Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:05, реферат

Описание

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофи¬зических и физиологических систем и функций организма под влияни¬ем определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность челове-ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове¬ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ¬ность.

Содержание

1. Основные понятия 2
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 2
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 4
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 7
4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 7
4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 9
4.3. Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии 10
5. Здоровье и работоспособность студентов 11
5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика 13
5.1.1. Кастно-суставная патология 13
5.1.2. Патология органов зрения 14
5.1.3. Умственно-эмоциональное перенапряжение 15
5.1.4. Сон и психическое здоровье 16
5.1.5. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления 16
6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, сихоэмоционального и функционального состояния студентов 17
6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха 18
6.1.1. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 18
6.1.2. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 19
7. Вывод 21
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

На зрительную работоспособность в значительной мере оказывает влияние распределение яркостей в поле зрения (отношение яркости цен­трального и периферического полей зрения) от 1 до 3 дптр, что соответст­вует максимальному расстоянию рассматриваемого объекта от глаз 30...100 см. Наиболее благоприятные условия для работы зрения создаются при одинаковой яркости в поле зрения, что достигается при равномерном ос­вещении.

В профилактике зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное место занимает регламентация режимов труда и отдыха. Осо­бенно важна специальная гимнастика для глаз. В Приложении №4 пред­ложен комплекс упражнений, который обладает избирательным действием на двигательные реакции глаз.

 

5.1.3. Умственно-эмоциональное перенапряжение

Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все больше­го числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет со­бой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на ин­теллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень час­то сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и пре­одолением затруднительных ситуаций, которые также могут способство­вать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать сле­дующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинст­ве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности чело­века; только хроническое воздействие на организм эмоционального стрес­са имеет существенное значение для возникновения нервного перенапря­жения.

Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми усло­виями действительности, возникает дисгармония между психофизиологи­ческими и учебно-трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека значительно отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается на­пряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических кон­стант организма, особенно тогда, когда внешние раздражители становятся чрезвычайно сильными, эмоционально насыщенными и принимают хрони­ческий характер.

В настоящее время физиология труда располагает множеством ре­комендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных ус­ловиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

1. Высокий уровень физической  подготовленности  определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагру­зок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.

2. Повышение профессионального мастерства способствует    нетолько повышению работоспособности специалиста,    но и уменьшению эмоциональной    напряженности.  Например, иногда неудачи в учебе воз­никают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реали­зовать свои знания.

3. Поддержание  ритмичности   учебной   нагрузки.   Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.

4. Выработка у людей с детского возраста   четкого   убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.

5. Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое вос­питание, которое позволит в значительной степени предупредить вероят­ность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.

6. Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое   значение имеет характер отдыха,   способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.

 

5.1.4. Сон и психическое здоровье

В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты исключи­тельные успехи. В феномен сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксаль­ный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чере­дования вызывает расстройство сна.

Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает исключи­тельно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адап­тивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстрой­ство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Установлено, что тотальное или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются память, внимание, а вследст­вие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном со­стоят в следующем:

1. Активная деятельность днем,   особенно физическая.    Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с  биологи­ческими   ритмами организма. Продолжительность сна у каждого индивида определяется наследственными факторами и  личностными   особенностя­ми.   Из   своего   опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.

2. Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умст­венную деятельность необходимо чередовать с  физическим трудом  или занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и с учебы, затрачивая  дополнительно 1... 1,5 часа.

3. Определенный комфорт спального места.

Итак, восстановление нормального сна должно иметь как инфор­мационное, так и восстановительно-адаптационное значение. В последнем случае сон выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перена­пряжений. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных си­туаций и длительной напряженной умственной деятельности.

 

5.1.5. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления

Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. На протяжении миллионов лет эволюции для того, чтобы выжить, организм человека приспосабливался к интенсивной мышечной нагрузке. Деятель­ность всех систем организма была направлена на хорошее обеспечение работоспособности мышц и в свою очередь стимулировалась и совершен­ствовалась под влиянием интенсивных мышечных усилий.

При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движе­ний происходят нежелательные и существенные изменения функциональ­ного состояния мозга и сенсорных систем. Наряду с изменениями в дея­тельности высших отделов головного мозга снижается уровень функцио­нирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус и др.) или ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением, пищеварением и т.д.). Вследствие этого, наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний.

Для данного состояния характерны повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпе­ливость, нарушение сна, утрата способности к длительному умственному или физическому напряжению. Все эти симптомы могут проявляться в раз­личной степени. Наиболее действенной альтернативой гипокинезии и ги­подинамии в современных условиях могут выступать средства физической культуры, увеличение объема и интенсивности мышечной деятельности.

Задача физиологов труда и спорта заключается в определении для каждого человека «нормы» двигательной нагрузки, т.е. величины ДА, не­обходимой для поддержания физических возможностей и здоровья на та­ком уровне, который обеспечивал бы нормальное протекание жизненно важных функций, активное долголетие, «радость жизни», высокую работо­способность.

 

6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов

Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

-    систематическое изучение учебных предметов студентами в  се­местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

-    ритмичную и системную организацию умственного труда;

-    постоянное поддержание эмоции интереса;

-    совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

-    организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

-    отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркоти­ков, курения и токсикомании;

-    ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ­ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

-    обучение  студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от  нормы  и  своевременной  кор­ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.

 

6.1.1. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физиче­ских упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на­чинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каж­дых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи­ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограаничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности