Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 06:34, контрольная работа

Описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что среди заболеваний опорно-двигательного аппарата нарушения осанки и стопы занимают одно из первых мест как по частоте, так и по сложности патологических изменений. Количество детей с нарушением осанки и стопы за последние 20 лет увеличилось в два раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80 %, то есть, в среднем, три ребенка из пяти имеют видимые деформации onopно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно-сосудиста) пищеварительная, дыхательная и др.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Причины образования дефектов осанки и стопы………………………………...5
2. Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы………………………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная ЛФК.docx

— 50.41 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Причины образования дефектов осанки и стопы………………………………...5

2. Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы………………………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………...23

Список использованных источников……………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

Цель настоящей работы – раскрыть причины образования дефектов осанки и стопы, выделить роль корригирующих упражнений для исправления этих дефектов.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что среди заболеваний опорно-двигательного аппарата нарушения осанки и стопы занимают одно из первых мест как по частоте, так и по сложности патологических изменений. Количество детей с нарушением осанки и стопы за последние 20 лет увеличилось в два раза и составляет, по данным разных исследований, от 60 до 80 %, то есть, в среднем, три ребенка из пяти имеют видимые деформации onopно-двигательного аппарата, что, в свою очередь, приводит к увеличению патологии не только аппарата движения, но и основных органов и систем (сердечно-сосудиста) пищеварительная, дыхательная и др.).

В специальной литературе приводится множество причин этих нарушений - изменение экологии, несбалансированное питание, информационные перегрузка детей, снижение их двигательной активности (гипокинезия) и др.

В период обучения в школе  дефицит двигательной активности приводит к не достаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира. Ограничение объема мышечной деятельности ведет к существенному снижению афферентной импульсации мышц, что, в свою очередь, приводит к изменению сократительных способностей мышц. В мышечных волокнах наблюдаются выраженные атрофические и дистрофические изменения, значительно снижаются сила и мышечный тонус, происходят нарушения двигательных навыков и координации движений.

Результаты научных исследований и опыт ряда стран Западной Европы убедительно показывают, что достаточно увеличить двигательную активность, обеспечит ребенка возможностью реализовать заложенный в нем генетический двигательный потенциал, заставить качественно работать системы физического воспитания, и уже даже это решает ряд проблем, связанных с уровнем заболеваемости и распространенностью деформации опорно-двигательного аппарата, значительно повышает устойчивость детей к различного рода неблагоприятным факторам среды.

Большинство авторов, рассматривающих  проблему нарушения осанки и стопы, уделяют основное внимание анатомическим или физиологическим ее аспектам. В то же время пространственная организация биозвеньев тела человека чаще всего остается вне поля зрения специалистов.

Методологической базой  исследования при написании работы явился общий диалектический метод, частные методы: метод сравнения, системного анализа, обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    1. Причины образования дефектов осанки и стопы

 

Нарушения осанки представляют одну из наиболее актуальных проблем  здоровья. Эти нарушения возникают, как правило, из-за нерационального  двигательного режима детей и  создают неблагоприятные условия  для функционирования различных  органов и систем человека.

В специальных медицинских  руководствах осанка определяется как  привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного  напряжения.

Морфологически осанка определяется как привычная поза непринужденно  стоящего человека, которую он принимает  без излишнего мышечного напряжения. С точки зрения физиологии, осанка — это навык или система  определенных двигательных рефлексов, обеспечивающая в статике и динамике правильное положение тела в пространстве. В биомеханике осанка рассматривается  как непринужденная поза тела человека, находящегося в ортоградном положении, оцениваемая с учетом геометрии  масс тела человека.

В вертикальной позе голова удерживается разгибателями головы против момента ее силы тяжести. Вследствие шейного лордоза масса головы направлена на сгибание шейного отдела позвоночного столба, при этом удерживающую работу совершают и мышцы шеи. Удерживание головы, при некотором  опускании ее вперед рефлекторно  способствует увеличению грудного кифоза. Удерживание головы при небольшом  сгибании шейного отдела позвоночного столба способствует уменьшению грудного кифоза.

Осанку можно оценивать  по геометрии масс тела человека, так  как одной из причин ее нарушений  является возникновение чрезмерно  большого опрокидывающего момента  относительно одной или двух плоскостей пространства, занимаемого телом  человека. Это вызывает излишнее напряжение мышц-разгибателей и деформацию продольной оси позвоночного столба. 

В 1927 г. Dudzinski, опираясь на классификацию Staffel, разработал четыре типа нарушений  осанки, присущие детям: выпуклая, кругло-вогнутая, с боковым искривлением позвоночного столба и с выраженными комбинированными нарушениями позвоночного столба.

Stafford (1932) разработал классификацию,  состоящую из трех типов осанок:

1. Осанка с выраженным  переднезадним искривлением позвоночного  столба:

- спина круглая;

- спина плоская;

- спина выгнутая;

- спина выпукло-вогнутая;

2. Осанка чересчур напряженная.

3. Осанка с боковым  искривлением позвоночного столба.

Сколиотическая болезнь, а также дефекты осанки являются одними из самых частых заболеваний опорно-двигательного аппарата и относятся к числу самых сложных и важных проблем современной ортопедии. Данные заболевания являются основой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья и оказывают негативное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.1

В деле формирования правильной осанки главную роль составляет позвоночник, а также мышцы, окружающие его.

Осанка обусловливается не только наследственностью, но и на ее формирование в процессе роста влияют ряд факторов внешней среды.

Формирование осанки начинается с раннего возраста, происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности. Указанные закономерности характерны для образования условных двигательных связей. Это оказывает влияние на процесс формирования осанки обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Можно выделить ряд причин, которые приводят к нарушениям осанки. Негативное влияние на формирование осанки оказывают:

- отрицательные условия окружающей среды;

- социальные и гигиенические факторы (например, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела).

Неверное положение тела приводит к образованию собственно навыка неверной установки тела. Данный навык неверной установки тела образуется как при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, так и при патологических изменениях в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера (соединительно-тканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др.).

Основу нарушения осанки составляет недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Появление неправильной осанки связано и с недостаточной чувствительностью рецепторов, которые определяют вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Одной из причин нарушений осанки является нерациональная одежда. Также можно выделить заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту и другие факторы.

В 90-95% случаях - нарушенная осанка – приобретенное явление. Как правило они могут встречаться у детей с астеническим телосложением. Нарушения осанки, обычно, грубыми изменениями в позвоночнике не сопровождаются. Дефекты осанки, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках, могут создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости.2

Грубые же изменения в  позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 ст. тяжести сколиоза. Развивается  сколиотическая болезнь преимущественно  в периоды интенсивного роста  скелета: 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста увеличение деформации, как  правило, прекращается, за исключением  паралитического сколиоза, при котором  деформация может прогрессировать  в течение всей жизни.

Сколиотическая болезнь - достаточно сложное заболевание, которое требуюет постоянного наблюдения и лечения у ортопеда.

Важно отметить, что правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовом отделах.

Дефекты осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной  плоскостях.

Комбинированная осанка в  сагиттальной и во фронтальной плоскостях характеризуется увеличением или  уменьшением физиологических изгибов  в сочетании с первичным боковым  смещением оси позвоночного столба (влево, вправо) на различных уровнях. Сколиотическая осанка может быть в  сочетании с кругловогнутой, круглой, плоской и лордотической спиной.

Различают следующие варианты осанки в сагиттальной плоскости, при  которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника. К ним относят:

1. сутуловатость - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

2. плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе;

3. вогнутая спина - усиление лордоза в поясничной области;

4. круглая спина - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

5. кругло-вогнутая спина - увеличение грудного кифоза при увеличении поясничного кифоза.

Умение и неумение правильно  держать свое тело в пространстве влияет не только на внешний вид  человека, но и на состояние его  внутренних органов и здоровье. Осанка формируется в процессе роста  ребенка, изменяясь в зависимости  от условий быта, учебы, занятий физической культурой.

Смагина (1979), принимая во внимание положение позвоночного столба, состояние  стоп, учитывая различные нарушения, характерные для неправильной осанки детей школьного возраста, разработала  другой подход относительно ее классификации  и выделила пять групп.

К первой группе относятся  здоровые дети, у которых позвоночный  столб расположен симметрично, но имеется  несколько нарушений, характерных  для неправильной осанки: опущенные  вперед плечи, крыловидные лопатки, незначительная деформация грудной  клетки. Стопа у таких детей  — нормальная.

Ко второй группе относятся  дети с искривлениями позвоночного столба во фронтальной плоскости  вправо или влево на величину до 1 см, которые могут быть исправлены самим ребенком путем напряжения мышц спины. Наблюдается: асимметрия плечевых линий, опущение плеча и одноименной  лопатки, крыловидные лопатки и  разные по форме треугольники талии, стопа уплощена (расширение поверхности  подошвенной стороны стопы, незначительное опущение продольного свода).

У детей третей группы отмечается уменьшение или увеличение физиологических  изгибов позвоночного столба в сагиттальной плоскости, в одном или нескольких отделах. В зависимости от изменения  изгибов спина ребенка принимает плоскую, круглую, кругловогнутую или плосковогнутую форму. Частыми элементами нарушения осанки являются уплощенная или впалая грудная клетка, слабые мышцы груди, крыловидные лопатки, уплощенные ягодицы.3

К четвертой группе относят  детей с органическими поражениями костной системы (искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости в одном или нескольких отделах, в виде дуги или дуг, обращенных вправо или влево на величину, превышающую 1 см (сколиоз), со скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси, наличием реберного горба, асимметрии плечевого пояса, грудной клетки и треугольников талии).

К пятой группе относятся  дети, у которых наблюдается стойкая  деформация позвоночного столба в сагиттальной плоскости (кифоз и кифосколиоз). Обнаруживаются торчащие крыловидные  лопатки, выступающие вперед плечевые суставы, грудная клетка уплощена.

Отклонения от нормальной осанки обозначают как нарушения  осанки в том случае, если по результатам  углубленного обследования не выявлены заболевания позвоночного столба или  других отделов ОДА. Следовательно, нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а, по сути, являются состоянием предболезни. Принято считать, что нарушения осанки не являются заболеванием, так как они сопровождаются только функциональными нарушениями ОДА. В то же время они могут быть первыми проявлениями серьезных заболеваний.

Информация о работе Роль корригирующих упражнений для исправления дефектов осанки и стопы