в сохранение и улучшение своего собственного здоровья посредством формирования здорового образа жизни как преобладающего способа жизнедеятельности и основополагающего механизма сохранения здоровья для продления трудового долголетия.
Ежедневно, в том числе и в процессе профессиональной деятельности, человек подвергается микросоциальному окружению, стрессовым и социально-психологическим ситуациям, которые в совокупности превышают адаптационные возможности организма и в последующем приводят к расстройству физиологических и биологических механизмов приспособления. А это способствует преждевременному биологическому старению организма. Именно стресс является тем фактором, который не только провоцирует появление новых заболеваний, но и приводит к утяжелению уже имеющихся. В итоге в критической ситуации развиваются болезни, определяющие уровень смертности населения - инсульт, инфаркт, фатальные нарушения сердечного ритма, опухоли, диабет. Курение, употребление алкоголя и наркотивов не добавляет здоровья, а медленно отравляет, приводя к необратимым последствиям. По данным социологического опроса только 42,6% опрошенных занимаются спортом, 27, 8% - соблюдают правильный режим дня, 18,5 % - придерживаются диеты, 11%- занимаются закаливаем организма. По данным анализа способов преодоления стресса установлено, что чаще всего в качестве стратегий его преодоления человек выбирает: общение с близкими людьми, прослушивание музыки, занятие любимым делом. Низкая физическая активность объясняется отсутствием культуры самосохраняющего поведения, а также низким уровнем дохода, что делает недоступным посещение спортивных залов, фитнес-центров и бассейнов.
Приобщение к здоровому образу жизни в прямой зависимости конкурирует не только с благами цивилизации (личный транспорт, бытовая техника и др.), но и с негативными потребностями в виде вредных привычек. Делая свой выбор, каждый должен хорошо осознавать, что здоровье - это отличное самочувствие, дополнительные возможности для самореализации, развития, обеспечение активного трудового и социального долголетия.
Образ жизни и здоровье человека – две взаимосвязанные структуры, которыми он может управлять в значительной мере. Это своего рода показатель, насколько он правильно и умело использует природные ресурсы для того, чтобы прожить яркую, полную сил и здоровья жизнь. В основе этого лежит мировоззрение человека, его отношение к себе, к природе, к окружающим людям.
Однако на здоровье влияет не только он сам, но и различные иные факторы, которые ему могут быть подконтрольны, а могут быть и нет. Среди таких факторов следует отметить наследственность (генетическую информацию, переданную от родителей), окружающую природу, техногенную среду, социальную общность, образ жизни самого человека и работу органов здравоохранения. От всех этих показателей в целом в той или иной мере зависит здоровье человека. Для него эти показатели делятся на две большие категории: активные и пассивные. Активными показателями человек может управлять сам и сам может улучшать их влияние на свой организм, а пассивные факторы он может лишь ограничивать, но полностью устранить никак не получится.
Основные составляющие здорового образа жизни разрабатывались учеными-валеологами достаточно давно. По правде говоря, на сегодня пока нет однозначной трактовки понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», а вот интерпретаций существует достаточно много. Несмотря на эти разногласия, все же удалось разработать компоненты, которые безо всяких сомнений можно отнести к ЗОЖ, ведь основная цель (к ней стремились все исследователи) - это обеспечение различных сторон жизнедеятельности человека, при которых он будет как можно дольше и как можно качественнее выполнять свои социальные функции. А возможным это становится лишь при условии, что организм его будет здоров.
Здоровый образ жизни и его составляющие:
Вышеназванные компоненты редко, когда полностью входят в жизнь современного человека. Здоровый образ жизни и его составляющие с начала прошлого века вообще не воспринимались правильно, считались своеобразным ограничением. Лишь со времени заложения основ советского здравоохранения появился санпросвет, началась активная пропаганда физической культуры и спорта, здорового питания, повсюду строились клубы, спортивные площадки.
По уставу
Всемирной организации
Здоровый
образ жизни и его составляющие
были собраны в таблицу, результаты
которой составляют значительный интерес.
Итак, было выяснено, что приблизительно
в двадцати процентах случаев
на здоровье человека влияет генетическая
составляющая, двадцать пять процентов
– внешняя среда, пять процентов
– работа органов здравоохранения,
а вот около шестидесяти
Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.
Совсем недавно
миллионы людей ходили на
В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно.
Отрицательное
влияние гиподинамии
Важнейшей специфической
Кроме выполнения этой
К ним следует отнести:
образовательные функции,
прикладные функции, имеющие
спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
реактивные и оздоровительно-
Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.
Информация о работе Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности