Образование, культура, сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:33, контрольная работа

Описание

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа образование и культура.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Идеальное и  материальное не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического  развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материальной системы.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно  абсолютно противопоставить материи  только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью сознания является его идеальность, которая  выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Самые первые представления  о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления  о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие, что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя  независимы друг от друга.

Материализм - материя  первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его  возникновения, сознание - производное  от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в определенные периоды времени. Причем мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Сознание - это  высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно  абсолютно противопоставить материи  только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами  противопоставление относительно, ибо  сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движения материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существует и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и  связь - Психологические явления  и мозг тесно вязаны как свойство и материальный субстрат, которой  это свойство принадлежит и без  которого оно не существует. С другой стороны, возникающие в сознании психологические образы сходны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

Сущностью сознания является его идеальность, которая  выражается в том, что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное выступает  как момент практического отношения  человека к миру, отношения, опосредованного  формами, созданными предшествующим поколениями - прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению  к сознанию в целом: оно характеризует  сущность сознания в отношении к  материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и  материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.

Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического  развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованные материи систем.

Материи присуще  свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это  изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки, следы...

Как свойство живых  организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения  после раздражимости связан с  возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики.

Психика - это  способность живых существ создавать  чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Под психикой человека понимается вся совокупность явлений  и состояний его внутреннего  мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные, и бессознательные процессы.

3.2.Структура  сознания 

Сознание структурно организованно, представляет систему  элементов, находящихся между собой  в закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание  вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями. Познание вещей  имеет разные уровни проникновения  и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д., осознание мира, а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Именно благодаря  сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое.

3.3.Бессознательное  как психический феномен 

Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин “Бессознательное” используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим её как низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший его с деятельностью нервной системы.

В начале 19-го века началось собственно психологическое  изучение Бессознательного. Динамическую характеристику последнего ввел Гербарт (1824), согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (гипноз). Исследования французской психологической школы позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность, не осознаваемую пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества.

Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в  Бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В следствии этого в бессознательном отсутствуют произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов. Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к противоречиям и вневременной характер бессознательного – прошлое, настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимости последовательности. Бессознательное находит свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не осознаются личностью.

В целом в  психологии выделяются 4 класса проявлений Бессознательности:

Надиндивидуальные подсознательные явления – усвоенные  субъектом как членом той или  иной социальной группы образцы типичного  для данной общности поведения, влияние  которых на его деятельность актуально  не осознается субъектом и не контролируется (подражание).

Неосознаваемые  побудители деятельности – мотивы и смысловые установки личности. По Фрейду – это “динамическое  вытесненное бессознательное”, охватывающее нереализованные влечения, которые  из-за их конфликта с социальными  нормами изгоняются из сознания и образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях). Важное значение имеют такие феномены бессознательного в межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека собственными свойствами) и т.д.

Не осознаваемые операционные установки и стереотипы автоматизированного поведения. Они  возникают в процессе решения различных задач и опираются на прошлый опыт.

Неосознаваемое  субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия  на таких раздражителей, о которых  он не мог дать отчета.

3.4.Экзистенциальность человека и его проблемы в современной культуре

Экзистенция - одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ бытия человеческой личности. Экзистенция представляет собой центральное ядро человеческого  “Я”, благодаря которомуму это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, то есть нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность. Экзистенция – это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно экзистенсистам, нечто определенное заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”. Одно из важнейших определений экзистенции – ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретически. Единственное, что ускользает от его как практического, так и теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, таким образом, не подвласно ему, - его экзистенция.

Учение об экзистенции  направлено как против рационалистического  понимания человека, усматривающего сущность последнего в разуме, так  и против марксистского понимания  этой сущности как совокупности общественных отношений.

В обыденной  жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для этого  необходимо чтобы он оказался в пограничной  ситуации, то есть перед лицом смерти. Человек внезапно "становится самим  собой", но то, что он узнает о себе, не пригодится другому. В результате перехода через "пограничную ситуацию" человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как “экзистенциальный” страх. Человек шифрует (символизирует) свои представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров: свободы, смерти, крушений в жизни и др.

Информация о работе Образование, культура, сознание