Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:29, реферат
Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится все более актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии за последние годы, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Всё реже среди молодёжи встречаются люди с правильной осанкой, а правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей. Как ни печально это признать, но 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они больны сколиозом в той или иной степени
Нарушение осанки является весьма распространенной патологией
Выделим внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние причины - это дефекты формы и длины конечностей; не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью.
Причиной формирования нарушенной осанки может послужить и травма опорно-двигательного аппарата.Под внешними причинами мы понимаем организацию жизни ребенка, предусматривающую неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Прежде всего отметим режим дня, допускающий гиподинамию; стрессирующие методы воспитания или обучения; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.
Осанка имеет неустойчивый характер в период усиленного роста тела ребенка, который приходится на младший школьный возраст. Это связано с неодновремен-ным развитием костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы ребенка. Кости и мышцы увеличиваются в длине, а рефлексы статики еще не приспособились к этим изменениям . Создание общеобразовательных школ нового типа ведет к перегрузкам детского организма в силу увеличения продолжительности занятий и объема изучаемого материала . Получаемый в современной российской школе суммарный объем знаний намного превосходит возможности школьников по его усвоению, что ведет к ухудшению состояния здбровья детей. В частности,этоявляетсяпричиной возникновения отклонении от нормальной осанки.
В системе физического воспитания школьников с нарушениями осанки применяется преимущественно одно средство коррекции - физические упражнения. Вместе с тем можно полагать, что массаж может эффективно дополнить воздействие физических упражнений, так как он является активным средством оздоровления организма человека. Положительное влияние массажа сказывается на лимфатической системе и системе кровообращения, нервно-мышечном и связочном аппарате.
Профилактика развития
нарушений осанки и сколиозов должна быть
комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении
лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви:
устранение функционального укорочения
конечности, возникшее за счет нарушений
осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие,
косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного
режима дня (время сна, бодрствования,
питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность,
включающая прогулки, занятия физическими
упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как
стояние на одной ноге, неправильное положение
тела во время сидения (за партой, рабочим
столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной,
равномерной нагрузкой на позвоночник
при ношении рюкзаков , сумок, портфелей
и др.;
ж) плавание.
Для выработки правильной
осанки и профилактики ее нарушений
необходимо систематически, не менее 3-х
раз в неделю тренировать мышцы
спины и живота. Упражнения можно
включать в комплекс утренней гигиенической
гимнастики, оздоровительной гимнастики,
в урок физкультуры в школе, в спортивную
тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том,
чтобы увеличить силу и статическую выносливость
мышц спины и живота, - тогда они смогут
в течение долгого времени удерживать
позвоночник в прямом положении с приподнятой
головой.
Силовая выносливость мышц-разгибателей
спины оценивается временем удержания
на весу половины туловища и головы в позе
"ласточка" или "рыбка" на животе.
Для детей 7-11 лет нормальное время удержания
туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками
2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса
оценивается количеством переходов из
положения лежа на спине в положение сед
(темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном
развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет
выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте
12 -16 лет - 25 -30 раз.
Упражнения для развития статической
выносливости мышц выполняются в статическом
режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь
и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек,
затем сделать паузу для отдыха в течение
8 - 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз.
Затем выполняется другое упражнение
для этой же или другой группы мышц. Начинать
занятия необходимо с более простых упражнений,
по мере их освоения упражнения необходимо
усложнить за счет изменения И. п., используя
различные положения рук, ног, применяя
отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы),
увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические
упражнения необходимо чередовать с динамическими.
Исходные положения для тренировки мышц
спины и живота - лежа на спине, животе.
За осанкой надо
следить всем. Детям и подросткам,
потому что происходит формирование
скелета и неправильная осанка может
привести к патологическим изменениям.
Взрослым потому что неправильная осанка
ускоряет появление болей в спине.
Неправильная осанка увеличивает нагрузку
на позвоночник, что в свою очередь со
временем приводит к защемлению корешков
спинного мозга и к нарушению в работе
внутренних органов.
Исправление осанки должно
проходить под наблюдением
1. Встаньте, упёршись руками в пол. Перебирая
руками, продвигайтесь вперёд, пока расстояние
между руками и ногами станет приблизительно
от 1,2 до 1,5 метра. Прижмите подбородок
к груди и сделайте выдох. Получается поза
в виде буквы "Л". Теперь вдыхайте
и, не сгибая рук, медленно опускайте туловище
вниз, прогибая спину, смотрите при этом
вверх. Задержите дыхание на несколько
секунд. На выдохе медленно вернитесь
в предыдущую позу. Удерживайте положение
несколько секунд. Повторить 5 - 10 раз.
