Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:55, доклад
Подача – это психология всей команды, которую выстраивает каждый игрок своим умением выполнять данный элемент. Чем сильнее и устойчивее подача, тем крепче техническая подготовка игрока в других элементах.
Подача – элемент игры, который не дает игрокам команды соперника согласовывать свои действия и выполнять намеченный план игры.
Подачу необходимо совершенствовать в течение всей тренировки, отрабатывая как технику индивидуального удара, так и групповые действия.
Подача и прием мяча в волейболе
Подача –
это психология всей команды, которую
выстраивает каждый игрок своим умением
выполнять данный элемент. Чем сильнее
и устойчивее подача, тем крепче техническая
подготовка игрока в других элементах.
Подача – элемент игры, который не дает
игрокам команды соперника согласовывать
свои действия и выполнять намеченный
план игры.
Подачу необходимо совершенствовать в
течение всей тренировки, отрабатывая
как технику индивидуального удара, так
и групповые действия.
Подача мяча
Какую подачу выбрать?
Дети младшего возраста (8–10 лет), приходящие
заниматься волейболом, плохо развиты
физически. Руки и плечи у них
еще слабые в силу того, что они
делали мало бросков, особенно прямой
рукой. Обучение младших школьников
игровым спортивным дисциплинам
должно строиться через игры. В
этом возрасте они любят выполнять
множество различных
Упражнения на технику подачи – из разряда обязательных, трудных и скучных даже для учащихся 5–7-х классов, тем более – младших.
При обучении технике подачи тренер должен четко представлять себе, какой подаче он будет обучать и как ее отрабатывать:
1) нижнюю прямую;
2) нижнюю боковую;
3) верхнюю прямую;
4) верхнюю боковую.
При выборе вида подачи не может использоваться принцип «от простого к сложному» (например, от нижней прямой к верхней прямой). Для начинающих заниматься волейболом все движения необычны, неестественны, а потому сложны.
Из четырех видов волейбольной подачи преимущество остается сегодня за верхней прямой.
С сильной прямой подачей могла бы конкурировать сильная боковая подача. Но этого не происходит, потому что она сложнее по движению ног и подбрасыванию мяча.
Существует четыре основных способа верхней прямой подачи:
1) согнутой рукой с высоким
набрасыванием мяча;
2) с отведением плеча и руки в сторону;
3) с забрасыванием мяча за голову;
4) подача прямой рукой.
На последней подаче мне бы хотелось заострить внимание. Главный принцип обучения – постоянство. На каждом занятии в любых упражнениях контролируется движение прямой рукой.
Упражнения для подготовки мышц к подаче
1. Стойка на прямых ногах,
руки вытянуты вверх и держат
набивной мяч (до 1 кг) в «широких»
ладонях. Не сгибая ног,
2. Броски в парах игровым и малым набивными мячами.
3. То же – в тройках двумя мячами (два игрока – на месте, третий – в движении).
Это очень полезное упражнение, которое в дальнейшем могут выполнять все группы занимающихся, однако оно требует соблюдения дисциплины от игроков, подающих мячи. Малейшая небрежность – и мяч может попасть партнеру в лицо. На начальном этапе для закрепления навыка можно использовать волейбольный мяч, затем постепенно чередовать мячи: для младшей группы – игровой и малый набивной; для средней и старшей групп – набивные весом 1 и 2 кг. Для развития силы рук и плеч главное – увеличивать не количество бросков (5 – для младшей группы и 10 – для старших), а только количество серий: 2, 3, 4. Повторение серий должно происходить в течение всей тренировки. Через месяц-другой при регулярной отработке этого движения вы сможете убедиться в том, что ваши подопечные заметно укрепили руки и плечи: дальность бросков увеличится.
4. Два игрока лежат на спине
боком друг к другу на
5. Два игрока стоят с мячами: один – у сетки, второй – у лицевой линии. Между ними лежит третий игрок лицом к игроку у сетки. Игрок у сетки набрасывает мяч лежащему, ловит его, возвращает обратно, сидя делает поворот к лицевой линии, быстро ложится и получает мяч от второго игрока.
6. Один игрок стоит с мячом, второй лежит к нему лицом, третий стоит за вторым на расстоянии примерно 2 м. Поймав мяч от игрока, стоящего спереди, и закрепив его между ступнями, лежащий игрок прямыми ногами быстро бросает мяч третьему партнеру, который возвращает мяч в руки лежащему, а тот – впереди стоящему партнеру.
7. Один партнер лежит на лицевой линии, второй стоит у него за головой с игровыми мячами. Выполняется набрасывание мяча в кисти прямых рук и сразу – бросок на дальность. Важна неразрывность цепочки: передача – прием – бросок. Проводится контроль силы плеч – с какого броска уменьшается их дальность (наступает утомление).
8. Двое игроков стоят друг
от друга на расстоянии 1–1,5 м.
Третий игрок делает перекаты,
получает мяч от одного из
партнеров, возвращает его
Техника подачи
Обучение начинается с объяснения и показа всех моментов – от стойки игрока до удара по мячу.
И.п. – левая нога стоит на всей ступне, правая – на носке на уровне пятки левой ноги. Игрок держит мяч на согнутой левой руке на уровне нижней части лица. Правая рука вытянута вверх. Игрок начинает движение с правой ноги: выполняет шаг вперед, касаясь пола вначале пяткой, потом ступней, затем сразу делает шаг левой ногой, и обязательно на пятку. Перед тем как сделать ею шаг на опору, следует подбросить мяч на высоту 30–40 см от пальцев вытянутой руки. Шаг ноги и удар должны слиться в единое движение.
Начинаем у стенки
При обучении подаче первые шаги игроки начинают у стены, так как, во-первых, не каждая школа может выделить отдельный мяч для каждого игрока. При этом игрок без мяча стоит в 3–4 м от стены и делает имитацию подачи; во-вторых, игрок после подачи ловит отскочивший мяч двумя руками в открытые кисти, что способствует развитию его физических качеств; в-третьих, подача у стены повышает моторную плотность занятия, позволяя избежать лишних передвижений за мячом по залу; в-четвертых, подача у стены дает тренеру возможность быть рядом с игроками, следить за их движениями и исправлять ошибки.
При ошибке игрока на подаче важно фиксировать не саму ошибку, а ее причину. Процесс обучения технике подачи должен сводиться не к количеству подач, а к вопросу о том, как правильно подать. Тренер должен уметь объяснить причину ошибки. При обучении подаче следует остановить внимание на следующих моментах:
1. Где держать мяч – на какой высоте,
на согнутой или прямой руке?
2. Какой должна быть бьющая рука – прямой,
согнутой; локоть отведен назад или в сторону?
3. На какую высоту надо подбрасывать мяч
по отношению к высоте бьющей руки?
4. Как подбрасывать мяч: резко или плавно,
или полностью выпрямленной рукой?
5. Какова зависимость между постановкой
ног и бьющей рукой?
Качество подачи находится в прямой зависимости от места нахождения мяча перед ударным движением руки. На мой взгляд, с короткого отрезка всегда можно с большей точностью подбросить мяч.
Подача через сетку
Какой бы ни была по качеству исполнения подача у стенки, у игрока всегда есть желание подать мяч через сетку. Приступая к выполнению такой подачи, игрок должен находиться на таком расстоянии от сетки, чтобы он смог перебросить через нее мяч, получив от этого эмоциональный заряд. Но, как правило, первые подачи через сетку у многих вызывают больше огорчения, чем радости. Игроки среднего роста будут подавать мяч через сетку быстрее, чем малорослые, так как они более подвижны, и их движения лучше скоординированы. Что касается высокорослых учеников, то они хуже справляются с этим заданием и вообще требуют индивидуального подхода в обучении, учитывая особенности их физического развития.
Обучение подаче на первых этапах не должно быть скучным, а должно создавать эмоционально положительный настрой.
Эти и другие упражнения имеют одну цель – в разнообразных движениях отрабатывать технику подачи, не стремясь увеличить расстояние от игрока до сетки. Только после хорошего закрепления техники движений следует постепенно увеличивать расстояние.
1. По три игрока выполняют
подачу через сетку.
2. На лицевой линии трое игроков
выполняют прыжки со скакалкой.
3. И.п. – то же. В центре
площадки стоят скамейки. По сигналу
тренера игроки бегут от
4. На месте подачи трое игроков вращают обручи, по команде тренера останавливаются и подают мяч.
5. На лицевой линии трое игроков
выполняют гимнастический «
6. В центре площадки игроки
на матах выполняют перекаты.
По команде тренера все встают,
берут мячи и поочередно
Прием мяча снизу в волейболе
Если подачу можно отрабатывать самостоятельно, то прием полностью зависит от подачи.
Игрок на подаче и игрок на приеме
находятся в разных условиях. Первому
психологически легче, так как его
результаты зависят только от него
самого. Ему никто не мешает в
обращении с мячом: он сам выбирает
цель, расстояние до лицевой линии,
силу удара. Второй же игрок лишен
этих преимуществ. Поэтому для того
чтобы прием подачи не был слабым
местом в игре команды, необходимо включать
в программу занятий
Техника приема
Чтобы исполнение приема мяча снизу соответствовало качеству тактической игры команды в целом, тренер должен хорошо узнать индивидуальный уровень возможностей каждого игрока и только после этого строить тактику игры. Качество приема мяча снизу зависит от стойки игрока: положения ног, корпуса и рук.
1. Ноги должны находиться в
удобной широкой стойке в
2. Корпус прямой. При обучении
приему мяча снизу тренер
3. Кисти в «замке», руки прямые, вытянуты и опущены вниз. Прием идет на предплечья. Положение корпуса и рук максимально взаимосвязано. Все зависит от полета мяча, его силы и цели передачи.
Тактические хитрости
Если при приеме мяча сверху тренер
может поставить плохо
1. Качество приема мяча снизу
зависит от строгой игровой
дисциплины принимающих и от
действий игроков атакующей
2. Игроки при приеме нападающих ударов из зоны 4 должны стоять по диагонали.
3. При приеме игроки задней
линии сдвигаются вправо. Этого
можно добиться путем
Упражнения для обучения приему мяча снизу
При назначении игроков на прием следует ориентироваться на выполнение ими сложных упражнений, дающих большую физическую нагрузку.
Прием мяча снизу отрабатывается как индивидуально (броски в стену и прием отскочившего мяча), так и в группах.
1. В парах и тройках принимающий
игрок отрабатывает прием
2. То же – через сетку.
3. То же – в определенной игровой зоне.
4. Для выработки низкой стойки
удары надо делать вниз. Правильной
низкой стойки можно добиться
путем быстрого опускания на
одно колено, сохраняя при этом
прямое положение корпуса.
5. Для разворота предплечий
6. Перемещение в низкой стойке без движения рук в стороны. Качество передач всегда выше, если руки делают движение снизу вверх перед корпусом. Для этого надо вначале сделать 2–3 шага в сторону, а затем принять мяч.
7. Упражнение с несколькими