Основы здорового образа жизни студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:53, реферат

Описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Введение.
Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Функциональные резервы организма.
От чего зависит здоровье.
Составляющие здорового образа жизни студента.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Профилактика вредных привычек.
Режим питания.
Двигательная активность.
Закаливание.
Здоровье и окружающая среда.
Наследственность
Психологическая саморегуляция.
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.
Физическое самовоспитание.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 53.09 Кб (Скачать документ)

Министерство  РФ по связи и информатизации.  

Сибирский Государственный Университет Экономики  и права.         
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра физического воспитания.     
 
 
 

Реферат на тему:

«Основы здорового образа жизни студента».        
 
 
 
 
 
 

Выполнилстудентка группы Э-91                                                                               

Бырова  К. А.                                                           

Проверил: Выгибалов Г. М.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2011. 

План.  

План. 

Введение.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

Функциональные  резервы организма.

От  чего зависит здоровье.

Составляющие  здорового образа жизни студента.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Профилактика  вредных привычек.

Режим питания.

Двигательная  активность.

Закаливание.

Здоровье  и окружающая среда.

Наследственность

Психологическая саморегуляция.

Ориентация  на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам.

Физическое  самовоспитание.

Заключение.

Список  используемой литературы.

 

Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют  о то, что у большинства людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более.

    К сожалению, многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

    Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

    Здоровый  образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Охрана  собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она  не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой испортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.  

    Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».  

    С физиологической точки зрения определяющими  являются следующие формулировки:

    - индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма  на фоне отсутствия патологических  сдвигов, оптимальной связи со  средой, согласованности всех функций  (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

    - здоровье представляет собой  гармоничную совокупность структурно-функциональных  данных организма, адекватных  окружающей среде и обеспечивающих  организму оптимальную жизнедеятельность,  а также полноценную трудовую  жизнедеятельность;

    - индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство  всевозможных обменных процессов  в организме, что создает условия  для оптимальной жизнедеятельности  всех систем и подсистем организма  (А. Д. Адо);

    - здоровье - это процесс сохранения  и развития биологических, физиологических,  психологических функций, трудоспособности  и социальной активности человека  при максимальной продолжительности  его активной жизни (В. П.  Казначеев).

    Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).   

    ·         Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

    ·         Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитиемвнимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

    ·         Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.   

      Здоровый  и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.  

Функциональные  резервы организма.   
 

Составляющие  здорового образа жизни студента.  

     Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА  

    Рациональный  режим труда и  отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

    Важно постоянно  помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов.

    Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в  течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом,  студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

    Построение  аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

    Для вечерних занятий надо выбирать спокойное  место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и  пр.), чтобы там не было громких  разговоров и других отвлекающих  факторов. Организуй такие условия  и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с  самого сложного. Это тренирует и  укрепляет волю. Не позволяет откладывать  трудные дела с утра на вечер, с  вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

    Свет  электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

    Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно  благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет  наше тело. Долго живет тот, кто  много и хорошо работает в течение  всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры,  нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. 

    Студент должен правильно чередовать труд и  отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить  на отдых. Отдых после работы вовсе  не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении  может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип  построения отдыха). Вечернюю работу проводить  в период с 17 до 23 часов. Во время  работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать  легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

    Необходимо  избегать переутомления и однообразного  труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего  заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.  

Профилактика  вредных привычек.  

     Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Этинарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

     Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, -около половины достается  тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента