Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание

Актуальность данной работы определяется тем, что общая физическая подготовка практически во всех видах спорта играет определяющую роль. Кроме того, именно развитие общей физической подготовленности человека способствует развитию и популяризации спорта в целом.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе.

Содержание

Введение 3
1. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении 5
2. Цели и задачи физического воспитания. 8
3. Методы физического воспитания. 12
3.1. Методы регламентированного упражнения. 12
3.2. Игровой метод. 13
3.3. Соревновательный метод. 15
3.4. Использование словесных и сенсорных методов. 18
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ4.docx

— 41.26 Кб (Скачать документ)

Словесные отчеты и взаиморазъяснения – устная информация, которую дают занимающиеся по требованию преподавателя или по собственной инициативе, стараясь по возможности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для преподавателя это один из основных источников информации об эффективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубления восприятий, представлений и понятий, складывающихся в процессе физического воспитания, а также как один из способов самооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие основанные на внутренней речи методы самообучения  и самовоспитания. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных сторон их. Метод самоприказов также основан на использовании связей между словом и движением, но внутренняя речь (в форме произносимых про себя отдельных фраз и слов-приказов) непосредственно включена в процесс выполнения двигательных действий как фактор самоуправления этим процессом.

Сенсорные методы основаны на наглядности. Наглядность в физическом воспитании понимается широко: как  опора на свидетельства всех органов  чувств, благодаря которым достигается  контакт с действительностью (использование  зрительных, двигательных, зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий). Обеспечивая наглядность в таком  широком смысле, применяют целый  комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых  упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т.д. эти  методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы.

Методы натуральной и  опосредованной демонстрации. К ним  относится прежде всего методически организованный показ самих упражнений (в целом или по элементам, замедленно или в обычном темпе).

Демонстрация наглядных  пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т.п., где воссоздаются отдельные фазы двигательных действий, те или иные характеристики движений и условий их выполнения. Это самые давние традиционные виды опосредованной демонстрации.

Предметно-модельная и  макетная демонстрация  - демонстрация, например, элементов техники физических упражнений с помощью муляжей-моделей  человеческого тела или металлических  моделей системы «тело гимнаста – снаряд».

Кино- и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит  в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе и  в замедленном темпе и вместе с тем выделять для анализа  отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная  демонстрация, т.е. воссоздание отдельных  параметров движений с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры. Так, например, для формирования представлений  о необходимой частоте движений ее воссоздают с помощью метронома  и акустической аппаратуры (акустическая демонстрация) или посредством световых электросигналов (светосигнальная демонстрация).

Методы направленного  «прочувствования» движений.  Хорошо известно, что  чрезвычайно важную роль в управлении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата. Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков. Чтобы содействовать этому, прибегают к методам «прочувствования» движений с практической апробацией их в специально созданных условиях.

Методы ориентирования. Это  введение в обстановку действия предметных или символических ориентиров (мячей  на подвесках, флажков, мишеней, щитов  с разметкой, разграничительных  линий в зале и т.д.), которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, току приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и  текущего сенсорного программирования. Это относительно новая группа методов  начала развиваться ускоренными  темпами в связи с прогрессом электроники и техники изготовления автоматических устройств, которые  могут применяться в физическом воспитании.

Есть все основания  считать, что по мере дальнейшего  внедрения в физическое воспитание идей кибернетики, бионики, теории информации в их творческом педагогическом преломлении, равно как и современных научно-технических  достижений, произойдет качественный скачок во многих разделах методики физического  воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общая физическая подготовка представляет из себя комплекс из физических упражнений, которые направлены на развитие таких качеств как выносливость, сила, гибкость, ловкость, скорость и их гармоничное сочетание. В общую физическую подготовку включены все основные виды упражнений: гимнастика, бег, плавание и т.д.

С одной стороны, общая  физическая подготовка - это не спорт, с другой стороны, без ОФП невозможно обойтись ни в одном из спортивных видов. Показательно, что внимание к  общей физической подготовке повышается с повышением сложности вида спорта.

Занятия по общей физической подготовке решают множество задач:

- ОФП укрепляет опорно-двигательный  аппарат, защищая очень уязвимый  у человека позвоночник.

- ОФП усиливает силу  мышц.

- ОФП поддерживает уровень  выносливости, который позволит  позже без проблем перейти  в другой вид спорта.

- ОФП улучшает координацию  и ловкость.

- ОФП повышает подвижность  суставов и гибкость.

Общая физическая подготовка - это ещё и ступенька ко множеству видов спорта. Нельзя заниматься плаванием или кикбоксингом, если у тебя плохо с ОФП. Но всё же главное - это поддержка на нужном уровне здоровья и физической формы, что очень важно в современном ритме жизни в городе, где не так хорошо с экологией, как хотелось бы.

 

 

Список литературы

1. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983

2. Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск, 1991

3. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М.:Высшая школа, 1989;

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543

5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

 


Информация о работе Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе