Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:28, реферат
Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.
1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы
При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Это необходимо для скорейшей выработки тепла в организме и возникновения у детей положительных эмоций, влияющих на физиологические процессы теплорегуляции, способствующие восстановлению температуры кожи.
Физкультминутки
Физкультминутки - кратковременные физические упражнения - проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние. Нередко ребенок проявляет на занятиях "двигательное беспокойство": стремится изменить позу, отвлекается, у него падает внимание. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут (С. Громбах); только тогда физические упражнения способны улучшить кровообращение, работу сердца, легких, восстановить эмоционально положительное состояние.
На физкультминутках можно использовать упражнения для кисти руки, различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа "Поза замка", упражнения "Сова", "Умная шляпа" и др., а также подскоки и ходьба.
В физкультминутки можно включать два-три упражнения для плечевого пояса и рук, подтягивания, наклоны, повороты туловища (Г. Лескова, Н. Ноткина).
В перерыве между занятиями ребенку предлагают игры с мячом, скакалками, подвижные игры, игры-эстафеты и другие формы оптимизации двигательной деятельности.
Физкультминутки во второй половине дня проводятся через 30 минут после дневного сна. Последние исследования (0. Сытель и др.) свидетельствуют: выполнение физических упражнений сразу же после пробуждения не приносят пользы, так как мозг и мышцы не успевают переключиться от сна к бодрствованию.
Индивидуальная работа с ребенком
Известно: каждый ребенок неповторим. Его отличают индивидуальные особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Эти особенности влияют на усвоение ребенком двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Важную роль в ней играют медико-педагогические наблюдения, которые дают воспитателю данные о показателях силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитывается уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах, быстрота восстановления работоспособности после утомления, способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях и в играх, скорость овладения двигательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.
Показателями уравновешенности нервных процессов являются ровное, спокойное настроение ребенка, его доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях, равномерность протекания деятельности.
Подвижность нервных
процессов характеризуется
Воспитатель с
учетом указанных показателей
Если ребенок посещает какую-либо спортивную секцию, то воспитатель или инструктор по физической культуре связывается с тренером, согласует с ним индивидуальную работу с ребенком, его участие в разных формах двигательной деятельности.
С ребенком проводится
индивидуальная коррекционная работа
по исправлению дефектов стопы и
осанки, совершенствованию
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или небольшой группой детей обеспечивает более высокое качество выполнения движений, развитие физических и личностных качеств.
Активный отдых дошкольников
Физкультурный праздник является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, организация его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка эмоционально положительное, приподнятое настроение.
В программу физкультурного праздника как одного из видов активного отдыха детей входят знакомые детям физические упражнения и подвижные игры, отражающие ранее приобретенные ими двигательные навыки.
Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль при их проведении играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.
Праздник состоит из трех частей. Первая часть, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается с общего шествия детей, разделенных на отдельные команды; при этом каждая идет со своими значками, вымпелами, эмблемами. Шествие проводится под музыку, стихи, песни. После парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д., играх-эстафетах, играх с элементами соревнования и спортивных игр. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы (для каждой возрастной группы и всех участников).
Во второй части
праздника можно организовать кукольный
театр, выступления школьников, взрослых,
сюжетные прогулки и т.д. В этой части
обязательны разнообразные
В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.
Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники, которые включают катание на санках, коньках, лыжах, а также зимние спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые пляски и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет, а вот сюрпризные моменты обязательны.
На любых праздниках используются красочные атрибуты и оформление, что делает их еще более привлекательными и интересными.
В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели.
В подготовке праздничного оформления могут участвовать и дети. В рамках подготовки к празднику организуют экскурсии на стадион, проводят беседы, рассматривают иллюстрации, разучивают стихи.
В день праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздника должна доставлять ребенку радость. Длительность праздника не превышает 45 минут-1 часа.
Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.
Программа физкультурного досуга в младших и средних группах строится на простейших играх типа "Кто скорее принесет игрушки, выполнит веселые игровые действия" и т.п. В старших группах ребенок индивидуально и в составе команды участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включают аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.
Главными задачами воспитателя при проведении физкультурного досуга являются создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарища.
При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность при демонстрации двигательных умений и навыков обеспечивают выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Умеренная мышечная нагрузка формирует раскованность и красоту движений, улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физкультурный досуг развивает также мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, ребенок учится сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность), умение двигаться под музыку, музыкальный слух и память.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. Досуг проводят как с одной группой, так и с группами близких по возрасту детей. Педагог в досуге принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнований и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.
По содержанию и композиции физкультурные досуги могут быть разными: строиться на знакомых играх и игровых упражнениях, элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол, теннис и т.д.), упражнениях в основных движениях -в беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку.
Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению движениями и освоению правильной техники движений.
Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа "Веселые старты". Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.
Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячи, ленты, обручи и т.д.) и ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, а также красоту, грациозность и выразительность движений.
Со второй младшей
группой проводится День здоровья.
Цель - оздоровление нервной системы
и организма в целом и
Каникулы для детей устраиваются в начале января и в конце марта. Их длительность - неделя. Каникулы так же, как и День здоровья, призваны охранить нервную систему, оздоровить организм ребенка и т.п. Содержание каникул составляет художественно-творческая, музыкальная и физкультурная деятельность. Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей на всю неделю за город и организовать там катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают режим, близкий к санаторному. Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.
Задания на дом позволяют согласовать физическое развитие (упражнения и игры) ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними. Они способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.
Успешному решению задач физического воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям методику проведения утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий.
Все вышеуказанные
формы организации активного
отдыха тщательно планируются и
обсуждаются на педагогических советах
дошкольного учреждения. В их подготовке
могут принимать участие
Физическое воспитание ребенка в семье
Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, педколлектив значительное внимание уделяет воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; а с другой - осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, вовлекает родителей в активную совместную работу по физическому воспитанию.
На основе рекомендаций педагога родители приобретают физкультурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренажеры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освоении различных физических упражнений (обучают езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.). Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, о создании дома условий для развития движений ребенка.
Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности, проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития, следят за осанкой, а также красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша.
Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки. Они не только углубляют любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью и позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
Приведем образец гимнастики для мамы и ребенка младшего дошкольного возраста.
1.Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними ребенка, держа его за руки. Ребенок на двух ногах перепрыгивает то через левую, то через правую ногу матери; подпрыгивает вверх - мать сдвигает ноги, и ребенок, раздвинув свои ноги, садится на обе ее ноги. Все это время мать поддерживает ребенка за обе руки и приучает правильно выбирать момент для каждого движения.