Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 03:26, курсовая работа
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихся волейболом.
Предмет исследования: методика отбора детей в секцию волейбола.
Цель: совершенствовать программу отбора детей, занимающихся волейболом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования по отбору детей в секцию волейбола…………………………………………………………………………..5
1.1. Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом…………………………………………………………..5
1.2. Особенности физического и психического развития в подростковом возрасте……………………………………………………………7
Глава 2. Методическая работа по отбору детей в спортивные секции волейбола ………………………………………………………………………...10
2.1. Аспекты отбора………………………………………………………10
2.2. Основные принципы отбора…………………………………………11
2.3. Методы и критерии отбора в волейболе ...…………………………12
2.4. Этапы отбора в спортивные секции по волейболу………………...14
Глава 3. Рекомендации по отбору и подготовке юных волейболистов......….18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты исследования по отбору детей
в секцию волейбола………………………………………………………
1.1. Психологические аспекты и врачебный
контроль при отборе детей для занятий
волейболом……………………………………………………
1.2. Особенности физического и психического
развития в подростковом возрасте…………………………………………………………
Глава 2. Методическая работа по отбору детей
в спортивные секции волейбола ………………………………………………………………………...
2.1. Аспекты отбора………………………………………………………10
2.2. Основные принципы отбора…………………………………………11
2.3. Методы и критерии отбора в волейболе ...…………………………12
2.4. Этапы отбора в спортивные секции по волейболу………………...14
Глава 3. Рекомендации по отбору и подготовке юных волейболистов......….18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………...……………………………
Введение
Правильное комплектование и первоначальный отбор детей для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и пополнение резерва команд мастеров.
Наиболее актуальной для тренеров остается проблема отбора детей на начальном этапе спортивной подготовки. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу. До недавнего времени повышения спортивного мастерства стремились добиться главным образом за счет увеличения продолжительных занятий, количества их в неделю, организации продолжительных учебно-тренировочных сборов, но при этом не учитывается содержание и качество занятий, а также мало внимания уделяется личностным особенностям детей, которые занимаются данным видом спорта.
Подготовка волейболиста – процесс многолетний. Начинать ее нужно с 10-12 лет, в противном случае теряется основной смысл подготовки. В этих условиях первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка рациональной методики отбора для занятий волейболом. Особенно остра проблема определения способностей к спортивной деятельности у детей 10-12 лет. Юный спортсмен должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются, поэтому работа по спортивной ориентации школьников имеет более широкое значение.
Простым увеличением количества выполнения технических приемов и продолжительности игры сейчас больших результатов достигнуть нельзя. Залог успешной подготовки волейболистов – умелый и правильный отбор детей для занятия волейболом в ДЮСШ, а также учет их возрастных психических особенностей в этом процессе. Совершенное овладение навыками игры в волейбол во многом зависит от уровня развития способностей (как общих, так и специальных).
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, занимающихся волейболом.
Предмет исследования: методика отбора детей в секцию волейбола.
Цель: совершенствовать программу отбора детей, занимающихся волейболом.
Задачи исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования по отбору детей в секцию волейбола
1.1. Психологические аспекты и врачебный контроль при отборе детей для занятий волейболом
В большей степени
выявляется, что отличная физическая
и технико-тактическая
Врачебный контроль при отборе детей в ДЮСШ имеет цель обеспечить выбор претендентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, физическая подготовленность и функциональное состояние организма которых находится в соответствии с требованиями, предъявляемыми волейболом.
При оценке показателей физического развития по возрастным группам необходимо учитывать большой диапазон различий (до 2-3 лет) антропометрических показателей в каждой возрастной группе, связанный с воздействием факторов внешней среды, последовательности, заболеваемостью в детском возрасте, что сказывается на темпах полового созревания детей и подростков. Поэтому определение физического развития должно проводиться одновременно с изучением степени полового созревания, т.е. биологической зрелости организма [4: 147].
При наличии у детей отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, не препятствующих занятиям физкультурой и спортом (диагноз обязательно указывается в справке), врач ДЮСШ при решении вопроса о зачислении руководствуется медицинскими показаниями и противопоказаниями.
Противопоказаниями к занятиям
являются: заболевания центральной
и периферической нервной системы,
в том числе психические
В зависимости от конкретных условий обследование производится врачом спортивной школы или врачом кабинета врачебного контроля (районного или городского). Под их наблюдением должны находиться все юные спортсмены, занимающиеся в спортивной школе города (или района).
Результаты врачебного наблюдения отбора помогают также наибольшей индивидуализации учебно-тренировочного процесса на этапах дальнейшей подготовки юных волейболистов.
