Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:33, контрольная работа
Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому.
Человек, в жизни которого нет пограничных ситуаций - это человек, погрязший в "обычном", "привычном", не желающий ничего менять в себе. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает свободу. Согласно экзистенции, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного человека. У экзистенции – опора на интуитивное познание мира.
Различие общества и культуры выявляет её определения как совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры - мир материальных и идеальных духовных ценностей, т.е. мир объектом материальных и идеальных взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка культуры как системы ценностей ограничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять её с обществом. При таком подходе культура выступает как определённый аспект общества, тем самым проясняется её социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества.
Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой, усвоенной им культуры, он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в неё нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них разобраться надо хотя бы в общем виде проанализировать проблему развития культуры.
Далеко выходят
за рамки отдельных социальных систем
и приобретают глобальный общецивилизационный
характер демографические и
3.5.Общественное сознание, его структура и пути формирования
Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное сознание порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него, словно второй фундамент. Закономерности развития общественного сознания - вторичность и его относительная самостоятельность. Общественное сознание формируется с учетом вида материального производства. Материальное производство - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мировой истории. Значение материального производства не только в том, что оно необходимое условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производств материальных благ в каждую эпоху, обусловленную социальными, политическими, духовными процессами жизни. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности.
Классификация методов:
Наука (познавательные и практические функции), моральное сознание - основа формирования нравственности личности, отношения человека к другим людям. По этому признаку все формы общественного сознания делятся на две группы: связь регулируемых человеческих отношений: Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших социальных групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).
Наука, искусство, философия - формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности. Плюс религия - промежуточное положение. Анализ форм общественного сознания и разработка критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе раскрыты основные категории, которые неразрывно свзаны. Потребности человека весьма разнообразны. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которыми подчинен окружающий мир. Поучая образование и применяя свои знания на практике, человек все время обогащается новыми знаниями и умениями. Культура же неотъемлемая часть человеческой жизни.
Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования, имея высокую культуру.