Образование, культура, сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:33, контрольная работа

Описание

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа образование и культура.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

Человек, в жизни  которого нет пограничных ситуаций - это человек, погрязший в "обычном", "привычном", не желающий ничего менять в себе. Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает свободу. Согласно экзистенции, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного человека. У экзистенции – опора на интуитивное познание мира.

Различие общества и культуры выявляет её определения  как совокупность созданных человеком  ценностей. Мир культуры - мир материальных и идеальных духовных ценностей, т.е. мир объектом материальных и идеальных взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка культуры как системы ценностей ограничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять её с обществом. При таком подходе культура выступает как определённый аспект общества, тем самым проясняется её социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества.

Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими  обстоятельствами. И лишь на основе этой, усвоенной им культуры, он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в неё нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них разобраться надо хотя бы в общем виде проанализировать проблему развития культуры.

Далеко выходят  за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный  характер демографические и энергетические проблемы, задача обеспечением продовольствием населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия мировых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации. земной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.

3.5.Общественное  сознание, его структура и пути  формирования 

Общественное  сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное сознание порождается общественным бытием, но может обратно влиять на него, словно второй фундамент. Закономерности развития общественного сознания - вторичность и его относительная самостоятельность. Общественное сознание формируется с учетом вида материального производства. Материальное производство - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мировой истории. Значение материального производства не только в том, что оно необходимое условие существования общества и человека, но и в том, что весь строй жизнедеятельности людей зависит от способа производств материальных благ в каждую эпоху, обусловленную социальными, политическими, духовными процессами жизни. Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности.

Классификация методов:

  • по предмету отражения: политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, к проблеме власти.
  • по формам отражения: наука отрицает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.
  • по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.
  • по выполнению ими социальных функций. Различие функций, прежде всего, выявляет своеобразие каждой формы общественного сознания.

Наука (познавательные и практические функции), моральное сознание - основа формирования нравственности личности, отношения человека к другим людям. По этому признаку все формы общественного сознания делятся на две группы: связь регулируемых человеческих отношений: Политическое - совокупность политических доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших социальных групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством. Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

Наука, искусство, философия - формы духовного и  духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности. Плюс религия - промежуточное положение. Анализ форм общественного сознания и разработка критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе раскрыты основные категории, которые  неразрывно свзаны. Потребности человека весьма разнообразны. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которыми подчинен окружающий мир. Поучая образование и применяя свои знания на практике, человек все время обогащается новыми знаниями и умениями. Культура же неотъемлемая часть человеческой жизни.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования, имея высокую культуру.

Информация о работе Образование, культура, сознание