Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 02:15, реферат
История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элиде.
Древние греки высоко ценили победу в пентатлоне, так как этот вид состязаний позволял атлетам в полной мере проявить разностороннюю физическую подготовленность, столь ценную для воина.
Победитель в пентатлоне определялся по системе, которую теперь называют олимпийской - побежденные выбывают из дальнейшей борьбы. Выиграть все виды пентатлона было весьма сложно. Поэтому по установившимся правилам для победы требовалось выиграть три вида из пяти, но обязательно последний вид - борьбу. Если это не удавалось ни одному участнику, победа присуждалась тому, кто успешнее всех выступал во всех видах пятиборья.
Первым победителем в
После стадиодрома вторым упражнением пентатлона были прыжки в длину. В палестрике применялись различные виды прыжков, но соревнования проводились только по прыжкам в длину с тяжелыми гантелями в руках. Гантели высекались из камня или были металлическими и имели вес от 1,5 до 4,5 кг. При начале прыжка после небольшого разбега или прямо с места атлеты выбрасывали руки с гантелями вперед, чтобы усилить эффект отталкивания. При приземлении в яму с песком резко, рывком переводили руки назад и выбрасывали гантели, чтобы устоять на месте. Место толчка и приземления отмечалось чертой. Соревнования прыгунов сопровождались игрой на флейте.
Третьим видом пентатлона было метание диска. Оно относилось к одному из самых любимых упражнений древних греков. Первые диски делались из камня - тонкой пластины с закругленными краями. Позже появились бронзовые диски. Если судить по хранящимся в музеях экземплярам, вес дисков колебался от 1,35 до 4,75 кг, а размер - от 17 до 21 см в диаметре.
Диск метали с небольшого возвышения - «подестбальбис». Приемы метания значительно отличались от современных. Древний дискобол перед началом броска совершал поворот вокруг оси, перекладывая при этом диск из левой руки в правую, затем делал рукой с диском несколько взмахов, наклоняя туловище вправо и опираясь левой рукой в правое колено, и, наконец, выбрасывал диск снизу вверх и вперед. При таком способе метания полет диска происходил ребром к земле. Стартовое положение замечательно отразил в знаменитой скульптуре «Дискобол» древнегреческий скульптор Мирон.
Метание копья, входившее в пентатлон,
имело сугубо прикладное значение.
Разница была в том, что в военных
действиях греки применяли
По одним данным, метание производилось в цель - деревянный столб или щит, или просто начертанный на земле круг. По другим данным, наоборот, метали на дальность. Перерывов не проводилось, борьба заканчивалась победой одного из участников.
При метании копья атлеты применяли кожаный ремешок, которым обматывали древко копья в месте хвата. Конец ремешка с петлей находился в руке метателя. Это приспособление позволяло при броске придавать копью вращательное движение, что по мнению греков обеспечивало ему устойчивость в полете. Сведений о дальности полета копья не сохранилось.
Почетное место в олимпийских
состязаниях отводилось борьбе. С 18-х
Игр (708 г. до н. э.) борьба была включена
в программу и как
В то время у борцов не существовало весовых категорий. Продолжалась схватка до тех пор, пока один из борцов не бросал другого трижды на землю. Падение одновременно обоих борцов не засчитывалось. Если «чистой» победы добиться не удавалось, поединок продолжался до полного изнеможения и отказа одного из атлетов от борьбы поднятием руки.
С 23-й Олимпиады (688 г. до н. э.) в олимпийской программе появился кулачный бой. Кулачные бойцы тоже бились без учета времени до тех пор, пока один из них не признавал себя побежденным. Нередко схватка длилась несколько часов, так как признаваться в поражении считалось позорным.
Сначала бойцы вели бой голыми руками, но затем перед схваткой стали бинтовать кисти рук мягкими кожаными ремнями, чтобы защитить их от повреждения и одновременно увеличить силу удара. Со временем на ремнях появились кольца из твердой кожи и даже металлические бляхи. Соревнования проводились не на стадионе, а в Альтисе, около алтаря Зевса.
С 33-й Олимпиады (648 г. до н. э.) в программе появился еще один вид соревнований - панкратион, представлявший единоборство, соединившее элементы кулачного боя и борьбы. Это был один из наиболее жестоких, безжалостных видов греческих боевых искусств.
Соревнования начинались кулачным боем, только руки у бойцов оставались свободными, без ремней. Это понятно, так как возник панкратион в условиях боя, когда противники бросали оружие и переходили к рукопашной схватке.
