Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Современная система народного образования предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала
ГОУ ВПО
Российский
государственный
Институт информатики
Кафедра сетевых информационных систем
Реферат
по дисциплине
«Физическая
культура»
Тема:
«Роль физической культуры в становлении
педагога профессионального образования»
Специальность | 030500.06 | Профессиональное
обучение
«Компьютерные технологии» |
Выполнил |
Студент гр. КТ-107
Путров Максим Михайлович Шифр зачётной книжки 0902215 | |
Екатеринбург 2011
Оглавление
Современная система народного образования предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала[1].
Это
ведет к необходимости
В
современных психолого-
В
педагогической деятельности будущий
учитель взаимодействует с субъектами
образовательного процесса, что ставит
задачей не только развитие физических
качеств, двигательных умений и навыков,
но и влияние на становление их личности
средствами физического воспитания. Поэтому
особую роль в этом процессе становления
личности педагога профессионального
образования играет физическая подготовка,
её направленность на развивающий эффект
физкультурно-спортивной работы в школе
и вузе.[2]
Понятие
"профессиональное образование",
имея весьма широкий смысл, используется
для обозначения
Безусловно, профессиональное образование есть компонент и составная часть целостной системы образования. Анализ обширного теоретического и экспериментального материала позволяет выявить ряд концептуальных идей, определяющих магистральные направления совершенствования практики профессионального образования. Так, соответствующее существующим требованиям профессиональное образование призвано обеспечивать: развитие гармоничной личности и ее творческого потенциала как ведущей идеи образования учащейся молодежи; направленность образования на удовлетворение социальных запросов и личностных потребностей с учетом интересов, склонностей, способностей, мотивов; обеспечение индивидуализации образования и социализации личности; создание категорий "грамотность", "образованность", "культура", "профессионализм" на основе сущностных сил и способностей личности; формирование потребностно-мотивационной сферы личности и ее ценностных ориентаций на самосовершенствование, самообразование и усвоение духовных ценностей общества; осуществление взаимопроникновения и взаимосвязи базового и профессионального этапов образования; совершенствование профессиональной педагогики на основах тесной взаимосвязи физического и трудового воспитания, обучения и развития; формирование физической культуры личности и потребностей здорового образа жизни как основ профессиональной и социальной активности личности.
Изложенное выше позволяет предположить, что эффективное совершенствование системы и процесса профессионального образования сопряжено с его либерализацией и гуманизацией, осуществляемыми на основе единства всестороннего обучения, воспитания и развития личности учащейся молодежи и, прежде всего, за счет ценностей культуры. Все большую актуальность для эффективного становления личности учащихся обретает формирование специальных знаний, общей и физической культуры, профессионализма, ценностных ориентаций и направленности на овладение совокупностью культурных ценностей в связи с учебной и предстоящей профессиональной деятельностью.
Признавая основной целью профессионального образования педагога, профессиональное становление личности, необходимо создать комплекс педагогических условий для решения двух взаимосвязанных задач:
Таким образом, эффективное личностное становление специалистов в процессе профессионального образования возможно, прежде всего, на основе создания комплекса условий для приобщения их к культуре, в том числе и физической, присвоения ими наиболее важных составляющих сложного комплекса обобщаемых ею ценностей, целенаправленного формирования ценностных ориентаций личности.
Как
показывают результаты исследований в
сфере общей и спортивной педагогики,
теории и методики физического воспитания,
в которых рассматриваются
В настоящее время физическую культуру определяют как часть общесоциальной культуры личности; творчески преобразовательную деятельность по формированию системы соответствующих потребностей и способностей.
Сущностная цель физической культуры - воспроизводство человека, личности; становление специфического личностного состояния - физической культуры личности субъекта. Основными же задачами следует считать: создание системы материальных и духовных ценностей в этой сфере; создание условий для овладения ими человеком; дальнейшая трансляция и трансформация в социум для реализации общей цели на основе удовлетворения потребностей человека.
Тем не менее следует отметить, что не все ценности физической культуры в равной мере обеспечивают формирование каких-либо специфических потребностей и способностей, характерных и необходимых для осуществления конкретной деятельности, в том числе - профессиональной.[1]
Таким
образом, возникает социальная потребность
теоретико-методологического
Именно это нашло отражение в рамках сложившейся методологии профессиональной физической культуры.
До последнего времени совершенствование процесса профессиональной подготовки педагогов с направленным использованием ценностей физической культуры осуществлялось в рамках системы профессионально-прикладной физической подготовки. В ряде случаев речь шла о физическом воспитании с профессиональной направленностью или же о профилированном физическом воспитании.
Однако если охарактеризовать систему профессионального образования как единство обучения, воспитания и развития, то и процесс приобщения учащихся к физической культуре в её рамках также должен одновременно иметь и воспитывающий, и развивающий, и обучающий характер; иметь большую профессиональную физкультурно-образовательную направленность; быть целостным и ёмким явлением в обеспечении комплексности воздействий на личность и её культуру в едином процессе формирования личности профессионала. В связи с этим возникает необходимость более широкого понимания и методологического обоснования роли физической культуры в профессиональном становлении личности на основах трансформации традиционной профессионально-прикладной физической подготовки, а также физического воспитания с профессиональной направленностью и профилированного физического воспитания в целостный, системно осуществляемый процесс формирования ПФК.[3]
Здесь
нельзя не отметить взгляды классика
отечественной педагогики П. Ф. Лесгафта,
который считал необходимым придать
традиционному физическому
Целенаправленные исследования по методологическому обоснованию процесса формирования ПФК осуществляются в наши дни С. С. Коровиным с коллегами; в опубликованных ими работах достаточно подробно показаны основы системной методологии формирования ПФК как сложного и актуального социального явления и как личностного состояния.
В настоящее время основы системной методологии, по мнению С. С. Коровина, составляют: понятийно-категориальный аппарат, структура и функции ПФК, структурно-функциональное моделирование и программно-содержательное обеспечение процесса овладения ценностями ПФК, структура ПФК личности и характеристики её составляющих (109).
В указанных выше исследованиях ПФК рассматривается как компонент культуры общества и специфическая преобразовательно-творческая деятельность, удовлетворяющая общественные и личностные потребности в развитии способностей, изучении, накоплении и распространении предметных и духовных ценностей в связи с подготовкой учащейся молодежи к учебной и предстоящей профессиональной деятельности. Объектом ПФК является "процесс производства и воспроизводства профессионального потенциала общества в связи с подготовкой педагога к участию в профессиональной деятельности по созданию, преобразованию и потреблению материальных и духовных социальных ценностей". Предметом ПФК выступает "процесс формирования специфических аспектов физической культуры личности профессионала на основе совокупности профессиографических, психолого-педагогических, физиологических и дидактических основ прикладной физкультурной деятельности".
Главной
специфической особенностью ПФК
является прикладность, основанная на
естественно-биологических
Информация о работе Роль физической культуры в становлении педагога профессионального образования