Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:35, реферат
Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто- слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.
Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.
2. Введение…………………………………………………………….3
3. Понятие педагогической диагностики…………………………...4
4. Личность как предмет педагогической диагностики…………...5
5. Диагностическая деятельность педагога…………………………7
6. Психодиагностика и педагогическая диагностика……………...8
7. Сущность и функции педагогической диагностики……………9
8. Методики диагностики учащихся……………………………….14
9. Наблюдение как основной метод педагогической
диагностики……………………………………………………….16
10. Методы педагогической диагностики…………………………..20
11. Заключение………………………………………………………...23
12. Список использованной литературы…………………………….24
Существует
ряд различий между педагогической
диагностикой и психодиагностикой.
Педагогическая диагностика никогда
не была только исполнителем, который
по заказу исследует клиентов, отмечает
их признаки и затем передает полученные
данные заказчику. Педагогическая диагностика
может выполнять только служебную функцию
внутри системы воспитания и обучения.
Характерным для педагогики является
не то, что она ведает процессом познания
в определенной области, а то, что она является
теоретическим фундаментом практической
деятельности. Этой же задаче подчиняется
и педагогическая диагностика. Психологам
удалось ввести в дискуссию вокруг педагогической
диагностики много своих проблем, хотя
эти проблемы не являются для нее релевантными.
Педагогическая диагностика должна быть
подчинена педагогике, и необходимо вновь
еще более четко обозначить ее самостоятельность
по отношению к психодиагностике.
Сущность и функции педагогической диагностики.
В
любой отрасли профессиональной
деятельности особая роль принадлежит
диагностике состояния и
Педагогическая
диагностика в не совсем четко
выраженном виде присутствует в любом
педагогическом процессе, начиная с
взаимодействия учителя и ученика
на уроке и кончая управлением
системой народного образования
в целом. Она проявляется и
в форме контрольных работ, и
в любой характеристике, как ученика,
так и учителя, без нее не может
быть состоятельным
В
понятии «педагогическая
в-третьих, она осуществляется при помощи
методов, которые органически вписываются
в логику педагогической деятельности
учителя; в-четвертых, с помощью педагогической
диагностики усиливаются контрольно-оценочные
функции деятельности учителя; в-пятых,
даже некоторые традиционно применяемые
средства и методы обучения и воспитания
могут быть трансформированы в средства
и методы педагогической диагностики.
Диагноз – дифференцированное знание о единичном, отнесение отдельного к определенной группе, типу, классу. Такой подход предполагает следующее: во-первых, создание полного перечня этих групп, типов, классов: в медицине — всевозможных нарушений нормального функционирования организма, в технике — различных неполадок объектов и систем и т.п. Педагогическая диагностика также нуждается в предварительном структурировании учебно-воспитательного процесса и его компонентов. Во-вторых, проведение диагноза на основе информации о состоянии отдельных параметров системы. В-третьих, принятие решений, что является наиболее сложным и наименее разработанным моментом педагогического диагноза.
Педагогическая диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического процесса. Педагогическая диагностика в школе– практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.
В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе. Такую информацию может предоставить педагогическая диагностика, потому что ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях: обратной связи, оценочной, управленческой.
В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.
Создание
возможностей получения каждым школьником
и учителем необходимой информации
о ходе и результатах учебно-
Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.
Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.
Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Педагогу,
который общается с учениками
и коллективом несколько лет,
нет необходимости проводить
начальную диагностику
Полнота
и объективность информации при
начальной диагностике в
Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
В
системе прогнозирования
Методики диагностики учащихся.
Диагностика
— это способы изучения личности
человека путем использования
1.
Общие сведения: возраст ученика;
класс; школа; состояние
2. Изучение социальной ситуации развития учащегося и его окружения: состав семьи; профессии; возраст; краткая характеристика родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье.
3. Особенности школьника:
а) диагностика познавательной сферы (характеристики познавательных процессов):
— восприятие (целостность, осмысленность, восприятие времени и пространства);
— память (уровень развития видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности);
— воображение (воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, уровень развития творческого потенциала личности);
— внимание (виды, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрасту);
— мышление (уровень развития видов и операций, самостоятельность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость);
б) диагностика развития способностей (общие, специальные, одаренность;
в) диагностика темперамента (тип нервной системы, психологическая характеристика, проявления в поведении и общении);
г)
диагностика эмоционально-
— самооценка как компонент самосознания;