Организация спортивно-массовой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:57, реферат

Описание

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т.п.) (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2003)

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007 (6).docx

— 33.07 Кб (Скачать документ)

Введение

На современном  этапе развития нашего общества требуется  воспитание нового человека, в котором  органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и  физическое совершенство.

В теории физического  воспитания различают общую и  специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная  физическая подготовка связана с  профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и  т.п.)  (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2003)

Главная черта, характеризующая высокий уровень  общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть  движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки  при наименьшей затрате сил.

Знание возрастного  развития основ движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками.

В настоящее  время уже накоплены объективные  данные о возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин, 1979, В.П. Богословский, 1984; В.к. Бальсевич, 1988; и др.), но еще  мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы.  

В последние  годы есть общественное мнение, что  в нашей стране требуется оценивать  работу по физической культуре в школе  не только по «кубкам», «грамотам» и  различным призам, завоеванным в  спортивных соревнованиях, а оценивать  постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание к физической подготовке учащихся средней школы привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские работники время тратят немного, имеют  подробные инструкции и указания Министерства здравоохранения поэтому поводу. Оценка же физической подготовленности школьников крайне затруднительна. Затруднительна потому, что нет опробированной методики ее определения и мало опубликованных данных для сравнения уровня подготовленности учеников ( Г.И. Кукушкин, 1962; Н.А. Лупандина, 1969; Е.И. Рябцева, 1987).

В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность.

В ряде литературных источников (Л.П. Матвеев,1967; Н.Г.Озолин, 1960; А.О. Романов, 1964; В.М. Заумерский, 1970; З.И. Кузнецова,1967 г.) физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Заслуживают внимания работы, выполненные группой специалистов под руководством Г.И.Кукушкина (1975) по исследованию состояния физической подготовленности учащихся по возрастным учебным нормам. Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия.

Спортивные  и физкультурно-массовые мероприятия в  школе

Известно, что  целостный процесс физического  воспитания школьников складывается из системы урочных и неурочных  форм занятий физическими упражнениями. Бесспорно, что урочные формы  занятий являются главенствующими, но 2–3 урока физкультуры в неделю, предусмотренные программой, компенсируют в среднем 11%, а максимально (при  высокой моторной плотности урока) – 40% необходимого суточного числа  движений.

Известно, что  потребность двигаться у школьников частично удовлетворяется самостоятельными, спонтанными движениями. Однако и  спонтанные движения в сумме с  движениями на уроках не могут полностью  удовлетворить потребность учащихся в движении. В дни, когда по расписанию проводится урок физической культуры, дефицит двигательной активности составляет в среднем 40%, а в дни, когда  уроков нет, он увеличивается до 80%. Следовательно, суточный объем активных движений должен быть не менее двух часов, а недельный – не менее 14 часов. (М.Г. Колесникова, 2006.)

Внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью физического  воспитания в школе способствует решению следующих задач:

1. Вовлечение  учащихся в активную досуговую деятельность.

2. Укрепление  здоровья и воспитание привычки  к самостоятельным занятиям физическими  упражнениями в свободное время. 

При организации  внеклассной спортивно-массовой работы администрация школы ставит своей  целью на основе интересов и склонностей  учащихся углубить их знания, расширить  и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщать их к регулярным тренировкам.

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных  мероприятий в режиме учебного и  внеурочного дня, для организации  внеклассной и спортивно-массовой работы по праву принадлежит школьному  совету коллектива физической культуры (КФК). Совет (КФК) является самостоятельной организацией, призванной развивать массовую физическую культуру, спорт, туризм, среди учащихся. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать  полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций. (Балабанова Е.В. 2007 г.)

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной  и профессиональной школе являются:

· всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

· развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного  успеха в соответствии с возрастом  и полом;

· формирование в процессе занятий моральных  и волевых качеств, привитие навыков  культурного поведения;

· совершенствование  организаторских способностей в  спортивно-массовой и оздоровительной  работе с учащимися разного возраста.

