Олимпийские игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:15, реферат

Описание

История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элиде.

Работа состоит из  1 файл

реферат по физре.docx

— 62.46 Кб (Скачать документ)

Эллины запрещали своим  женщинам не только участвовать в  атлетических состязаниях, но даже появляться в пределах Олимпии на все время  Игр (кроме, разумеется, главной жрицы  храма Геры, которая присутствовала на Играх). Долгое время ничего не менялось в отношении женщин. Но иногда им удавалось становиться олимпиониками. Первая была Киниска, любимая дочь царя Лакедемона Архидама (7 век до н.э.)  Она с детства увлекалась конными ристаниями, мечтала принять участие в Олимпии. Любящий отец, используя влияние Спарты на Элиду, каким-то образом преодолел существующий запрет. В результате дочь царя не только участвовала в олимпийском забеге колесниц, но и к великому посрамлению мужчин стала первой женщиной - олимпиоником.

 

Правило №5

« Атлеты обязаны  состязаться в обнаженном виде»

Пошло это вот откуда: В 720 году до н.э. некий Орсипп, участвующий в «коротком беге» распустил свою набедренную повязку. Он не остановился, чтобы попытаться вновь «облачиться», и, более того, опередил соперников. После совещания с главным агонофетом Орсиппа все же признали победителем, вручили почетный венок, объявили олимпиоником.

В тот же день случилось  еще одно такое же событие: другой атлет Акант, принявший участие  в забеге на длинной дорожке, неожиданно сбросил на полпути свою набедренную  повязку – по всей видимости, теперь уже намеренно, и дальше побежал  обнаженный. Аканту казалось, что ему  помогает в тот момент сам бог  Ветер, настолько быстро он побежал. Он опередил всех, кто раньше успел  вырваться вперед, и тоже, как  и Орсипп, получил звание олимпионика. С тех пор в состязаниях мужчин нагота участников стала общепринятой нормой!

 

 

Правило№6

«Запрещалось  убивать противника намерено или  наносить ему увечные удары, когда  в этом нет необходимости, - такое  запрещается под угрозой больших  штрафов или даже лишения почетного  титула олимпионика».

В Олимпии иногда случалось, что в состязательном азарте один участник нечаянно убивал соперника. В  обычной жизни в убийстве гражданина неотвратимо ожидал смертный приговор или, в лучшем случае, изгнание из страны навечно. Олимпийский же кодекс давал  возможность атлету искупить вину в  непредумышленном убийстве, а для  этого следовало совершить специальное  очистительное жертвоприношение.

 

Правило№7

«Запрещалось  предлагать противнику деньги за поражение  или послабления в состязании, а так же подкупать или даже пытаться подкупать судей»

Впервые случай подкупа соперников обнаружился во время 98-й Олимпиады. Тогда в таком неблагоприятном  поступке уличили кулачного бойца  Эвпола из Фессалии. После на 112-й Олимпиаде в подобном грехе уличили Каллиппа их Афин. Так же на 178-й Олимпиаде Эвдел взял деньги с Филострата с Родоса. За это накладывались крупные штрафы и изготавливались статуи виновников, располагали их у подножья горы Кронос в воспитательных целях.

Правило№8

«Каждый участник имеет право обратиться в Олимпийский  Сенат с протестом на любое  решение судей на свой страх и  за свои деньги».

Да, такая необходимость  была, поскольку не только атлеты на Играх попадались судьям для «разборок», но и судейство нередко отмечалось как несправедливое. До нас дошел случай с бегуном из Элиды Эвполемом. Один из его соперников Леонт, подал в Совет жалобу на двух из трех судей, заявив, что «победа досталась Эвполему нечестным приемом». В результате бурного разбирательства жалобы и споров судей с истцом, с анализом доказательств, Эвполема все-таки лишили звания олимпионика.

 

Правило№9

«Все нарушители олимпийских законов и судейских  решений строго наказываются крупными штрафами, а город делегировавший такого атлета обязан нести солидарную ответственность по выплате штрафов вместе со своим атлетом-нарушителем».

К примеру, на 74-й Олимпиаде в завершающем кулачном поединке двух бойцов – «многоборцев» встретились Феаген из Фасоса и Евфим из италийских Локр. Победил Феаген, но в панкратии бдительный судья отметил, что «Феаген проявил себя против Евфима злобно и завистливо». За это судья оштрафовал Феагена на один талант «в пользу Зевса, и еще столько же в пользу Евфима – за причинение ему вреда»! На 201-ю Олимпиаде также произошло неординарное событие, когда панкратиаст Сарапион из Александрии Египетской, ознакомившись со списком своих будущих соперников (а они были сплошь именитые), реально испугался за свою жизнь и отказался от дальнейшей борьбы! Попросту говоря, сбежал из Олимпии! Узнав о таком негероическом поступке, судьи заочно оштрафовали труса, исключив его из списков участников Игр «на вечные времена»! А что Сарапиона ожидало дома – не будем говорить!

