Особенности режима дня студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок (к студентам это относится в силу времени, проводимого в учебных аудиториях в сидячем положении). В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно.

Содержание

Введение..................................................................................................2
Сон.....................................................................................................3
Режим дня студентов.......................................................................6
Двигательная активность..............................................................11
Питание...........................................................................................15
Заключение............................................................................................18
Список использованной литературы..................................................19

Работа состоит из  1 файл

Особенности режима для студента.docx

— 41.52 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................2

  1. Сон.....................................................................................................3
  2. Режим дня студентов.......................................................................6
  3. Двигательная активность..............................................................11
  4. Питание...........................................................................................15

Заключение............................................................................................18

Список использованной литературы..................................................19  

Введение

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок (к студентам это относится в силу времени, проводимого в учебных аудиториях в сидячем положении). В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полноценным питанием. Уже на 8-12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30-43 %, обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).

Профессор Б. М. Федоров изучал воздействие на человека длительного  пребывания в условиях постельного  режима. При этом во многих случаях  возникала дистрофия (нарушение  питания) сердечной мышцы, аритмия  сердца, нарушения кровообращения и  пластического обмена в клетках. Была определена также декальцинация, т. е. выведение кальция из костей в кровь. Это усиливает склеротические явления в сосудах.

Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается  скелетная мускулатура. Это как  бы "подзаряжает" энергией подкорковые  нервные структуры головного  мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому  мышцы с полным правом можно назвать  аккумуляторами мозга.

 

  

1. Сон

Вряд ли кто-нибудь будет подвергать сомнению важность полноценного сна. Ведь он – жизненная необходимость каждого человека: треть жизни проходит в состоянии периодически наступающего ежесуточного сна. Сон–это универсальный восстановитель после всех видов нагрузок: физических, интеллектуальных, эмоциональных и т.д. Классическая физиология трактует сон следующим образом: сон–это такое состояние организма, которое характеризуется прекращением или значительным снижением двигательной активности, понижением функции органов осязания (слухового, тактильного и т.д.), сокращением контакта с окружающей средой, более или менее полным отключением сознания.

Как выяснили ученые, во время сна  отмечаются фазные изменения мышечного  тонуса (большинство мышц спящего  человека расслаблено), резкое ослабление всех видов чувствительности – кожной, зрения, слуха, вкуса, обоняния. Безусловные  и условные рефлексы заторможены. Уменьшается  поступление к тканям крови, что  сопровождается снижением интенсивности  обмена веществ на 7 – 8 % и снижением  температуры тела.

Согласно современным представлениям, сон – не только отдых, но и работа, направленная на переработку различной  информации, накопленной за день. О  том, что работа мозга во сне не прекращается, можно судить по сохранению в эти часы его биоэлектрической активности.

Сон, согласно учениям И.П. Павлова  о высшей нервной деятельности, представляет собой торможение, разлившееся по всей коре больших полушарий. Торможение отражается на всех функциональных системах организма. Функция желудочно-кишечного  тракта снижена, понижены мышечный тонус, обмен веществ, функции сердечно–сосудистой  и дыхательной систем. В этот период времени дыхание редкое, поверхностное, легочная вентиляция относительно небольшая, минутный объем крови снижен, крово - и лимфоток в мышцах понижен, что  иногда ведет к застойным явлениям.

За время ночного сна отмечается несколько (4 - 5) подъемов и спадов частоты  колебаний биопотенциалов. С помощью  ЭЭГ выявлены два его вида: спокойный–медленный (ортодоксальный) без сновидений и  активный–быстрый (парадоксальный) со сновидениями. Характерные особенности  медленного сна – уменьшение частоты  дыхания и ритма сердца, замедление движений глаз. Во время быстрого сна  эти показатели меняются, и такой  сон является более глубоким по сравнению  с медленным (спящего труднее  разбудить, мышцы предельно расслаблены). Медленный сон обычно занимает 75 – 80 % общей продолжительности ночного  сна, быстрый – 20 – 25 %. Их чередование  характерно для здоровых людей, после  такого сна студент чувствует  себя выспавшимся и бодрым. Отклонения в продол- жительности быстрого и  медленного сна, частые пробуждения  в период быстрого сна приводят к  нарушениям в нервной системе, влияют на состояние психики, внимание, эмоциональное  состояние.

Сон обязательная и наиболее полноценная  форма ежедневного отдыха. Для  студента необходимо считать обычной  нормой ночного монофазного сна 7,5–8 часов [1]. Часы, предназначены для  сна, нельзя рассматривать как некий  резерв времени, который можно часто  и безнаказанно использовать для  других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда  и психо–эмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы  возбуждения, отличающиеся большой  стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда  человек закончил заниматься. Поэтому  умственный труд, выполняемый непосредственно  перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости  и плохому самочувствию после  пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще  лучше спать при открытой форточке.

Малоспящим студентам для хорошего самочувствия и высокой работоспособности  достаточно 5–6 часов сна. Это, как  правило, студенты энергичные, активно  преодолевающие трудности, не задерживающие  чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие студенты нуждаются  в 9 часах сна и даже более. Это  преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

К наиболее частым расстройствам сна  можно отнести повышенную сонливость (гиперсомнию) и такое его нарушение, когда студенту кажется, что он не спал всю ночь. В этом случае расстройство сна может быть трех видов: затрудненное засыпание, поверхностный сон с  частыми пробуждениями и раннее окончательное пробуждение. Студенты, страдающие от нарушения сна, обычно жалуются на недосыпание, но, как показали объективные исследования, длительность сна у них не так уж мала и  равна 5 – 5,5 часам (нормальный сон длится не менее 6,5 часов). Все дело в нарушении  качества сна.

 

2. Режим дня студента

Известно, что рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность  и хорошую успеваемость.

Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовать режим  своего труда и отдыха, в будущем  надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее  продуманного и разумно составленного  распорядка дня поможет выработать у себя динамический стереотип. Его  физиологическая основа – формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения  и торможения, необходимых для  эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что  его создание – длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному  распорядку дня помогают под-держивать  в течение учебного года хорошую  работоспособность.

Организму студентов свойственны  особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий обучения и быта. Большое влияние на организм студентов  младших курсов оказывает изменение  привычного образа жизни. Увеличение объема получаемой информации, непривычная  в сравнении со школой форма ее подачи, необходимость самостоятельно распределять свое время и организовывать быт повышают нагрузку на психо-эмоциональную  сферу. При длительном сидении понижаются обменные процессы во внутренних органах, что снижает работоспособность  организма и в первую очередь  коры головного мозга.

Для сохранения высокой умственной работоспособности необходимо строгое  ежедневное выполнение студентами режима: подъем и отход ко сну, прием пищи, чередование видов работ в  определенной последовательности, а  также ежедневный и еженедельный отдых в одно и то же время.

Выходные дни лучше  всего использовать для максимального  отдыха на свежем воздухе.

В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водная процедура (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы  по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4 – разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, часы для самообслуживания и спокойный сон.

Необходимо в режиме суток  предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при  напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам. Лучшим временем для ночного сна считается  период от 22-23 часов вечера до 6-7 часов  утра. Однако организм легко приспосабливается  и к любым другим часам ночного  отдыха, но важно, чтобы они были постоянными. Из причин, вызывающих расстройство сна, нарастание утомляемости, нарушение  аппетита, необходимо отметить общее  несоблюдение режима, малую двигательную активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, засыпание и пробуждение  в разное время.

Учитывая вышеизложенное, следует правильно использовать установленные перерывы во время  академических занятий и по возможности  выходить на свежий воздух, особенно в  теплое время года. В период перерыва обязательно проветривать помещения. После окончания занятий необходимо иметь перерыв полтора – два  часа активного отдыха, включая и  время на обед.

В зависимости от биоритмов  человека его трудоспособность различна в разное время суток. Максимальная трудоспособность в период с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Для обеспечения плодотворной умственной деятельности необходимо помнить  не только о правильном чередовании  труда и отдыха, но и о других необходимых условиях, а именно: о постепенном вхождении в  работу, о ее ритмичности, соблюдении определенной последовательности и  систематичности и о необходимом  благоприятном отношении к данной работе.

Самостоятельные занятия  надо начинать с легких элементов (с  просмотра, повторения ранее изученного материала), а через 45-60 минут, когда  продуктивность достигнет высокого уровня, можно браться за наиболее сложный – новый материал, постепенно уменьшая умственную нагрузку к концу  занятий. Между каждым часом работы не следует забывать о кратковременных  интервалах в виде физкультминуток.

Самым напряженным и ответственным  периодом для студентов являются зачетно – экзаменационные сессии. Поэтому особенно важным является соблюдение режима и сбалансированности питания  в период экзаменационной сессии, которая требует мобилизации  ряда физиологических систем организма. У студентов, систематически работающих над усвоением материала, утомляемость в период экзаменационной сессии значительно ниже, а успеваемость выше, чем у не соблюдающих режим  учебных занятий. В зачетно –  экзаменационный период, когда освобождается  время от академических занятий, следует составлять новый распорядок дня, сохраняя основные принципы равномерного распределения времени на занятия, отдых и сон. Необходимо оставлять  незыблемыми уже ранее выработанные привычки – в одно и то же время  спать и питаться, делать утреннюю гимнастику, физкультурные паузы  во время занятий и прогулки на свежем воздухе.

В день сдачи экзамена или  зачета также нельзя нарушать режим  дня и следует максимально  беречь нервную энергию. Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать.

Утром рекомендуется проделать  все привычные гимнастические процедуры, затем остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе. После сдачи экзамена или зачета необходимо отдохнуть и вовремя  лечь спать.

В период сессии необходимо обратить внимание и на питание: увеличивать  в рационе долю продуктов, содержащих полноценные белки и витамины, повышающих эмоциональную стойкость  организма и его трудоспособность. Недостача витаминов приводит к  появлению раздражительности, нарушению  сна, ухудшению памяти, плохому настроению.

Нервные клетки очень чувствительны  к недостатку пищевых веществ, необходимых  для их нормальной трудоспособности. Снижение уровня глюкозы в крови, которое возникает при нерегулярных приемах пищи, тормозит деятельность коры головного мозга – возникают  головные боли, резко снижается внимание и трудоспособность.

Установлено, что студенты, соблюдающие режим, имеют достаточно свободного времени, в среднем от 2 до 4, а некоторые – более 5 часов. У этих студентов находится время  на общественную работу, занятия физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью, хобби.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных  параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут  «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже  на ногах и готовы к активной умственной работе.

Информация о работе Особенности режима дня студента