Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание

Актуальность данной работы определяется тем, что общая физическая подготовка практически во всех видах спорта играет определяющую роль. Кроме того, именно развитие общей физической подготовленности человека способствует развитию и популяризации спорта в целом.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе.

Содержание

Введение 3
1. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении 5
2. Цели и задачи физического воспитания. 8
3. Методы физического воспитания. 12
3.1. Методы регламентированного упражнения. 12
3.2. Игровой метод. 13
3.3. Соревновательный метод. 15
3.4. Использование словесных и сенсорных методов. 18
Заключение 23
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ4.docx

— 41.26 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении 5

2. Цели и задачи физического воспитания. 8

3. Методы физического воспитания. 12

3.1. Методы регламентированного упражнения. 12

3.2. Игровой метод. 13

3.3. Соревновательный  метод. 15

3.4. Использование словесных и сенсорных методов. 18

Заключение 23

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая культура и  спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить  все внутренние ресурсы организма  на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня  выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Физическое воспитание —  это педагогический процесс, который  направлен на совершенствование  форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений  связанных с ними знаний, а также  на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими  сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Физическая культура в  высшем учебном заведении  является  неотъемлемой частью формирования общей  и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы  гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является  одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий  физическими упражнениями, которая  направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном  сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид  спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, бодибилдинг, аэробика, единоборства, плавание, любые  подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного  развития только одного физического  качества за счет и в ущерб остальных.

Актуальность данной работы определяется тем, что общая физическая подготовка практически во всех видах  спорта играет определяющую роль. Кроме  того, именно развитие общей физической подготовленности человека способствует развитию и популяризации спорта в целом.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе.

Предметом исследования является структура и содержание общей физической подготовки в процессе учебной деятельности учеников и студентов.

Объект исследования - процесс  общей физической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Физическая культура  как учебная дисциплина в высшем  учебном заведении

Физическая культура как  учебный предмет имеет сложное  строение, она включает в себя воздействие  на физиологические системы организма  занимающихся, совершенствование физических и морально-волевых качеств и  психологической устойчивости, на нервно-эмоциональную  умственную сферы студентов. Является процессом планомерного, систематического воздействия на студентов под ответственным наблюдением и руководством преподавателей, которые призваны дать будущим специалистам знания и сформировать  у них глубокое понимание  социального значения физической культуры и спорта в условиях производственной деятельности и на основе сформировать физическую культуру личности.

Большие  воспитательные и образовательные возможности  физического воспитания не реализуются  сами по себе, если соответствующим  образом не организован процесс  преподавания. Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и  регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме своей жизнедеятельности.

С 1994-1995 учебного года в высших учебных заведениях была введена  новая учебная программа  по физической культуре, содержание которой отражало основные направления реформы высшего  образования в России, утверждающие принципы гуманистического характера  образования и приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека.

Для реализации этого направления  во всех высших учебных заведениях, по всем специальностям в образовательно – профессиональные программы включен цикл из десяти учебных гуманитарных и социально-экономических дисциплин в объеме 1082 часа (философия, история, иностранный язык, физическая культура, педагогика, психология и другие).

В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших  обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по физической культуре записано:

   * понимать роль  физической культуры в развитии  человека и подготовке специалиста;

   * знать основы  физической культуры и здорового  образа жизни;

   * владеть системой  практических умений и навыков,  обеспечивающих сохранение и  укрепление здоровья, развитие и  совершенствование психофизических  способностей и качеств, самоопределения  в физической культуре;

   * приобрести опыт  использования физкультурно-спортивной  деятельности для достижения  жизненных и профессиональных  целей. 

В перечне дисциплин гуманитарного цикла учебной дисциплине «Физическая культура» уделяется особое внимание, в учебном плане на нее . В целом это позволяет проводить учебные занятия со студентами не менее двух раз в неделю по два часа на четырех годах обучения. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение  воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, соответствующих требованиям Государственного стандарта.

Одной из важных социальных функций физического воспитания в процессе обучения студентов является функция, связанная с  обеспечением их учебно-трудовой активности и высокой  профессиональной работоспособности  после окончания высшего учебного заведения.

Именно на это и направлена учебная  программа, которая явилась  прогрессивным шагом в формировании всесторонне  и гармонично развитой личности выпускника  высшего учебного заведения с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации  и потребности к здоровому  и продуктивному стилю жизни,  физическому самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической подготовленности.

Отличительными особенностями  учебной программы являются ее широкая  общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий  и итоговой аттестации. Профессиональная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую роль.

Необходимость дальнейшего  развития физической культуры и спорта среди студентов обусловлена  запросами и правами личности молодых людей, возрастными и  индивидуальными особенностями  их развития, постоянно изменяющимися  условиями жизнедеятельности, «социальным  заказом» общества на подготовку высококвалифицированных  специалистов.

Хорошее психофизическое  развитие личности повышает биологические  возможности жизнедеятельности, позволяет  успешно противостоять ухудшающимся экологическим условиям,  переносить высокие психические и физические нагрузки, эффективно функционировать  в обычных и экстремальных  условиях.

Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации  по выполнению  требований профессионально-прикладной физической подготовки.

2. Цели и задачи  физического воспитания

Целью физического воспитания является оптимизация физического  развития человека, всестороннего совершенствования  свойственных каждому физических качеств  и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих  общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого  члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Для того чтобы цель сделать  реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических).

К специфическим задачам  физического воспитания относятся  две группы задач: задачи по оптимизации  физического развития человека и  образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации  физического развития человека должно обеспечить:

  • оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
  • укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
  • совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
  • многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность  их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных  условиях среды.

Здоровье населения в  стране рассматривается как самая  большая ценность, как отправное  условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических  функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая  тем самым работоспособность  людей. В обществе труд является жизненной  необходимостью человека, источником его духовного и социального  благополучия.

К специальным образовательным  задачам относят:

  • формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально  использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям  формируются двигательные умения и  навыки. К жизненно важным умениям  и навыкам относится возможность  осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании  на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных  физкультурных знаний, их систематическое  пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания.

К ним относятся знания: техники физических упражнений, ее значения и основ применения; сущности физической культуры, ее значения для  личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков, укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение  спортсмена, воспитанного тренером и  коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими  упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в  жизнь, в производственную, военную  и бытовую обстановку.

Информация о работе Организационно-педагогические условия формирования физической культуры учащихся в целостном образовательном процессе