1.3 Организация праздника

Руководство Олимпийскими играми возлагалось  на судей - элланодиков. Их избирали по жребию за год до соревнований из числа наиболее почетных граждан Элиды. На протяжении 10-ти месяцев они проходили специальную подготовку, тщательно изучая все правила, связанные с проведением Игр. Обязанности элланодиков были весьма ответственными, а права - почти неограниченными. Им подчинялись все другие организаторы Игр, их помощники. Их слово было решающим и окончательным. Они определяли порядок организации праздника, следили за подготовкой мест соревнований, отбором участников, вели запись желающих участвовать в соревнованиях и проверяли их право на это. С наступлением Игр они наблюдали за ходом соревнований, точным соблюдением правил, а провинившихся в сговоре, подкупе, нанесении умышленных увечий строго наказывали, облагая штрафом или изгоняя вовсе. Кстати, на «штрафные деньги» сооружали статуэтки богов, их называли занами. На занах высекались надписи: «не деньгами, а быстротой ног и силой добывается олимпийская слава». Элланодики присуждали награды и вручали их победителям. Должность элланодиков была почетной, они носили пурпурные одежды и занимали на стадионе специально для них отведенные места.

 

Вначале праздник проводился в течение  одного дня, но потом, по мере роста  популярности Игр, расширения программы  соревнований и увеличения числа  участников и зрителей, он вылился  в грандиозное торжество, длившееся  пять дней.

В эти дни Олимпия превращалась в крупнейший культурный, политический и экономический центр, где собирался  весь цвет греческой аристократии.

Сюда со всех концов Греции прибывали  целые делегации от полисов, чтобы  принять участие в праздничных  процессиях и насладиться перипетиями  спортивных состязаний. В числе гостей Олимпии были известные ученые, философы, политические деятели, ораторы, поэты, скульпторы. Известно, что Олимпию в дни празднеств посещали выдающиеся мыслители Аристотель, Диоген, Лукиан, Сократ и Платон, знаменитый математик Пифагор; перед многочисленной аудиторией читали отрывки из своих произведений Геродот, удостоенный почетного звания «отца истории», и Фукидид; декламировали хвалебные оды - эпиникии, созданные в честь Олимпийских игр и их победителей, поэты Пиндар, Симонид и Вакхилид. Здесь же обращался к собравшимся с патриотической речью знаменитый афинский оратор Лисий, выступали видные политики Демосфен и Перикл. На празднике состязались в мастерстве исполнения музыканты, певцы, поэты и чтецы.

В Олимпии заключались важные политические договоры, торговые сделки, устраивались национальные ярмарки.

В период наивысшего расцвета Игр  не было ни одного случая отмены или  переноса сроков праздника. Олимпийские  игры не были отменены даже тогда, когда  над Грецией возникла угроза потери независимости, когда у границ отчизны  находился опасный враг. Так, в 480 году до н. э., когда 300 спартанцев во главе  с царем Леонидом сражались с  персами у Фермопильского ущелья, пытаясь преградить им дорогу в страну, и все, как известно, погибли в неравном бою, в Олимпии не было прекращено празднование очередных Олимпийских игр.

Весьма торжественно открывался праздник. Ранним утром, еще до восхода солнца, зрители занимали места на холме  Кронос. Под звуки фанфар через  крипту торжественно вступали на стадион  и шествовали к своему помосту  увенчанные лавровыми венками, в  праздничных одеждах элланодики. За ними, сопровождаемые глашатаями, выходили и выстраивались напротив «трибун» участники соревнований. Весь стадион замирал в молчании. Но как только небо пронзал первый луч солнца и фанфаристы громкими звуками труб оповещали собравшихся о начале новой Олимпиады, зрители вскакивали с мест и стоя славили Зевса, богов-олимпийцев, устроителей и участников празднества. Когда эмоции затихали, глашатай призывал всех к порядку и начиналась церемония представления участников состязаний. Поочередно, положив ладонь на затылок атлета, глашатай вместе с ним обходил стадион, громко объявлял его имя, имена родителей, полис, который он представляет, вид соревнований, в которых атлет собирался участвовать, и спрашивал, не известны ли присутствующим какие-либо порочащие его проступки.

