Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:05, реферат

Описание

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофи¬зических и физиологических систем и функций организма под влияни¬ем определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность челове-ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове¬ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ¬ность.

Содержание

1. Основные понятия 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 7
4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 7
4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 9
4.3. Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии 10
5. Здоровье и работоспособность студентов 11
5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика 13
5.1.1. Кастно-суставная патология 13
5.1.2. Патология органов зрения 14
5.1.3. Умственно-эмоциональное перенапряжение 15
5.1.4. Сон и психическое здоровье 16
5.1.5. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления 16
6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, сихоэмоционального и функционального состояния студентов 17
6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха 18
6.1.1. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 18
6.1.2. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 19
7. Вывод 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 9.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по­следствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

 

Таблица 9.1

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реак­ции на новые раз­дражители (словес­ные указания) от­сутствуют

Поза

Непостоянная, потя­гивания  ног и  вы­прямление   тулови­ща

Частая смена поз, пово­роты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание голо­вы руками

Стремление поло­жить голову на стол, вытянуться, отки­нуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замед­ленные

Суетливые движе­ния рук и пальцев (ухудшение почер­ка)

Интерес    к    новому материалу

Живой        интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсут­ствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

 

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек­сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость,   выраженный дермографизм,       снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Оценка степеней переутомления представлена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Краткая характеристика степеней переутомления (по К. К. Платонову)

Симптом

 

 

Степень переутомления

I-начинающееся

II- легкое

III-выраженное

IV- тяжелое

Снижение  рабо­тоспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление ранее отсутствовавшей усталости      при умственной    на­грузке

При   усиленной нагрузке

При     обычной нагрузке

При    облегчен­ной нагрузке

Без   видимой   на­грузки

понижения рабо­тоспособности волевым путем

Не требуется

Полностью

Не полностью

Незначительно

Эмоциональные сдвиги

Временное снижение  инте­реса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражитель­ность

Угнетение, резкая раздражитель-

 

Трудно      засы­пать   и   просы­паться

Труднее    засы­пать,       просы­паться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение   умст­венной    работо­способности

Нет

Трудно    сосре­доточиться

Временами забывчивость

Заметное    ослаб­ление внимания и

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голо­ве

Часто тяжесть в голове

Временами головные   боли, снижение аппе­тита

Частые   головные боли,   потеря   ап­петита

Профилактиче­ские    мероприя­тия

Упорядочение отдыха, физиче­ская    культура, культурные развлечения

Отдых, физиче­ская культура

Организован­ный         отдых, предоставление отпуска

Лечение

 

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче­скими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

 

4. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к вы­полнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных вре­менных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психо­логический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мыш­ления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти­вации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняе­мой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кон­кретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

 

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодично­сти ритмических процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспо­собности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, измене­ния кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма (рис. 2.)

Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности

 

Рис.3. Изменение работоспособности человека в течении суток

 

Рис.3. Распределение работоспособности утренних (I) и вечерних (II) типов

Рис.4. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно­стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и сту­денты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жа­воронки") и вечерние ("совы") типы (рис.3.)

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадост­ны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды­вают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов сту­дентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным раз­делам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмот­ренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

 

4.2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - вре­менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при само­подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба­тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.5).

Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и т.п.

Учебный семестр и учебный год.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности