Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:35, реферат
Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто- слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.
Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.
2. Введение…………………………………………………………….3
3. Понятие педагогической диагностики…………………………...4
4. Личность как предмет педагогической диагностики…………...5
5. Диагностическая деятельность педагога…………………………7
6. Психодиагностика и педагогическая диагностика……………...8
7. Сущность и функции педагогической диагностики……………9
8. Методики диагностики учащихся……………………………….14
9. Наблюдение как основной метод педагогической
диагностики……………………………………………………….16
10. Методы педагогической диагностики…………………………..20
11. Заключение………………………………………………………...23
12. Список использованной литературы…………………………….24
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«С И Б И Р С К И Й Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т»
Межинститутская базовая кафедра СФУ
«Электрохимический
учебно-научно-производственный
комплекс»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Физическая культура»
тема «Педагогическая
диагностика в процессе обучения. Диагностические
методы и методики»
Преподаватель ________________
Студент ___________ ______________
Содержание:
диагностики…………………………………………………
Введение.
Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто- слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.
Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.
Современная
педагогика рассматривает обучение
и воспитание как процесс в
рамках системы, которую составляют
взаимосвязанные элементы: цели, содержание,
методы и формы работы, наконец, ученик
и учитель, другие субъекты воспитания.
Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный
процесс как технологический: «изготовление»
выпускника можно сравнить с изготовлением
любого промышленного продукта, как
это ни покажется ужасно. Конечно,
воспитание – дело чрезвычайно тонкое,
поскольку ни учитель, ни ученик не
являются бездушными деталями и частями
производства, тем не менее, идея технологизации
образования все больше разрабатывается.
Приходиться слышать в школе от учителей,
что они используют такие-то технологии
или, наоборот, просят дать им новые технологии.
Понятие педагогической диагностики.
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз (гр. dagnoss – распознавание, определение). Диагноз – заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке. Однако в педагогике диагностика изменила свое содержание. Так, если, к примеру, психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.
Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников.
Для
того чтобы понять сущность и особенности
педагогической диагностики, уместно
провести сравнение между работой
врача и педагога. Первый начинает
врачевание своего пациента с выяснения
происхождения болезненных
Для
многих исследователей понятие «диагностика»
означает лишь фиксацию некоторых показателей
обученности, воспитанности или проявлений
качеств личности воспитанника в различных
ситуациях его жизнедеятельности.
С одной стороны, диагностика осуществляется
с целью изучения внешних обстоятельств
жизни воспитанников, т.е. условий и характера
воспитания и обучения, семьи, круга общения
и других известных факторов формирования
и развития личности. С другой стороны,
для диагностики принципиально значимым
становится изучение внутреннего мира
воспитанника: соотношение личностных
качеств, его направленности, ценностных
ориентаций и др.
Личность как предмет педагогической диагностики.
Педагогическая деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты.
Предмет
педагогической диагностики - развивающаяся
личность дошкольника, младшего школьника,
подростка и старшеклассника. Поэтому
каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой
профессионально-
Понятие
«личность» в применении к педагогике
выражает две общие тенденции. С
одной стороны, происходит простой
перенос результатов
Выделяют основные направления анализа личности учащегося в педагогике.
1.
Воспитание личности в детском
возрасте — это целостный
2. Развивающий, воспитывающий потенциал обучения в формировании личности. Учебная деятельность направлена на перестройку личности.
3.
Общение школьника как процесс
становления субъекта общения.
Поведение школьника как
4. Самовоспитание личности школьника. Самовоспитание определяется активностью личности, направленной на собственное формирование и совершенствование.
5.
Преодоление отклонений в
Таким
образом, личность — продукт социального
развития общества и является социальным
качеством. Личность как социальное
качество воспитывается. Общественная
ценность человека определяется тем, насколько
он сформировался как личность.
Диагностическая деятельность педагога.
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например методом простого наблюдения).
В
педагогической диагностике, прежде всего,
сравнивается наблюдаемое поведение с
прежним поведением того же лица, с поведением
других лиц, с описанием поведения какого-нибудь
лица или же с описанием стандартного
поведения, анализируется с целью определения
причины отклонения в поведении, прогнозируется,
с тем чтобы предвидеть поведение в других
ситуациях или в будущем, интерпретируется,
чтобы после индексации и оценки имеющейся
информации дать оценку тому или иному
поведению.
Психодиагностика и педагогическая диагностика.
Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству.
Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей). Психодиагностика выступает как совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента. Способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи наиболее эффективно сочетание усилий специалистов психологической службы и опытных учителей-практиков.