Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:28, реферат
Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.
1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы
Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро, уверенно и в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.
Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (за исключением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они позволяют комплексно решать все оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Условия проведения занятий определяют их специфику.
Занятия, проводимые в помещении, требуют обязательного соблюдения оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна или фрамуги, облегченные костюмы и обувь), что обеспечивает правильность, красоту и точность движений, воспитывает общую культуру движений. Занятия могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.
Занятия на воздухе оказывают максимально оздоровительный эффект, так как позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.
Содержание занятий составляют физические упражнения, обозначенные в Программе для каждой возрастной группы. При проведении различных по содержанию занятий необходимо решать указанные задачи, соблюдать четкую последовательность реализации Программы, а также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура занятия
заключается в последовательном
выполнении детьми физических упражнений,
определяемом поставленными задачами
и особенностями
Изучение показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе двигательной деятельности показало ее постепенное возрастание в начале занятия, последующее нарастание с достижением наиболее высокого уровня в основной части и постепенное снижение к окончанию занятия. Это определяется, с одной стороны, деятельностью системы кровообращения и работоспособностью организма; с другой - особенностями протекания психических процессов - внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.
Изменения, происходящие в организме и психике в течение занятия, осуществляются под контролем центральной нервной системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, что выражается в повышении возбудимости нервных центров и подвижности нервных процессов. В ходе занятия при все большей врабатываемости всего организма улучшается согласованность деятельности всех органов и систем, появляется возможность найти правильный ритм работы, а значит, повысить эмоциональное состояние. Отмечается наиболее высокий уровень работоспособности, который колеблется в связи с изменением характера деятельности (выполнение движений, наблюдение образца движений воспитателя, осмысление его указаний и т.п.).
Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Задачи и содержание вводно-подготовительной части физкультурного занятия. Ее особенности определяются поставленными задачами и содержанием основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом - вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в формировании у детей интереса и в создании эмоциональной настроенности на занятие, в проверке степени готовности, в том числе внимания, уточнении некоторых двигательных навыков и постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, ориентировке в пространстве и в коллективе. Они не требуют много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые - различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.п.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные игры на внимание типа "Наоборот", "Летает - не летает".
Заканчивается вводная часть построением в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т.п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность этой части в младшей группе - от 2 до 4 минут, в средней - от 3 до 5 минут, в старших группах - от 4 до 6 минут.
Если первая часть занятия планируется как вводно-подготовительная, тогда вначале даются указанные выше упражнения, а потом общеразвивающие, которые строятся только на повторении и вариациях уже знакомых упражнений. Их задача - подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.
Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах - от 3 до 4 минут, в средней -от 4 до б минут, в старших - от 5 до 10 минут.
Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае намечаются задачи по обучению детей сначала общеразвивающим упражнениям, а затем основным движениям и воспитанию психофизических качеств; в другом случае - упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая, что оптимальная психическая работоспособность у детей непродолжительна, решение более трудных задач (например, ознакомление с новым материалом или выполнение упражнений с более сложной координацией) намечают на начало основной части. Общеразвивающие упражнения выполняются с мелкими предметами: флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.
Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми - упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево - вращение туловища). Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.
После этого переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть для детей новым, а другие - находиться на этапах совершенствования.
В подготовительной к школе группе, по данным Ю. Рауцкиса, на одном физкультурном занятии целесообразно планировать от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или метание в сочетании с ходьбой и бегом и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности. Таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка.
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, в значительной степени повышает функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.
Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах - от 15 до 18 минут, в средней - от 20 до 22 минут, в старших - от 25 до 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям ее длительность в младшей группе - 8-12 минут, в средней - 12-15 минут, в старших - 15-20 минут.
Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса в норму. В процессе ходьбы дети могут сделать несколько дыхательных упражнений. В некоторых случаях ходьба может быть заменена малоподвижной игрой с участием всех детей (например, "Найди и промолчи", "Принеси, что тебе понравится" или игра хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится краткий итог занятия, и дети переходят к другой деятельности. Длительность заключительной части занятия в младших группах - от 2 до 3 минут, в средней и старших - от 3 до 4 минут.
Продолжительность
всего занятия в младших
Как уже было
сказано, в процессе физкультурного
занятия одновременно с развитием
двигательных навыков у детей
формируются психофизические
Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены" и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.
Исследования показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.
Занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.
Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.п.) - это помогает улучшить технику движения, укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.
В основной части
выполняются общеразвивающие
В заключительной части дается бег в медленном темпе с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.
Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.
Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.
Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия (степень усвоения всеми и каждым нового программного материала; прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).
Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся задач, прохождение Программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.