Спортивные  секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем  или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. (А. Н. Каинов, 2010.)

Наряду со спортивными  секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей  физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах  привлекаются учащиеся, которые несколько  отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной  программы.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать  полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной  формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Внутри школьные соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости  от климатических условий и прохождения  учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной  спортивно-массовой работы, но и обогащают  высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических  занятий физической культурой и  спортом во внеурочное время. Главное  в том– что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Кроме спортивно-оздоровительных  мероприятий в школе также  проводятся соревнования по отдельным  видам спорта (баскетбол, минифутбол, борьба самбо, восточные единоборства, настольный теннис). Спортивные команды школы участвуют в окружных и городских соревнованиях

В программе  дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни! '', '' А, ну-ка девушки ! '' и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках, коньках.

Для их проведения необходимы:

· разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать  в соревнованиях;

· создание торжественной  и праздничной атмосферы;

· соблюдение традиционного  ритуала открытия и закрытия соревнований;

· четкое выполнение сценария и объективное судейство;

· награждение  победителей соревнований, физкультурного актива школы;

· продолжительность  соревнований не должна превышать двух часов. (И.К. Латыпов,2010.) 

Необходимо, чтобы  все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для  всех учащихся. Для подготовки и  проведения дней здоровья директор школы  привлекает весь педагогический коллектив  школы во главе с организатором  внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет  школы, обеспечивая присутствия  родителей на спортивных праздниках по плану школы. (Балабанова Е.В. 2007 г.)

Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста 
 
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6–7 до 17– 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья Детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.  ( Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003г.) 
 
Проводя спортивно-массовые мероприятия, обязательно учитываются особенности учащихся.

Младший школьный возраст (1–IV классы)

характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить мероприятия со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе мероприятий делаются короткие перерывы для отдыха. У школьников в этом возрасте предметно-образное мышление. Исходя из этого, организуются конкурсы, эстафеты, праздники на основе сюжетов сказок. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна, в проводимые мероприятия включаются действия, требующие проявления точности движений, чувства времени и пространства. 

Слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускают использование  упражнений с активными единоборствами, с переноской и передачей друг другу тяжелых предметов. Вместе с тем не противопоказаны кратковременные  силовые напряжения (перетягивание каната).

Средний школьный возраст (V–VI классы)

характеризуется растущей устойчивостью организма  по отношению к проявлению физических усилий. Повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие  затраты сил, что позволяет ребятам  участвовать в мероприятиях с  большой интенсивностью и относительной  длительностью двигательных действий. В этом возрасте крепнет костно-связочный  аппарат, продолжает развиваться мышечная система, формируется и укрепляется  волевая сфера, ярче проявляются  такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива. Вместе с тем дети не всегда правильно  разбираются, в каком соотношении  находятся самостоятельность и  дисциплинированность, активность и  выдержка, смелость и осторожность. В связи с этим необходимо не допускать  излишнего возбуждения и напряжения.

Подростковый  возраст (VII–IХ классы)

характеризуется интенсивным развитием и перестройкой всего организма. В занятиях физическими  упражнениями находят отражение  многие особенности этого переходного  возраста, для которого характерно превращение мальчика в юношу, девочки  – в девушку. Усиленно растет костная  система (особенно трубчатые кости), дети заметно прибавляют в росте. Сердечно-сосудистая система хорошо приспосабливается к длительным двигательным действиям непрерывного характера. К 14–15 годам заканчивается развитие двигательного анализатора, что способствует улучшению координации, точности и экономичности движений. Физиологическая перестройка организма осложняет деятельность нервной системы, что нередко выражается в нарушении уравновешенности, обострении чувства самолюбия. Поэтому необходимо проявлять тактичность и выдержку, сочетая эти качества с требовательностью.

Информация о работе Организация спортивно-массовой работы