Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:26, реферат
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,
он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так,
что человек неправильным образом жизни, вредными привычками,
гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до
катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине
Закаливание
- мощное оздоровительное средство.
Оно позволяет избежать многих болезней,
продлить жизнь на долгие годы, сохранить
высокую работоспособность. Закаливание
оказывает общеукрепляющее
6) Личная гигиена:
Знание правил
и требований личной гигиены обязательно
для каждого культурного
Уход за
полостью рта и зубами требует, чтобы
после еды рот прополаскивался
теплой водой. Чистить зубы рекомендуется
2 раза в день. Зубная щетка не должна
быть чересчур жесткой, а процедура
чистки должна занимать не менее 2 мин.
Чтобы сохранить зубы, важно, чтобы
пища содержала достаточно кальция.
Во время еды нужно избегать быстрого
чередования горячих и холодных
блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки
ягод и плодов, поскольку эмаль, покрывающая
зубы, может дать трещину, после чего
разрушение зубных тканей идет весьма
быстро. Не реже 2 раза в год необходимо
посещать врача стоматолога для
профилактического осмотра
Гигиена одежды
требует, чтобы при ее выборе руководствовались
не мотивами престижности, а ее гигиеническим
назначением в соответствии с
условиями и деятельностью, в
которых она используется. К спортивной
одежде предъявляются специальные
требования, обусловленные характером
занятий и правилами
Дополнительные
гигиенические средства включают гидропроцедуры,
массаж, самомассаж и направлены на
ускорение восстановления работоспособности.
Душ оказывает температурное
и механическое воздействие на организм:
горячий и продолжительный душ
понижает возбудимость, повышает интенсивность
обменных процессов. Теплый душ действует
успокаивающе. Кратковременные холодные
и горячие души повышают тонус
мышц и сердечно-сосудистой системы.
здоровье человека как ценность. Определяющие его факторы
Слово «здоровье»,
пожалуй, самое частое в повседневном
общении людей. Даже приветствие
при встречах и расставаниях мы связываем
с этим словом: «здравствуйте», «будьте
здоровы» и т.д.
Что же такое «здоровье»? Казалось бы,
самый простой ответ должен гласить, что
здоровье-это отсутствие болезней. Но
такого понимания «здоровья», распространённого
в быту недостаточно. Не случайно до сих
пор не прекращаются дискуссии специалистов,
пытающихся дать определение понятию
«здоровье».
Правильное понимание здоровья человека
даёт представление о социально-биологической
сущности человека. Ещё античные мыслители
и врачи (Аристотель, Гиппократ и др.) в
результате наблюдений за жизнью людей,
их образом и условиям жизни отмечали,
что социальные факторы наряду с природными
составляют сущность человека и влияют
на здоровье, Именно эти социальные черты
человека (изготовление орудий труда,
речь, мышление, сознание и т.д.) отличали
человека от животных, добавляли в него
новые качества. Человек-новое качество,
новый сплав биологического и социального,
в котором роль мастера, делающего этот
сплав, принадлежит социальному. Однако
черты «животности» никогда не исчезнут
у человека и в определённых проявлениях
сохраняются. Но не так выражено. В отличие
от животных, способных в лучшем случае
лишь добавлять средства к существованию,
человек производит их для удовлетворения
своих жизненных потребностей, т.е. активно
(осознанно) преобразует мир и, изменяя
его, преобразует и самого себя.
Итак, исходя из представлений о человеке
как о социально-биологическом существе,
мы утверждаем, что на уровне человека
социальное оттесняет биологическое и
поэтому состояние здоровья необходимо
рассматривать с учётом социального благополучия
и биологического компонентов. Именно
так определяет здоровье ВОЗ: «Здоровье
- состояние полного физического, духовного
(психического) и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов».
Факторы, влияющие на здоровье. Социальная
обусловленность здоровья.
Изучение общественного здоровья проводится
на основе разнообразных критериев. Однако
одних критериев для изучения общественного
здоровья недостаточно. Необходимо их
использовать в совокупности с факторами,
влияющими на здоровье. Эти факторы можно
условно объединить в 4 группы:
1) биологические факторы - пол, возраст,
конституция,
наследственность,
2) природные - климатические, гелиогеофизические,
антропогенное загрязнение и др.,
3) социальные и социально-экономические
- законодательство об охране здоровья
граждан, условия труда, быта, отдыха, питания,
миграционные процессы, уровень образования,
культуры и др.,
4) медицинские факторы или организация
медицинской помощи.
Все названные 4 группы факторов воздействуют
как на здоровье человека, так и на здоровье
всего населения, причем они взаимосвязаны
и между собой. Но сила влияния этих факторов
на здоровье неодинакова.
Ведущее (основное) значение в формировании
здоровья принадлежит социальным факторам.
Это подтверждается различиями в уровне
общественного здоровья в зависимости
от степени социально-экономического
развития страны. Как свидетельствует
практика, чем выше уровень экономического
развития страны, тем выше показатели
общественного здоровья и здоровья отдельных
граждан, и наоборот. Примером ведущего
влияния социальных условий на здоровье
могут служить падение и кризис экономики
России.
Физическое
самовоспитание
и самосовершенствование -
условие здорового образа
жизни
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.
Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания - нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.
Основными
мотивами физического самовоспитания
выступают: требования социальной жизни
и культуры; притязание на признание
в коллективе; соревнование, осознание
несоответствия собственных сил
требованиям социально-
Процесс
физического самовоспитания включает
три основных этапа. I этап связан с
самопознанием собственной
171
самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван - дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная). Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой.
На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план. Цель может носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени - годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) - на несколько недель, месяцев. Примерная программа - ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом. Цель - формирование физической культуры личности. Задачи деятельности: 1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье. 2. Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность. 3. Сформировать нравственно-волевые качества личности. 4. Овладеть основами методики физического самовоспитания. 5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.
III
этап физического
Примерная форма ведения дневника самоконтроля приводится в гл. 9.
Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает (а иногда вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:
- оценку
морфофункциональных
- оценку
состояния иммунитета: количество
простудных и инфекционных
- оценку
адаптации к социально-
- оценку уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.
Двигательная активность (деятельность) является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической программы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах, - уже тогда в жизни и воспитании людей широко использовались гимнастика, дыхательные упражнения, массаж.
Физическая активность - это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.
В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне.
Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается каждые 10 лет на 8%, что обусловлено главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, т.е. у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование средств физической культуры с целью медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15 - 25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2 - 4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. При систематическом воздействии физических упражнений их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма.