Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание

В настоящее время рассматриваются вопросы использования средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в целях более быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышение продуктивности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3с.
Глава I. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). 6с.
Глава II. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). 9с.
Глава III. Методика подбора средств ППФП студентов. 14с.
Глава IV. Формы ППФП в высших учебных заведениях. 18с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23с.

Работа состоит из  1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3с.

Глава I. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).    6с.

Глава II. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).   9с.

Глава III. Методика подбора средств ППФП студентов.                               14с.

Глава IV. Формы ППФП в высших учебных заведениях.                            18с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  21с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                          23с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономические  преобразования, происходящие в нашем  обществе, вызывают необходимость изменений  в существующей системе профессионального  образования. В условиях развития демократических  отношений в обществе возрастает фактор конкурентоспособного специалиста, от которого требуется высокий профессионализм, а следовательно, больше напряжения умственных, психических и физических сил. Подготовка такого специалиста, способного справляться со стремительным ростом объема научно-технической информации, ставит перед вузами задачу создания и внедрения новых технологий обучения, в том числе и в области физической культуры, проблему развитого, работоспособного здорового специалиста, может и должна решать физическая культура. Однако, исследования В.И. Ильнича, П.Д. Ионова, В.А. Кабачкова, А.Г. Фурманова показали, что общая физическая подготовка не может полностью решить эти задачи, так как высококвалифицированный труд требует определенного профилированного физического воспитания. В современный условиях проблема физического воспитания требует пересмотра его направленности, содержания, методов, средств и организационных форм1.

В настоящее время  рассматриваются вопросы использования  средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в целях более быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышение продуктивности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний.

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.

В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем — кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно — могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах2.

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда (экономистов, бухгалтеров, менеджеров), не

занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

Ухудшение состояния здоровья студентов вызывает большое беспокойство. Научно-технический прогресс привел к изменению условий жизни человека. Как результат   возникли болезни цивилизации, куда входят наркомания, алкоголизм, курение (особенно девушек   будущих матерей), СПИД, злокачественные и эндокринные заболевания, снижение функциональных резервов и сопротивляемости к болезням, рождение ослабленного потомства.

Студенты, просидевшие 6-8 часов за партой, отдают преимущества компьютерным играм, просмотру телепередач, видеофильмов и т.д., и мало

кто ведет активный здоровый образ жизни. Система рыночных отношений требует конкурентно-способных специалистов, имеющих не только специальные знания и умения, но и высокий уровень работоспособности. Профессионально подготовленный, но не здоровый специалист не может быть востребованным к конкретной деятельности. В службах отделов кадров появляются специалисты-психологи по профпригодности и профотбору, способные по внешним признакам, телосложению, определить уровень соответствия и работоспособность, готовность к активной трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

 

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально- прикладной физической подготовки (ППФП), студентов заключается в том, чтобы:

  1. пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;
  2. интенсифицировать развитие профессионально важных физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;
  3. повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условий среды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и улучшению здоровья;
  4. способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности3.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно.

Первостепенную роль в их реализации играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП.

Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Важным средством формирования профессионально важных физических качеств и работоспособности в ВУЗах является физическое воспитание, поскольку то, каким специалистом станет нынешний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он учится, но и от умения владеть здоровыми жизненными навыками. Реально и без преувеличений, оценивая нынешний уровень здоровья студентов, можно сказать, что физическая культура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать в учебно-педагогическом процессе значительно весомое место, чем она занимает сейчас.

Практика показывает, что значительной части студентов вузов формирование навыков ведения здорового образа жизни имеет хаотичный характер.

В высших учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию основное внимание уделяется исключительно повышению уровня общей физической и спортивно-технической подготовки студентов4. Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании, самообогащении личности, формирование навыков здорового образа жизни при помощи физкультурно-спортивной деятельности на практике чаще всего осуществляется стихийно или совсем игнорируется.

Учебные занятия по физическому воспитанию должны решать вопросы физкультурного образования и воспитания, знакомить студента с элементами психофизического тренинга, учитывать специфику обучения и будущую профессиональную деятельность, изучать разносторонние психологические аспекты, связанные с умением преодолевать стрессовые ситуации. Важная задача при подготовке специалистов активизировать их познавательную деятельность в процессе обучения, а это означает, прежде всего, развивать их мышление. Много примеров подтверждают, что выпускники вузов, которые активно занимались во время обучения физической культурой и спортом, успешно трудятся в сложных условиях предприятий.

Однако некоторые факты свидетельствуют о том, что не в полной мере используются все возможности физического воспитания в решении задач подготовки студентов к высокопродуктивному труду.

Исходя из того, что на современном уровне развития постоянно повышается роль работников, специалистов, требования к их подготовке в системе высших учебных заведений постоянно растут. В связи с этим главная задача всего учебного процесса по физическому воспитанию заключается в обучении студентов специальным знаниям здорового образа жизни и формирование у них практических навыков по профессиональной прикладной подготовке.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов.

 

     Основными факторами, определяющими конкретное содержание ППФП студентов вузов и факультетов определенного профиля, являются: формы труда специалистов данного профиля, условия и характер их труда, режим труда и отдыха, особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда, которые имеют прямую связь с особенностями производственного утомления.

     Формы труда являются одним из факторов, определяющих конкретное содержание ППФП студентов. В современном производстве постоянно происходят качественные изменения, как в физическом, так и в умственном труде.

     В физическом труде увеличивается абсолютная и относительная доля интеллектуальных усилий. Во многих массовых профессиях рабочих и специалистов все в большей степени сочетаются элементы физического и умственного труда при постоянном повышении удельного веса последнего, но при сохранении относительной самостоятельности того или другого.

     В качестве примера смешанной формы труда сейчас можно назвать современный труд целого ряда специалистов высшей квалификации-геологов в период полевых изысканий, космонавтов в полете, хирургов во время длительных операций и представителей многих других профессий.

     Глубоким качественным изменениям подвергается и умственный труд, который в некоторых случаях может уже рассматриваться как облегченный физический труд (труд операторов и др.). Все это говорит о том, что разделение на физический, умственный и смешанные формы труда в настоящее время имеет достаточно условный характер. Такое условное разделение по признаку преимущественного проявления определенных функций в процессе труда облегчает изучение динамики работоспособности специалистов в течение рабочего дня, выявление причин производственного утомления, что обязательно учитывается при подборе средств физической культуры и спорта в целях ППФП студентов.

     Условия труда, под которыми понимается продолжительность рабочего времени, напряженность труда, комфортность производственной сферы (в том числе и наличие профессиональных вредностей) также во многом определяют подбор средств физической культуры и спорта, конкретное содержание ППФП.

     Совершенствование условий труда осуществляется в двух основных направлениях: путем устранения неблагоприятных вредных факторов внешней среды и путем проведения ряда мероприятий,  позволяющих защитит работника от их влияния (или уменьшить степень их воздействия).

    Первый путь является более предпочтительным, однако во многих производствах для этого пока еще нет достаточных условий. Все это требует повышенной общей и специальной выносливости специалистов для качественного выполнения профессиональных видов работа также разработки мероприятий для снижения напряженности труда. Определенную роль в комплексе этих мероприятий играет ППФП в вузах, которая предусматривает вооружение студентов прикладными знаниями о правильном применении средств физической культуры и спорта в период профессиональной деятельности в зависимости от изменяющихся условий труда.

    Характер труда также во многом определяет содержание ППФП студентов. Для правильного подбора и применения средств ППФП необходимы знания о степени физической и эмоциональной нагрузки в процессе будущей работы специалиста

     Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть различен при выполнении разных служебных и должностных функций. Естественно, что в таких случаях у специалистов могут наблюдаться различные физические и психологические нагрузки; им потребуются разные прикладные знания, умения и навыки, а, следовательно, и разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха. Кроме того, особенности характера труда специалистов на производстве определяет необходимость освоения студентами знаний по обоснованному применению средств физической культуры и спорта для профилактики профессиональных заболеваний.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов