Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:55, реферат
Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании»
Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения»
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
Факультет социальных технологий
3 курс очного отделения
Группа ФСТ-35
Реферат на тему:
«Общие функции физической культуры»
Выполнила: студентка
Пацук Е.И.
Москва 2011
Введение
Физическая
культура является, по своей сущности
социальным явлением. Как многогранное
общественное явление, она связана
со многими сторонами социальной
действительности, всё шире и глубже
внедряется в общую структуру
образа жизни людей. «Социальная
природа физической культуры, как
одной из областей социально необходимой
деятельности общества, определяется
непосредственными и
Воздействуя
на физическую природу человека, физическая
культура содействует развитию его
жизненных сил и общей
Функции физической культуры
Под функцией физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни. Принято различать общекультурные и специфические функции физической культуры.
Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры в обществе, в принципе, все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются, так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся, в частности. Эстетические, нормативные и информационные функции.
Эстетические
функции физической культуры непосредственно
связаны с её свойствами, позволяющими
удовлетворять потребности
Нормативные
функции физической культуры состоят
в том, что в её содержании в
связи с практикой
Говоря об информационных функциях физической культуры, имеют в виду её немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.
Духовные
и материальные ценности, создаваемые
в области физической культуры, являются
носителями существенной информации,
прежде всего, о достижениях человека
в совершенствовании своих
В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые физической культурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством использования её в собственно воспитательных целях, зависит не только и не столько от её специфических свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.
К общекультурным относятся следующие функции:
Функция духовного воспитания;
Экономическая функция;
Функция досуга;
Познавательная функция.
Функция духовного воспитания.
Поскольку человек един во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечнососудистую и нервно-мышечную системы, но и всю духовную сферу: мышление, восприятие, память, внимание, поведение, мораль и др.
Для того,
чтобы научиться выполнять
Секретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т.д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные, систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию умственных и творческих способностей человека. Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности, несомненно, более совершенны, чем у не занимающихся.
При этом сама двигательная деятельность первых более экономична, красива и результативна. Если говорить о влиянии физической культуры на поведение человека и его мораль, то следует иметь ввиду, что реальные воспитательные возможности физической культуры
зависят не столько от ее специфических функций, сколько от
принятых в обществе моральных установок. Так, с помощью
физической культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и хамство.
Экономическая функция.
С одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства, требует для своего развития финансовых затрат, с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений. Экономическая ценность физической культуры видна на следующих примерах:
− производительность труда у людей систематически занимающихся физическими упражнениями выше на 3-5%;
− потери рабочего времени по причине простудных заболеваний, бытового и производственного травматизма у них снижены в 2-3 раза;
− занятость работников на предприятиях выпускающих продукцию для нужд физической культуры и спорта положительно отражается на экономике и производстве»;
− -оказание платных услуг: предоставление в аренду спортивных сооружений и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на посещение катков, кортов,
бассейнов, тренажерных залов и т.п.;
− продажа
билетов на зрелищные физкультурно-
− трансляция матчей, соревнований и др.;
− размещение рекламы.
Функция досуга.
Как известно,
досуг- это свободное от основной работы
время, используемое человеком для
своего духовного и физического развития,
для самообразования, общественной деятельности и т.д. Люди
по-разному относятся к физической культуре.
У одних она становится обязательным компонентом
их образа жизни, другие используют
ее эпизодически, а в жизни третьих она
практически отсутствует (они никогда
не находят свободного времени для занятий,
В настоящее время в сфере досуга физическая культура
Используется в двух направлениях:
− активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддерживать уровень физического состояния, развлекаться, общаться и т.д.
−опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.
Познавательная функция.
В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные возможности.
Кроме того, физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу человеческие возможности ранее ему
неизвестные. Об этом можно судить по динамике мировых
рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной
моделью для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.
Заключение
1.
Физическая культура возникла
как социальное по своей
Физическая
культура как социальное явление - это
составная часть
2.
Физическая культура как род
деятельности имеет своей
3. Функции физической культуры.
Выделяют специфические и общекультурные функции физической культуры.
К общекультурным функциям относятся:
- Эстетические
- Нормативные
- Информативные
Специфические функции физической культуры - это лишь те функции, которые свойственны в полной мере только ей как стороне культуры.
Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процессе социализации личности и социальной интеграции.
В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.