Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, реферат
Цель работы – рассмотреть понятие физическая работоспособность, рассмотреть ее особенности у школьников и основные методики тестирования физической работоспособности.
Задачи:
- изучить основы физической работоспособности школьников в свете научной разработанности;
- выявить особенности показателей физической работоспособности у современных школьников;
Введение
Теоретические основы физической работоспособности.
Физическая работоспособность: определение, характеристика смежных с ней понятий.
Особенности физической работоспособности школьников
Методика определения физической работоспособности у школьников
Заключение
Список использованной литературы
При проведении самоконтроля хорошо использовать также простейшие пробы, позволяющие судить о состоянии нервной системы. Так, проба Ромберга позволяет судить о статической координации. Эту пробу наряду с пробой Яроцкого часто используют при исследовании функционального состояния вестибулярного анализатора.
Различают простую и усложненную пробу Ромберга. При выполнении простой пробы Ромберга испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Определяется время устойчивости в этой позе [9].
При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения. Следует заметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для физкультурников можно рекомендовать усложненную пробу Ромберга: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как при простой пробе Ромберга, то есть руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. Время устойчивости у здоровых нетренированных лиц обычно в пределах 30—50 секунд (у детей оно также зависит от возраста), при этом тремор (дрожание) пальцев рук и век отсутствует.
Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации. Дрожание пальцев рук и век также указывает на это, хотя и в значительно меньшей степени.
Координационную пробу Ромберга следует применять до и после занятия. Сокращение времени выполнения пробы Ромберга может наблюдаться при утомлении, при перенапряжениях, перетренированности, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физкультурой.
Ориентировка при перемещениях, при изменении положения тела в пространстве, сохранение устойчивого равновесия зависит от функционального состояния вестибулярного анализатора. При нарушении его функции отмечается неустойчивость даже в простой позе Ромберга.
Помимо пробы Ромберга для исследования состояния вестибулярного анализатора при самоконтроле можно рекомендовать пробу Яроцкого. Она проста и доступна и заключается в выполнении кружений головой в одну сторону (вправо или влево) в темпе два кружения в 1 секунду. Фиксируется время сохранения равновесия. У нетренированных оно составляет в среднем 28 секунд [7].
У подготовленных физкультурников время сохранения равновесия может составлять 40—60 секунд и более.
Выполнять, описанные выше, пробы рекомендуется парами, например,, сын выполняет пробу,, а отец фиксирует время сохранения устойчивости и страхует сына (потеря равновесия может привести к падению).
Особенности самоконтроля девочек, девушек и женщин заключаются в основном в проведении гинекологического самоконтроля, который следует считать обязательным с момента появления менструаций (то есть с возраста 12—14 лет). В соответствующий раздел дневника записывается все, что касается менструального цикла (его начало, продолжительность, периодичность, болезненность и т. п.).
Нормальная продолжительность овариально-менструального цикла может составлять от 21 до 36 дней (определяется от первого дня менструации до первого дня следующей). Наиболее часто длительность овариально-менструального цикла составляет 27—28 дней, реже 21 — 22, 24—26, 29—30 и еще реже 32—36 дней. Длительность менструальной фазы колеблется от 1 до 5 дней, чаще всего 3—4 дня [5].
В норме овариально-
В большинстве случаев во время менструальной фазы отмечается хорошее самочувствие. Однако в этот период довольно часто могут отмечаться вялость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями, повышенная утомляемость. Причем у небольшой части девочек, девушек и женщин наблюдается особенно плохая переносимость менструальной фазы. Она сопровождается выраженной болезненностью, раздражительностью, нарушением сна, повышением артериального давления и учащением пульса.
Занятия физическими упражнениями
разрешаются лишь при благоприятном
протекании менструальной фазы, однако
задаваемая физическая нагрузка должна
существенно снижаться, исключаются
силовые и прыжковые упражнения.
Заключение
Под режимом понимается правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца и т. д.
Основными принципами режима являются строгое и четкое его выполнение, недопустимость частых и необоснованных изменений, а также перегрузок, превышающих пределы работоспособности организма.
Умственная и физическая работоспособность школьников зависит от многих факторов: времени суток, недели, четверти, учебного года, состояния здоровья, биологических ритмов организма.
У большинства подростков работоспособность наиболее высока утром с 8 до 12 часов и вечером с 16 до 18 часов, а также в середине рабочей недели и четверти.
Чрезмерная и длительная
нагрузка приводит к снижению умственной
и физической работоспособности. Человек
делает большое количество ошибок,
замедляется темп его работы, нарушается
координация движений и точность
выполнения операций, появляется рассеянность,
а иногда головная боль и бессонница.
Такое состояние называется утомлением.
При неправильной организации труда,
непосильных учебных нагрузках
и систематических нарушениях режима
дня утомление может стать
хроническим и перейти в
Для быстрого восстановления
сил и профилактики утомления
и переутомления в свой распорядок
следует включать физически активные
и информационно-познавательные виды
отдыха. Очень важно планировать
активный отдых в выходные дни. Прогулки
в лес, сбор грибов и ягод, занятия
физической культурой и спортом,
работа на дачном участке — важные
составляющие для успешной подготовки
к новой трудовой неделе. Хорошо
восстанавливает
Список использованной литературы
1. Данилова, Н.Н. Психофизиологическая
диагностика функциональных
2. Евсеев, С.П. Технологии
физкультурно-спортивной
3. Пирогова, Е.А. Влияние
физических упражнений на
4. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте [Текст] / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровье, 1996. - 87 с.
5. Селуянов, В.Н. Технология
оздоровительной физической
6. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
7. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
8. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
9. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
10. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
Информация о работе Основы физической работоспособности у школьников