2. Встаньте прямо, ноги расставьте чуть
шире плеч, ступни параллельны друг другу.
На вдохе разведите руки в стороны, затем
на выдохе нагнитесь влево, скользя левой
рукой вниз по бедру к колену. Прямую правую
руку располагаем над головой, стараемся
её зависти как можно дальше влево, чтобы
она оказалась параллельна полу. Не наклоняйте
туловище вперёд и не сгибайте колени.
Смотрите прямо перед собой. Почувствуйте,
как растягиваются мышцы грудной клетке
и бёдер. Задержите дыхание на 3 - 5 секунд,
затем вдохните и вернитесь в исходное
положение. Выполняйте все движения плавно.
Сделать 5 - 7 раз в каждую сторону.
3. Лягте на спину, руки вытяните в стороны,
ладонями вниз. Согните колени и поднимите
их к груди. На вдохе медленно перемещайте
согнутые ноги как можно дальше влево,
при этом плечи и руки от пола не отрывайте.
Задержите дыхание на 3 - 5 секунд, затем
на выдохе вернитесь в исходное положение.
На вдохе повторите движение в другую
сторону. Более сложный вариант - после
перемещения согнутых ног в сторону выпрямите
их, стараясь коснуться ступнями пола,
задержите дыхание на 3 - 5 секунд, затем
согните ноги и вернитесь в исходное положение.
Повторить все движения в другую сторону.
Выполнить 5 - 7 раз в каждую сторону.
Плоскостопие - это уплощение стопы за счет понижения ее сводов. Плоскостопие может быть продольным (понижение продольного свода стопы) и поперечным (понижение поперечного свода стопы). Иногда поперечное и продольное плоскостопие сочетаются.
Человек может родиться с плоскостопием и тогда оно называется врожденным, но можно родиться здоровым, а в дальнейшем получить плоскостопие в результате какого-то заболевания или травмы (работы, связанной с длительным пребыванием на ногах, травмы, паралича, перенесенного в детстве рахита и т.д.). Приобретенное плоскостопие может быть статическим, паралитическим, рахитическим и посттравматическим.
В первые месяцы жизни
ребенка его обязательно
Причины возникновения плоскостопия
Причиной врожденного плоскостопия являются пороки развития структурных элементов стопы во внутриутробном периоде.
Причины возникновения приобретенного плоскостопия могут быть совершенно разными. Так, травматическое плоскостопие является результатом неправильно сросшихся переломов костей стопы или
повреждения мышц и связок, укрепляющих свод стопы. Паралитическое плоскостопие - результат нарушения нервной регуляции мышц, поддерживающих своды стопы, такие состояния часто бывают после инсультов. Иногда плоскостопия является следствием нарушения костной системы после перенесенного рахита.
Виновниками статического плоскостопия могут быть перегрузки, связанные с длительным пребыванием на ногах (например, у продавцов), ношение обуви на очень высоких каблуках. Но такое плоскостопие может быть и результатом наследственной слабости мышечно-связочного аппарата. Статическое плоскостопие чаще бывает продольным.
Лечение плоскостопия
Основным методом лечения плоскостопия является лечебная гимнастика. Она укрепляет мышцы связочного аппарата, восстанавливает правильную постановку стоп, нижних конечностей и всего тела, улучшает обменные процессы.
При тяжелых степенях заболевания гимнастику делают в положении лежа, затем, постепенно увеличивают нагрузки на нижние конечности. Широко используются такие упражнения, как ходьба босиком, лазание по канату, плавание, различные подвижные игры. В дополнение к лечебной гимнастике назначаются курсы массажа и физиотерапии.
Для лечения плоскостопия применяются и ортопедические методы: специальные стельки- супинаторы, ортопедическая обувь. Иногда приходится даже прибегать к операции.
У плоскостопия есть
одна особенность: чем раньше его начинают
лечить (а еще лучше - проводить профилактику),
тем лучше результат.
В период интенсивного роста организма - в 3 и 6 месяцев, 1, 3 и 5 лет - происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный аппарат, соединённый еще чересчур растяжимыми связками, а также слабые мышцы являются причиной значительных колебаний высоты продольных сводов стопы при нагрузке. Это способствует возникновению статических деформаций стоп, которые могут привести к расстройству статики и кинематики. У детей этого возраста в период обучения ходьбе возникают условия для развития плосковальгусной деформации, так как для увеличения площади опоры и удержания тела в равновесии ребёнок широко расставляет ноги, опираясь на внутренние отделы стопы. Широко распространенное мнение, что плоскостопие у детей до 6 лет является физиологическим и не требует коррекции не совсем правильно. Именно до 5-6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку.