Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:29, реферат
Цель работы – рассмотреть понятие физическая работоспособность, рассмотреть ее особенности у школьников и основные методики тестирования физической работоспособности.
Задачи:
- изучить основы физической работоспособности школьников в свете научной разработанности;
- выявить особенности показателей физической работоспособности у современных школьников;
Введение
Теоретические основы физической работоспособности.
Физическая работоспособность: определение, характеристика смежных с ней понятий.
Особенности физической работоспособности школьников
Методика определения физической работоспособности у школьников
Заключение
Список использованной литературы
Для того, чтобы оценить степень адаптации, необходимо знать исходное состояние тренированности. Степень адаптации к физической работе имеет индивидуальный характер. У одного и того же человека она зависит от характера и величины (объема) физической нагрузки.
Тренировка на выносливость вызывает отчетливые изменения многих физиологических показателей [4].
Из них наиболее резко
выражено увеличение сердечного объема
(дилатация сердца) и массы сердца
(гипертрофия мускулатуры
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости и т.д. Это тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения о взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Согласно такому утверждению, психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств [7].
Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Активность обеспечивается прежде всего работой мышц. В свою очередь мышечная деятельность требует активизации многих функциональных систем организма, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Значительно ускоряются также, процессы обмена веществ, процессы выделения, особенно потоотделение. Физические нагрузки способны стимулирующее влияние на саму опорно-двигательную систему, совершенствовать двигательные качества. Но следует помнить, что стимулирующее и тренирующее воздействие на развитие детей способны осуществлять только такие физические нагрузки, соответствующие возрастным возможностям и, прежде всего, возрастным возможностям опорно – двигательного аппарата детей [4].
В дошкольном возрасте двигательные
качества и особенно выносливость мышечной
системы относительно низкие и дети
не способны долго выполнять динамическую
и статическую работу. Способность
выдерживать физические нагрузки в
некоторой степени начинает формироваться
у детей в возрасте 6-9 лет. В 11-12
лет наиболее интенсивно развивается
мышечная работоспособность. Так, как
в 10 лет дети способны выполнять
динамической работы на 50% больше, чем
в 7 лет, то в возрасте 14-15 лет уже
на 300-400%. Мощность возможной работы
за период с 7 до 11 лет растет всего
на 30%, а в период с 11 до 16 лет –
более чем на 200%. В этот же период
у детей стремительно нарастает
работоспособность к
По данным А. Г. Хрипкова возрастные
особенности мышечной работоспособности
неотъемлемо связаны с
При динамической работе утомляемость
как парней, так и девушек одной
возрастной группы развивается почти
с одинаковой скоростью. В то же время
сила и выносливость мышц у девушек
в среднем ниже, чем у ребят.
Девушки способны также выполнять
значительно меньшую по объему работу,
чем их сверстники – ребята, причем
функциональные нарушения в организме
девушек в следствие работы в
подавляющем числе случаев
Оптимальным возрастом для
начала систематических физических
тренировок (занятий спортом) считается
возраст 9-10 и 13-14 лет, что обусловлено
возрастными периодами наиболее
интенсивного формирования двигательной
системы и двигательных качеств.
Высокие спортивные достижения (особенно
в гимнастике, танцах, катании на
коньках и т. д.) дети могут проявить
уже в подростковом возрасте, но
следует помнить, что этот период
связан с половым созреванием
и глубокими функциональными
перестройками в организме
Физические упражнения являются
эффективным средством
Впоследствии, за счет последующих
тренировок, возбуждения в коре локализуются
и активизируют лишь ограниченное количество
мышц, непосредственно связанных
с тем или иным двигательным актом.
Постепенно движения становятся более
четкими, свободными, координированными
и экономными, что достигается
образованием стереотипов (автоматизма)
тех или иных двигательных действий.
Продолжая соответствующие
Физические тренировки детей развивают не только их физическую силу и выносливость, но и способствуют укреплению общего здоровья, положительно влияют на общее физическое и умственное развитие и психическое состояние.
Наиболее интегральный показатель физического развития детей является оценка их физической работоспособности, которую можно определить, например, по методике Степпа-теста. Эта методика не требует сложных приспособлений и может быть реализована в любых условиях [6].
Известно, что наиболее адекватным показателем тяжести физической нагрузки является частота сердечных сокращений (или частота пульса), которая находится почти в прямой зависимости от мощности передатчика. Линейный участок такой зависимости наблюдается в пределах от начального (до рабочего) пульса до уровня 170 ударов в минуту. Если уровень нагрузки будет продолжать расти, то более 170 ударов в минуту пульс уже будет увеличиваться по экспоненте, то есть не линейно.
В разных лиц (в зависимости от возраста, пола, тренированности) пульс достигает 170 ударов в минуту при разной мощности работы. На этом основании разработан тест определения физической работоспособности PWC170 (Physical Working Capasity -170).
Смысл теста PWC170 заключается в том, чтобы определить, какой мощности работу (в килограмометрах за минуту – кГм / мин.) Может развить индивидуально каждый человек при пульсе 170 ударов в минуту, что и принимается, уровня работоспособности. На практике принято приводить этот показатель до одного критерия у всех обследованных, например, определять в пересчете на 1 кг массы тела[4].
Кроме того, если принять
частоту пульса за критерий уровня
физической или умственной нагрузки,
то пульс 170 ударов в минуту соответствует
субмаксимальной уровню такой нагрузки.
Таким образом, с помощью теста
PWC170 можно определить, какая работа
для любой человека будет субмаксимальной.
2. Методика определения физической работоспособности у школьников
Определение физической работоспособности может быть проведено с помощью целого ряда тестов, однако они, как правило, требуют наличия той или иной аппаратуры. Подкупает своей простотой Гарвардский степ-тест.
Во время тестирования
обследуемый человек
При выполнении теста руки совершают те же движения, что при обычной ходьбе. Пробу удобнее проводить под метроном. Один цикл движений (подъем и спуск) совершается на четыре счета. Подъем и спуск со ступеньки должны начинаться с одной и той же ноги, вторая приставляется, выпрямляются ноги и спина, то есть фиксируется вертикальное положение. При спускании со ступеньки сначала делается шаг назад той ногой, с которой начинается восхождение, затем приставляется вторая нога [10].
Сразу после выполнения теста обследуемый садится, и у него трижды определяется частота пульса по 30-секундным отрезкам. Первое определение осуществляется в восстановительном периоде спустя 1 минуту (от 1 минуты восстановления до 1 минуты 30 секунд), второе на 3-й минуте (от 2 минут до 2 минут 30 секунд) и третье определение на 4-й минуте (от 3 минут до 3 минут 30 секунд восстановительного периода). Расчет индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) осуществляется по формуле:
ИГСТ = (t*100) / (f1+f2+f3)*2
Если обследуемый из-за
усталости прекратил выпол
ИГСТ = t*100 / f1*5.5
где f1, f2 и f3 — частота
пульса за 30 секунд соответственно
на второй, третьей и четвертой
минутах восстановительного
При массовых обследованиях
процедуру тестирования можно упростить
и после пятиминутного
Чем большее значение индекса
Гарвардского степ-теста будет получено,
тем, следовательно, выше уровень физической
работоспособности. При наличии
ИГСТ ниже 54 физическая работоспособность
оценивается как плохая, при 55—64
— ниже средней, 65—79 — средняя, 8.0—89
— хорошая, 90 и выше — отличная.
Наибольшие величины индекса Гарвардского
степ-теста отмечаются у
Приспособляемость к нагрузке
можно оценить с помощью
Информация о работе Основы физической работоспособности у школьников