Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Современная система народного образования предъявляет повышенные требования к личности учителя как к субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма. Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на подготовку специалистов - будущих учителей. Для решения этой проблемы необходимо изучение личности учителя-профессионала и психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала
При
этом важным представляется, что прогностическая
модель ПФК учащейся молодежи должна,
на наш взгляд, отражать следующие
основные аспекты, имеющие взаимосвязь
с социально-философской
Во взаимодействии педагогов и обучающихся ПФК предстаёт в единстве трёх своих сторон: деятельностной, предметно-ценностной и результативной. Генезис становления современного целеполагания в системе физического воспитания учащихся подготовлен развитием научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры и реформированием системы образования, отвечающем устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов и потребности личности педагога. Хронологическая содержательная сторона явления современной цели представляет особый интерес для исследования. Первая попытка определить сущность физической культуры личности была предпринята еще в начале 20 х годов XX в. и формировалась как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма».[1]
Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков (1976 г.) под физической культурой личности педагога подразумевали воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле этого слова т.е. усвоенные человеком физкультурные знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и подготовленности.
В данном определении выделяются три существенных элемента, характеризующих физическую культуру личности педагога. К ним отнесены: знания, умения, навыки, показатели развития. Их совокупность предполагает органическую взаимосвязь физического и интеллектуального как основу всестороннего развития личности.
М.Я. Виленский, В.А. Беляева (1985 г.) отмечают, что единство физического и интеллектуального прослеживается на всем жизненном пути человека. Если оно оптимально, то человек достигает значительных высот в своем развитии. Если же этого не наблюдается и развитие умственных сил и способностей идет в отрыве от совершенствования физических способностей, либо физическое развитие намного опережает умственное, то, как правило, и сам человек, и общество терпят издержки в формировании всестороннего развития личности педагога, а это недопустимо для современной системы образования. Физическая культура для становления личности педагога представляется как сложное системное динамическое образование, которое характеризуется уровнем ее физического состояния (здоровья, физического развития и подготовленности), осознанием способов достижения этого уровня и проявляется в различных видах спортивно-физкультурной деятельности (познавательной, организаторской, инструкторско-педагогической, собственно практической). Проявление личностью физической культуры связывается и с реализацией человека в повседневной деятельности в отношениях, в поведении, в образе жизни, труде, освоенных им культурных ценностей (физическое совершенствование, духовные ценности, представленные такими типами человеческой деятельности, как преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная). В основе физической культуры личности педагога лежит органическое единство знаний, убеждений в их практическом использовании и непосредственной деятельности по их реализации. Повседневные практические занятия являются одним из основных показателей физической культуры личности.
Определяя место физической культуры и спорта в системе явлений культуры, В.И. Столяров констатирует, что физическая культура есть относительно самостоятельная область (сфера) культуры, как и все социальные явления, носит конкретно исторический характер, поскольку составляющие ее компоненты меняются в процессе развития общества. При этом им подчеркивается, что важно различать физическую культуру отдельного человека, какой-либо социальной группы и общества в целом и физическую культуру в той мере, в какой она характеризует отдельного человека. В.И. Столяров включает социально сформированные физические способности (умения и навыки) человека, связанные с ними знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, а также освоенные личностью средства сохранения и совершенствования этих способностей, знания о том, как их использовать, умения и навыки применять их и соответствующие интересы, потребности, нормы.
Развивая теорию о физической культуре личности, В.И. Столяров акцентирует внимание на том, что физическую культуру личности нельзя отождествлять просто с физическим развитием человека, что она включает в себя не любые физические качества человека, не все их стороны, а лишь те, которые являются результатом социализации. «Ее вообще нельзя сводить только к физическому, телесному». А в отношении к «телесной культуре» как к понятию, им предлагается его замена термином «культура органического тела», на основе того, что у человека два тела - органическое и неорганическое. Разделяя понятия «физическая культура личности» и «культура органического тела», В.И. Столяров затрагивает философский вопрос о соотношении телесного и духовного в природе человека, о единстве их в содержании физической культуры личности и противоречии при ее отсутствии. Рассматривая сущность, содержание и методику формирования профессиональной направленности в физическом воспитании будущих учителей М.Я. Виленский, Р.С. Сафин (1989 г.) схематично и описательно структурируют физическую культуру личности, добавляя в прежнее определение (М.Я. Виленский, В.А. Беляева) такие значения, как качественное развитие и интегральный результат профессиональной подготовки. В разработанную модель физической культуры личности учителя включают три основные составляющие, которые в свою очередь включают в себя подструктурные компоненты. Мотивационно-ценностные ориентации: знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности. Физическое совершенство: двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность. Физкультурно-спортивная деятельность, познавательная, пропагандистская, инструктивно-педагогическая, судейская, организаторская, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты или элементы физической культуры личности учителя замыкаются на профессионально-педагогической деятельности. Интегральной целью физического воспитания для всех ступеней образования, согласно концепции, выступает физическая культура личности педагога как органическое единство знаний и убеждений, ценностных ориентации и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Данная и последующие концепции развития физической культуры предопределили инновационное целеполагание, отраженное в государственных образовательных стандартах и современных программах по физической культуре, а также видоизменили и социально конкретизировали принципы физического воспитания, что соответствует цели развития физической культуры личности и общества в целом и самом широком понимании этого смысла. Их теоретико-методическое обоснование воспитания физической культуры студентов внесло определенный вклад в развитие теории и практики, в понимание социально-исторической необходимости видоизменения приоритетов физической культуры.
Основные
идеи и направления формирования
физической культуры личности представляются
авторам теоретико-
При этом основные концептуальные положения концентрируются в перечень принципов воспитания физической культуры. Основополагающим, объявляется принцип единства мировоззренческого, интеллектуальною и телесного компонентов в формировании физической культуры личности педагога профессионального образования.[4]
Значение физической культуры как социального феномена по мере развития общества повышается. Председатель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Н. Вепа подчеркивает возрастающую роль физической культуры в современном мире. Физическая активность является мощным фактором укрепления здоровья, эффективным средством снятия стрессов, профилактики асоциального поведения и наркомании. В связи с этим очевидна ярко выраженная экономическая значимость физической культуры. Дефицит двигательной активности негативно сказывается на развертывании всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека.
Все большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. "Физическая культура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности". Оптимальная двигательная активность человека — необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы. [2]
Занятия
физической культурой для всех детей
должны рассматриваться как
Физическая культура является интегративным предметом в школьной программе и вносит существенный вклад в общий процесс образования детей, воспитание гармонически развитой личности.
В процессе физкультурной деятельности через эмоционально окрашенное общение происходит активное усвоение индивидуумом социально значимых ценностей, норм и знаний, реализуется процесс самопознания, идет формирование собственного "я" по укреплению здоровья, повышению самооценки и чувства самодостаточности.
Основными действующими лицами в формировании менталитета населения в нужном направлении являются педагоги профессионального образования. Следовательно, положительное влияние на становление личности будущего учителя связано с совершенствованием качества профессионального физкультурного образования.[4]
Информация о работе Роль физической культуры в становлении педагога профессионального образования