Стоя твердо на расставленных ногах, с туловищем, слегка отклоненным назад, бойцы начинали наносить друг другу изматывающие удары руками, применяли при этом приемы самозащиты, увертывания и обманные движения. В случае падения одного из соперников на землю схватка продолжалась в виде борьбы в партере.
Разрешалось применять различные захваты, броски, удары ногами и даже болевые приемы. Запрещалось только царапаться и кусаться, а также наносить увечья ударами пальцев в глаза, рот и нос. Борьба продолжалась до тех пор, пока один из атлетов не признавал себя побежденным. Среди панкратионистов и кулачных бойцов на соревнованиях не было спартанцев, для которых признавать свое поражение считалось недопустимым.
Греки считали панкратион самым красивым и мужественным видом поединка, требующим от атлета, по словам Пиндара, «силы льва и хитрости лисицы».
Рассмотренные виды соревнований составляли основу программы Олимпийских игр. В каждом виде состязаний, включая пентатлон, победителем становился один атлет. Мы знаем, что наградой победителю служил оливковый венок. Никаких золотых медалей, драгоценных подарков или денежных наград. Скромно? Но венок был не просто почетной наградой, по убеждениям древних греков в нем содержалась волшебная сила, ибо он обеспечивал победителю покровительство Зевса.
1.5. Олимпионики.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Глава II. Закат Олимпиады.
Олимпийские игры Древней
Греции проводились без перерыва
1160 лет. 290 раз собирались жители Эллады
на свои олимпийские праздники. Последний
раз это было в 393 г. уже нашей эры. А через
год, в 394 г., в связи со все большим распространением
христианства римский император Феодосий
I запретил олимпийские праздники. Еще
через 32 года Феодосий II издал декрет о
разрушении всех языческих храмов, и олимпийское
святилище перестало существовать. Да
и христиан после слов апостола Павла:
«Упражняй себя в благочестии,
ибо телесное упражнение мало полезно,
а благочестие на всё полезно, имея обетования
жизни настоящей и будущей. Слово сие верно
и всякого принятия достойно.» -
мало интересовало физическое воспитание.
То, что не успели разбить и растащить
легионеры, со временем уничтожили землетрясения
и наводнения. Более чем двенадцать столетий
Олимпия как бы исчезла с лица земли.
ГЛАВА III. Возрождение Олимпийских игр
3.1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения
Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевшие место в ХVI-ХIХ в.в. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.
Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки.
Во-первых, первые Олимпийские
игры, за исключением средневековья,
никогда не забывались. О них помнили.
Интерес к ним особенно возрос
после опубликования книги
Во-вторых, в этот период
времени в разных странах уже
складывались свои системы физического
воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит,
А.Шписс,
Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд,
Г.Спенсер), французская (Ж.-
.Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская
(П.Х.Линг, Я.Линг), чешская
(М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев,
П.Ф.Лесгафт).
В-третьих, в 1960-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
- 1863 г. в Англии, создается
первое национальное
- в 1864 г. состоялась
встреча студенческих команд
Кэмбриджского и
Оксфордского университетов по легкой
атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов,
200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки
в длину и высоту;
- в 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики;
- в 1888 г. в Америке
создается любительский
В-четвертых, с выходом
спорта на международную арену возникла
необходимость проведения крупных
комплексных соревнований. Появились
предложения о включении
3.2. Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр
Пьер де Кубертен родился
1 января 1863 года в Париже в семье
живописца из древнего рода Фреда
де Кубертена. В детстве он любил
ездить верхом, заниматься фехтованием,
греблей. В 12-летнем возрасте ему попалась
книга "Школьные года Тома Брауна",
переведенная с английского языка. Она
и зародила в нем интерес к физическому
воспитанию. Будучи ребенком, он вместе
с родителями побывал в Италии, Германии,
Австрии и Швейцарии. Юношей он несколько
раз посещал Англию. Огромное влияние
на него оказывала философия Томаса Арнольда,
одного из пропагандистов английской
школы физического воспитания с 1828 по
1842 г.г. Закончив лицей в Париже, он поступил
в Парижский университет и после его окончания
стал бакалавром искусства, науки и права.
Затем он продолжил свое образование в
Свободной школе политических наук в Париже,
где близко познакомился с французской
философией, историей английского образования.
Большое влияние на него оказал отец Карон,
профессор гуманистических наук и риторики,
который преподавал ему греческий язык,
историю римской империи и много рассказывал
о древних Олимпийских играх. Несомненно,
политические события, происходившие
в Европе, и в первую очередь поражение
Франции в войне с
Пруссией, оказали огромное влияние на
его воспитание и взгляды.