При исследовании детей 10 лет, только приступившим к занятиям, можно ограничиваться изучением реакции на нагрузку в 20 приседаний, а при исследовании детей 11 – 12 лет – применять двухминутную нагрузку в 20 приседаний и 15-секундным бегом на месте [5: 201].
Большое значение приобретают врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, проводимые для уточнения вопроса о соответствии режима и нагрузки тренировочных занятий, предусмотренных программой спортивной школы, уровню функциональных возможностей организма учащихся.
При необходимости дать
более углубленную оценку общей
и специальной тренированности
следует использовать исследования
максимального потребления
1.2. Роль психофизического развития в подготовке юных волейболистов
Современный волейбол предъявляет высокие требования к организму спортсменов. Уровень психофизического развития служит важным фактором достижения высоких спортивных результатов. Показатели физического развития для каждого возраста, с одной стороны, помогают программировать процесс подготовки (отбор и комплектование учебных групп в возрастном аспекте и т.п.), с другой – необходимы для осуществления действенного контроля и получения информативных данных, по которым можно эффективно оценить процесс многолетней подготовки в каждый отдельный момент. Таким образом, важно учитывать особенности психического и физического развития детей, занимающихся волейболом, на каждом возрастном этапе. Если говорить о подростках, то данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. в этом возрасте происходят резкие изменения не только в физическом, но и в психическом развитии детей, что, непременно, сказывается на любой деятельности ребенка, в том числе спортивной. Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания.
Биологическими признаками наступления подросткового периода являются заметные увеличения роста, происходит увеличение костей и мышц. Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Увеличение мышечной силы расширяет физические возможности подростков. Однако мышцы подростка утомляются скорее, чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимо учитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость). Это может порождать неприятные переживания, неуверенность. В то же время возраст с 6-8 до 13-14 лет – период оптимального развития многих двигательных качеств, активного совершенствования двигательной функции при интенсивном нарастании ряда ее показателей (быстроты и частоты движений, длины прыжка и т.д.). Достигают взрослых размеров кисти рук и стопа, затем увеличивается длина рук и ног. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч. В подростковом возрасте дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы, у них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости [3: 244].
Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростков формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с последними уже не может целиком заменить общение со сверстниками. Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с товарищами приобретает для подростка очень большую ценность [3: 158].
Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Подросток осознает себя личностью, которая обладает, подобно всем взрослым людям, правом на уважение, самостоятельность и доверие. Он интенсивно усваивает из мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и собственному, в критерии оценки и самооценки. Важнейший стимул в возникновении у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга.
Параллельно физиологическим изменениям происходит также изменение в психической деятельности ребенка. Одна из характеристик человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности – темперамент. Можно выделить следующие признаки свойств темперамента: обусловленность свойствами нервной системы, психологические признаки, постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы:
– сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
– устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменений эмоций; регуляция динамики психических процессов и психической деятельность в целом (скорость, темп реагирования). Темперамент играет большую роль в различных видах деятельности человека и ребенка в том числе [9: 465].
Глава 2. Работа по отбору детей в спортивные секции волейбола
волейбол подросток отбор
2.1. Аспекты отбора
Морфологические аспекты. Для волейболистов особое значение имеет длиннотный размер тела. Установлено, что ростовые преимущества сохраняются и у взрослых спортсменов. Этим объясняется их решающая роль при отборе. Определенное влияние на уровень игры оказывает длина руки и кисти. В целом длиннорукость является положительным признаком. Учитываются также следующие морфологические характеристики: компоненты массы тела (особенно относительно мышечной), размеры и форма стопы и др. [10: 14].
Психофизиологические аспекты. На всех стадиях отбора дается оценка перцептивно-интеллектуальным (оперативное мышление, кинестетическая чувствительность и др.) и эмоционально-волевым процессам (целеустремленность, настойчивость, эмоциональная устойчивость и др.). Психофизиологические качества составляют основу способностей к игровой деятельности. Высокий уровень психологических свойств, а также хорошие темпы их развития предопределяют успешность как технико-тактической подготовки, так и игровой эффективности спортсмена.
Аспекты физической подготовленности. Для определения физической подготовленности используют стандартные тесты: бег 18 м и к шести точкам (быстрота и скоростная выносливость); прыжок вверх с места и разбега, метание набивного мяча (скоростно-силовые качества); серийные прыжки (специальная выносливость) и т.д. Этот показатель имеет важное значение для всего процесса спортивной подготовки и соревновательной деятельности. Но не следует переоценивать уровень физических кондиций как критерия отбора, особенно на первых стадиях.