После церемонии представления  участников все направлялись в Альтис, где совершали ритуал жертвоприношений, участники и судьи давали клятву строго следовать правилам соревнований. В этот же день проводилась жеребьевка, составлялись предварительные забеги, формировались пары для соревнований в единоборствах.

Во второй день проводились соревнования юношей в беге, борьбе, кулачном бое  и конных ристаниях.

В третий день проходили основные соревнования - в борьбу за первенство в отдельных видах программы вступали взрослые атлеты.

В четвертый день соревновались  пятиборцы, а на ипподроме проходили  конные соревнования. Еще устраивался бег в боевом вооружении - это был последний вид соревнований на Играх.

В пятый, последний, день состоялась процедура  торжественного награждения победителей  и закрытия праздника. Имена победителей  заносились в специальные списки, хранившиеся в гимнасии. Победителей награждали венком, свитым из ветвей священного оливкового дерева, которые срезались золотым ножом. Элланодики прямо перед храмом Зевса возлагали их на головы счастливых атлетов и вручали победную ленту.

После награждения начиналось торжественное  шествие по Альтису новых олимпиоников, возглавляемое элланодиками. Примечательно, что в этом «параде победы» гарцевали и самые быстроногие кони-победители состязаний, прославившие своих владельцев. За победителями шли празднично одетые, с драгоценными дарами богам в руках делегации из полисов. Это торжественное шествие сопровождалось ликующими возгласами гостей, пением импровизированных хоров, звуками флейт, благодарственными молитвами богам и другими праздничными поздравлениями - так Олимпия славила своих героев, так заканчивался великолепный праздник.

 

1.4. Программа соревнований, определение победителей, герои Олимпиад

Первое время в программе  Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен  диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми  лошадьми, со временем этот вид программы  расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться  гонки колесниц, запряженных парой  взрослых лошадей, молодыми лошадьми или  мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились  верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться  скачки на жеребятах) и панкратион –  единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя  с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

О популярности бега свидетельствует  то, что победитель в стадиодроме объявлялся главным олимпиоником. Его именем называли Олимпиаду, а сам он получал право зажечь священный огонь на алтаре Зевса.

При стадиодроме устраивали четыре забега, и по четыре лучших участника в каждом выходили в финал, окончательно определявший победителя. В остальных беговых состязаниях предварительные забеги не проводились. Были среди участников атлеты, стартовавшие в нескольких разных видах бега. В случае победы в трех видах (чаще всего стадиодром, диаул и гоплитодром) они получали почетное звание «триастес» -- трехкратный победитель.

Техника бега на короткие и длинные дистанции различалась. Для «спринтеров» характерен был больший наклон туловища, широкий маховый беговой шаг, размашистые движения руками. У «стайеров» движения были более экономные, руки согнуты в локтях, корпус прямее, шаг короче.

Самым лучшим бегуном на первых Олимпийских играх в 776 г. до н. э. был повар из Элиды Корэб. Он, выиграв состязание в стадиодроме, стал самым первым олимпиоником. Первым олимпийским чемпионом в долиходроме стал спартанец Акантос в 720 г. до н. э. на Играх 15-й Олимпиады. Прославленным бегуном был Астилос из Кротона. Он восемь раз побеждал на различных дистанциях на четырех Играх - с 488 по 476 г. до н. э. Дважды, на Играх 300 и 296 гг. до н. э., побеждал в стадиодроме однофамилец известного математика Пифагор из Магнесия. Выдающихся результатов добился Ермоген из Ксанфа, одержавший восемь побед в стадиодроме, диауле и гоплитодроме на трех Играх (81 - 89 гг.). Их смог превзойти, установив своеобразный рекорд, только Леонид с о. Родос, двенадцать раз победивший в беге на четырех Играх (196 - 152 гг. до н. э.).

Как лучший бегун на длинные дистанции  в историю вошел спартанец  Лалас, жизнь которого рано оборвалась. Добившись трудной победы в долиходроме на 85-х Играх (440 г. до н. э.), Лалас пал замертво от перенапряжения. В память о нем скульптор Мирон создал одно из лучших своих творений - бронзовую скульптуру «Победитель».

Бег являлся не только самостоятельной  частью олимпийской программы. Он также  входил в состав пентатлона, включенного  в программу с 18-х Олимпийских  игр (708 г. до н. э.). Кроме стадиодрома, с которого начинались соревнования пятиборцев, в пентатлон входили, напомним, прыжок в длину, метание диска и копья и завершающий вид пентатлона - борьба.

Информация о работе Олимпийские игры