Общие функции физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:55, реферат

Описание

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании»
Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения»

Работа состоит из  1 файл

физра.docx

— 35.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ.

 

Факультет социальных технологий

3 курс очного  отделения

Группа ФСТ-35

 

 

Реферат на тему:

«Общие функции физической культуры»

 

 

       

    Выполнила: студентка

Пацук Е.И.

 

 

 

Москва 2011

Введение

Физическая  культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана  со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру  образа жизни людей. «Социальная  природа физической культуры, как  одной из областей социально необходимой  деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными  потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию  её в качестве одного из важнейших  средств воспитания и заинтересованностью  самих трудящихся в собственном  совершенствовании»

Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его  жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника  творческих сил, бодрого, жизнерадостного  ощущения» 

Функции физической культуры

 

Под функцией физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека,  так и на другие сферы общественной жизни.  Принято различать общекультурные и специфические функции физической культуры.

Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры в обществе, в принципе, все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются, так или  иначе и в области физической культуры. К ним относятся, в частности. Эстетические, нормативные и информационные функции.

Эстетические  функции физической культуры непосредственно  связаны с её свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей  в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

Нормативные функции физической культуры состоят  в том, что в её содержании в  связи с практикой использования  её в обществе вырабатываются определенные нормы, которые имеют регламентирующее значение и оценочное значение, –  нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила формирования физических нагрузок и т.п. Такого рода нормы являются как бы эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие, а вместе с тем и ориентирами на пути дальнейшего совершенствования. Получая широкое распространение и общее признание, они оказывают существенное влияние на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают её использование в интересах общества и личности.

Говоря  об информационных функциях физической культуры, имеют в виду её немаловажную роль в накоплении, распространении  и передаче от поколения к поколению  ценных сведений о человеке, человеческих возможностях, средствах и путях  их увеличения.

Духовные  и материальные ценности, создаваемые  в области физической культуры, являются носителями существенной информации, прежде всего, о достижениях человека в совершенствовании своих собственных  природных качеств. Но не только это, в непосредственной связи с физической культурой создаются эстетические и другие духовные ценности, развиваются  различные отрасли знания, воплощающие  важную научную информацию.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено  прежде всего воспитательным целям. Оценивая возможности, предоставляемые  физической культурой, в этом отношении, надо как подчеркивалось, учитывать, что конкретный эффект, достигаемый  посредством использования её в  собственно воспитательных целях, зависит  не только и не столько от её специфических  свойств, сколько от социальной направленности всей системы воспитания.

К общекультурным относятся следующие  функции:

Функция духовного воспитания;

Экономическая функция;

Функция досуга;

Познавательная функция.

Функция духовного воспитания.               

 Поскольку  человек един во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечнососудистую и нервно-мышечную системы, но и всю духовную сферу: мышление, восприятие,  память, внимание, поведение, мораль и др.

Для того, чтобы научиться выполнять какое-либо физическое  упражнение,         развить физические качества,            овладеть

Секретами мастерства в избранном виде спорта,  нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость,   нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т.д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные, систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию умственных и творческих способностей человека. Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности,  несомненно,  более совершенны,  чем у не занимающихся.

При этом сама двигательная деятельность первых более экономична, красива и результативна. Если  говорить о влиянии физической  культуры на поведение человека и  его мораль, то следует иметь ввиду, что реальные воспитательные возможности физической культуры

зависят не столько от ее специфических функций, сколько от

принятых в обществе моральных установок. Так,  с помощью

физической  культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности:  эгоизм и коллективизм,  чувство сострадания и жестокость, порядочность и хамство.

Экономическая функция.         

 С  одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства,  требует для своего развития финансовых затрат,  с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений. Экономическая ценность физической культуры видна на следующих примерах:

− производительность труда у людей систематически занимающихся физическими упражнениями выше на 3-5%;

− потери рабочего времени по причине простудных заболеваний,    бытового и производственного травматизма у них снижены в 2-3 раза;

− занятость работников на предприятиях выпускающих продукцию для нужд физической культуры и спорта положительно отражается на экономике и производстве»;

− -оказание платных услуг:  предоставление в аренду спортивных сооружений и инвентаря; продажа населению абонементов и разовых билетов на посещение катков,  кортов,

бассейнов, тренажерных залов и т.п.;

− продажа  билетов на зрелищные физкультурно-спортивные мероприятия;

− трансляция матчей, соревнований и др.;

− размещение рекламы.

Функция досуга. 

Как известно,  досуг- это свободное от основной работы время,  используемое человеком для своего духовного и физического развития, для самообразования, общественной деятельности и т.д. Люди по-разному относятся к физической культуре. У одних она становится обязательным компонентом их образа жизни,  другие используют ее эпизодически, а в жизни третьих она практически отсутствует (они никогда не находят свободного времени для занятий,                        ошибочно считая их бесполезной тратой времени).

       В настоящее время в сфере досуга физическая культура

Используется в двух направлениях:

− активные занятия физкультурой и спортом,  позволяющие  удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и   потребности людей.  Например,  развивать физические качества,    компенсировать дефицит физических нагрузок, поддерживать уровень физического состояния, развлекаться, общаться и т.д.

−опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации,  а именно  чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени.

       Познавательная  функция.          

В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя,  свои физические и волевые качества,              двигательные возможности.

Кроме того,  физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу человеческие возможности ранее ему

неизвестные.  Об этом можно судить по динамике мировых

рекордов.  Спорт высших достижений является своеобразной

моделью для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.

 

 

Заключение

1. Физическая культура возникла  как социальное по своей сущности  явления. Как и культура в  целом, физическая культура - продукт  социального развития.

Физическая  культура как социальное явление - это  составная часть социалистической науки, и строится на методологии  общей социологии. Суть заключается  в следующем, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура - результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни - результат целостного общественного развития.

2. Физическая культура как род  деятельности имеет своей основой  целесообразную двигательную активность  человека. Иначе говоря, она представлена  рациональными формами двигательной  деятельности (существенными моментами  которой является движения, организованные  в систему активных мышечно-двигательных  действий). Причем в физическую  культуру входят не всякие, а  лишь такие формы рациональной  деятельности, которые позволяют  в принципе наилучшим образом  сформировать нужные в жизни  двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие  жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья  и работоспособности.

3. Функции физической культуры.

Выделяют  специфические и общекультурные функции физической культуры.

К общекультурным функциям относятся:

- Эстетические

- Нормативные

- Информативные

Специфические функции физической культуры - это  лишь те функции, которые свойственны  в полной мере только ей как стороне  культуры.

Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место  в сфере непосредственных межчеловеческих  контактов. Это тесно взаимосвязано  с ролью физической культуры в  общем процессе социализации личности и социальной интеграции.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено  прежде всего воспитательным целям.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общие функции физической культуры